В настоящее время в мире насчитывается более 40 тысяч специальностей, но профессия медицинского работника на протяжении многих лет прочно удерживается в первой десятке. Однако, несмотря на такую популярность данной профессии, по-прежнему есть хорошие и плохие медицинские работники, хотя последних не должно быть вообще, так как недобросовестная, бездушная работа медика отражается на здоровье, жизни и благополучии другого человека.
В современных условиях все острее встает вопрос о необходимости выработки критериев приема в медицинские образовательные учреждения с учетом устойчивости интереса и пригодности абитуриентов к избираемой специальности. Устойчивость интереса к медицинской профессии определяется по тому, является ли для человека желание заниматься медициной неосознанным, сиюминутным или это желание, превратившееся в стремление посвятить жизнь избранной профессии.
Человек, выбравший профессию медицинского работника, должен иметь к ней призвание, "единственное настоящее чувство в жизни - это сочувствие", - говорят французы. И когда это сочувствие как свойство личности становится потребностью, можно считать, что у человека есть главное условие успешного овладения профессией медицинского работника.
Сейчас актуальным становится обсуждение вопросов: кто должен идти в медицину? Кто лучше справится со своими обязанностями? Важен и необходим психологический профессиональный отбор. Однако, может быть, еще важнее профессиональное этическое воспитание молодежи. Студенты получают знания в полном объеме согласно стандартам обучения, но иногда есть опасения за будущее медицины. Не уйдет ли она в техницизм, не оторвется ли от больного?
Например, молодой специалист прекрасно знает, электрокардиографию, ультразвуковые методы диагностики, успешно оказывает помощь при неотложных состояниях тяжелобольным, которые раньше были обречены, по алгоритму, умеет оживлять пациентов в состоянии клинической смерти. Но вместе с тем, молодой специалист может не понимать, как много значат иногда всего лишь несколько минут разговора с пациентом. Он может не знать и не догадываться о силе "медицинского" слова и загубить больного неосторожной рекомендацией.
Но самое страшное, когда медицинский работник груб. Это антипрофессионально. Больной имеет право на резкость, потому что он больной, он страдает. Медицинский работник такого права на грубость, резкость, безразличие не имеет никогда, ни при каких обстоятельствах.
Проблема профессиональной этики - это проблема здоровья миллионов. Быть медицинским работником - это значит обладать огромным влиянием на людей, и пользоваться им надо мудро, ответственно и человечно.
Образ врача, как ключевой фигуры здравоохранения, в российском массовом сознании неоднозначен. Почти 31% россиян убеждены, что престиж профессии врача в последнее время растет; чуть выше доля считающих, что ничего в этом отношении не меняется (35%). По мнению 18% респондентов, престиж этой профессии снижается. Такие данные публикует Фонд "Общественное мнение" (ФОМ) на основании результатов опроса, проведенного в конце июля в 44 российских регионах.
Опрос показал, что почти половина россиян (45%) полагают, что современные российские врачи обладают низким уровнем квалификации и профессиональных знаний. Еще выше доля убежденных, что большинство российских врачей относятся к своим пациентам невнимательно и равнодушно (56%). Позитивные оценки квалификации врачей и их отношения к больным звучали заметно реже - соответственно в 34% и 30% случаев.
Треть россиян полагают, что врачи справляются со своими обязанностями "плохо" (23%) или даже "очень плохо" (10%). Основные аргументы, которые приводили респонденты в поддержку своего мнения, - холодное, безразличное отношение к пациентам (11%) и недостаточный уровень квалификации врачей (6%). Треть участников опроса (35%) оценили работу врачей как "удовлетворительную"; судя по ответам на открытый вопрос, за этой оценкой также часто стоит недовольство работой медиков. По мнению пятой, части опрошенных, врачи делают свое дело "хорошо" (16%) и даже "отлично" (2%). Аргументируя свой ответ, люди ссылались на собственный опыт общения с теми или иными специалистами ("детские хорошо работают, к другим не обращалась давно"; "делали дочке две операции - хорошо всё"; "личный опыт - негатива не было"; "меня врачи вытащили с того света").
ФОМ отмечает, что за последние 4 года представления россиян о том, насколько хорошо врачи справляются со своими обязанностями, существенно изменились к худшему. Так, в июле 2002 года неудовлетворительную оценку работе врачей выставляли на 10 п.п. меньше россиян, чем сегодня (она составляла 23%, в том числе 18% сказали, что врачи работают "плохо", а 5% - "очень плохо"). Выше была доля "удовлетворительных" и "хороших" оценок (41% и 23% соответственно, что на 6-7 п.п. выше сегодняшних показателей).
Вместе с тем конкретные эпизоды своих последних (в течение последнего полугодия) обращений к врачам россияне оценивают так же, как и четыре года назад: 31% респондентов сказали, что остались довольны работой врачей (в 2002 году - 34%), 27% - что не довольны (было - 23%). Порядка 40% респондентов, по данным как нынешнего, так и прошлого опроса, в течение последнего полугода к врачам не обращались.
Положение дел в российском здравоохранении 41% населения воспринимает как стабильное, не претерпевшее в течение последнего времени каких-либо заметных изменений. Те, кто замечает перемены в российской медицине, чаще оценивают их позитивно (29%), чем негативно (14%). Исходя из этих данных, можно говорить о существенном изменении структуры общественного мнения по анализируемому вопросу. Так, в мае этого года лишь 17% респондентов отмечали, что ситуация в российском здравоохранении меняется к лучшему, а 31% констатировали негативные перемены.
Зарождение и развитие медицинской этики и деонтологии
Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Моральные требования, адресованные врачу как члену общества, в каждую историческую эпоху обретали свои характерные отличия. Религиозные, культурные, социальные, экономические традиции различных народов формировали понимание нравственных норм и оценок работы врача. Главный же моральный принцип - облегчение страданий больного человека, - как правило, оставался неизменным.
Своеобразие медицинской этики заключается в том, что в ней, все нормы, принципы и оценки ориентированы на здоровье человека, его улучшение и сохранение.
Принципы врачевания, заложенные "отцом медицины" Гиппократом (460-377гг. до н.э.), лежат у истоков врачебной этики как таковой. В своей знаменитой "Клятве", Гиппократ сформулировал обязанности врача перед пациентом. Несмотря на то, что с тех пор прошли многие века, "Клятва" не потеряла своей актуальности, более того, она стала эталоном построения многих этические документов. Клятва Гиппократа стала отправной точкой для создания других профессионально-моральных медицинских кодексов.
В течение долгих лет в профессиональной среде советских медиков официально насаждался этический нигилизм. Принятие "Этического кодекса медицинской сестры России" - это и покаяние, и надежда возвращения полного морально-этического здоровья нашим медикам."
"Этический кодекс медицинской сестры России" составлен с учетом новых идей, определивших в течение последних двух трех десятилетий содержание медицинской этики вообще и профессиональной этики медицинской сестры в частности. Прежде всего, Кодекс отразил современные представления о правах пациента, которые являются содержанием конкретных обязанностей, долга медицинской сестры.
Основными постулатами Этического кодекса медицинской сестры являются следующие положения: Медицинская сестра должна всегда соблюдать и поддерживать профессиональные стандарты деятельности, определяемые Министерством здравоохранения Российской Федерации. Непрерывное совершенствование специальных знаний и умений, повышение своего культурного уровня - первейший профессиональный долг медицинской сестры. Я думаю, что этот принцип является важнейшим не только в медицинской деятельности, но и в каждой другой трудовой сфере.
Медицинская сестра должна быть компетентной в отношении моральных и юридических прав пациента. Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний. Медицинская сестра не вправе участвовать в пытках, казнях и иных формах жестокого и бесчеловечного обращения с людьми. Медицинская сестра не вправе способствовать самоубийству больного.
Что касается эвтаназии, то есть преднамеренных действий медицинской сестры с целью прекращения жизни умирающего пациента, то Этический кодекс медицинской сестры говорит, что это ни в коем случае не допустимо, и даже по его просьбе.
Медицинская сестра не вправе нарушать древнюю этическую заповедь медицины "Прежде всего - не навредить!".
Медицинская сестра должна уважать право пациента или его законного представителя (когда она имеет дело с ребенком или недееспособным душевнобольным) соглашаться на любое медицинское вмешательство или отказаться от него.
Медицинская сестра должна стремиться участвовать в исследовательской деятельности, в преумножении знаний в своей профессии.
Медицинская сестра должна сохранять в тайне от третьих лиц доверенную ей или ставшую ей известной в силу исполнения профессиональных обязанностей информацию о состоянии здоровья пациента, диагнозе, лечении, прогнозе его заболевания, а также о личной жизни пациента, даже после того, как пациент умрет.
Социально-психологические аспекты взаимодействия медицинского работника с пациентов.
На сегодняшний день существует много понятий: медицинская этика, правило общения медицинского работника и пациента, отношения к тяжело больному пациенту медицинского персонала, психология врачевания и многое другое. Как и в обычной жизни, так и лечебной деятельности, существует общие. В обоих случаях оно имеет определенное значение и психологические особенности.. В лечебной деятельности различают несколько видов общения между медработником и больным. И только от медработника зависит то, какой вид общения будет у него с пациентом. Но в любом случае врач или медсестра должны соблюдать определённую тактику по отношению к больному и, главное, медработник, как личность, должен обладать определёнными особенностями во всех отношениях, чтобы заслужить доверие пациента к себе. Ведь без доверия невозможны нормальные взаимоотношения между медработником и больным. Т.к. в прямом контакте с больным большее время проводит медсестра, её роль при общении с пациентом приобретает важное значение. Следовательно, личность медицинской сестры, стиль и методы её работы, умение воздействовать на пациентов и обращаться с ними важный элемент не только лечебного процесса, но и психологического общения медицинского работника и больного.
Общение - многоплановый процесс развития контактов между людьми.
Актуальным вопросом на сегодняшний день является общение медработника и больного. Многим из нас приходилось бывать в больнице, поликлинике или в каком-либо лечебном учреждении, где каждый из нас общался с врачом или медсестрой. Но задумывался ли кто-нибудь, насколько это общение влияет на нас, а точнее на течение нашего заболевания, и каким образом медработник может улучшить наше состояние? Конечно, можно сказать, что всё зависит от лекарств, которые нам назначает врач и выдаёт медсестра, от лечебных процедур также назначаются врачом, но это ещё не всё, что необходимо для полного выздоровления. Самое главное это правильный настрой, который зависит от психического и от эмоционального состояния пациента. На состояние пациента огромное влияние оказывает отношение к нему медработника. И если пациент доволен, например, беседой с врачом, который его внимательно выслушал, в спокойной обстановке и дал ему соответствующие советы, то это уже первый шаг к выздоровлению. При хорошем контакте с врачом пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет хороший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений.
Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента.
Различия же во всех взглядах и точках зрения врача (медсестры) и пациента вполне закономерны и предопределены, в данной ситуации, их различными соцролями. Однако, врачу (медсестре) необходимо следить за тем, чтобы эти различия не перешли в более глубокие противоречия. Поскольку эти противоречия могут поставить под угрозу взаимоотношения медперсонала и больного, и тем самым, затрудняя оказание помощи больному, затрудняя лечебный процесс.
Для преодоления различий во взглядах медработнику необходимо не только выслушивать с большим вниманием пациента, но и постараться как можно лучше его понять. Что происходит в душе, мыслях больного человека? Врач должен откликнуться на рассказ пациента со всеми своими знаниями, разумом во всей полноте своей личности. Реакция медработника должна быть резонансом на услышанное.
Толерантность как важная составляющая профессиональной деятельности в медицине.
Следует отметить, что предпосылкой возникновения положительных психологических отношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство врача и медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.
Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к врачу, данное Гладким: "Доверие к врачу - это положительное динамическое отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом". Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит врача неопрятного, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведений и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.
Медработник приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях; когда его манера поведения. - настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Следует отметить, что принимая серьёзное решение, врач должен представлять себе результаты такого решения, последствия его для здоровья и жизни пациента и повышать в себе чувство ответственности.
Особые требования к медработнику предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой лечиться или даже личным оскорблением его со стороны больного, если состояние пациента не улучшается. Бывают ситуации, когда уместно проявить чувство юмора, однако, без тени насмешки, иронии и цинизма. Такой принцип, как "смеяться вместе с больным, но никогда - над больным", известен многим. Однако некоторые больные не переносят юмора даже с добрым намерением и понимают его как неуважение и унижение их достоинства.
Имеются факты, когда люди с неуравновешенными, неуверенными и рассеянными манерами постепенно гармонизировали своё поведение по отношению к другим. Это достигалось как путем собственных усилий так и при помощи других людей. Однако, это требует определённых психологических усилий, работы над собой, определённого критического отношения к себе, которая для медработника есть и должна быть сама собой разумеющейся.
Отметим, что медработник - молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшее квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток переходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом. Следует отметить, что личные недостатки медработника могут привести пациента к мысли, что врач или медсестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.
Медработник может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического взаимодействия с пациентами.
Совесть, правда и справедливость лежат в основе чувства сострадания. В недавнем прошлом словосочетание "врачебное милосердие" официально у нас было "принудительно забыто" и заменено на "помощь людям". Но помогать можно без жалости и понимания, даже ненавидя. Возродить в душе чувство милосердия - означает не только уберечь будущего врача от "духовной анестезии", от "эмоционального выгорания", но и научить его эмпатии, сопереживанию, сочувствию нуждам и внутреннему состоянию пациента, глубокому пониманию внутренней картины болезни.
Совесть и сострадание - проявления духовно-нравственного начала в человеке; их воспитание имеет огромное значение. Особенность этого воспитания заключается.в формировании положительных духовно-нравственных ценностей путем воздействия на эмоциональную и мотивационную сферу личности. Здесь крайне важно создать подходящие условия для раскрытия и изменения личности в ответ на определенные переживания.
В этой связи духовно-нравственная культура врача призвана отстаивать право его личности действовать не только по закону или различным критериям биомедицинской этики, но и по совести, чувству сострадания. На наш взгляд, исключительно с позиций совести нужно анализировать биоэтические ситуации, в частности меди-ко-деонтологические казусы и такие понятия, как "право на жизнь", "право на смерть", "право врача", "право пациента", "информированное согласие", "клонирование", "эвтаназия" и т.д.
Итак этика - наука о сущности морали. Мораль - один из регуляторов поведения человека, регламентирующий нормы общения как в обыденной, так и в профессиональной среде.
Грубое слово медика способно убить человека, но виновник за это не будет судим, разве что понесет административное наказание или понижение в должности.
Как ни странно, но на сегодня нет этических кодексов педагога-медика и медика-исследователя. Отчасти это объяснимо тем, что только в 1982 году был разработан документ, регламентирующий профессионально-должностные обязанности медицинского персонала
От профессионализма врача, его интеллекта, мировоззрения, гражданской позиции зависит успех врачевания. Обычно, когда говорят о врачебной этике, рассматривают следующие вопросы: врач и больной, врач и общество, врачебная тайна, врачебная ошибка, этические проблемы, вызванные к жизни НТР, и др.
В медицине же очень часто призывают любить больного. С моей точки зрения, призыв ненужный и, главное, неисполнимый. Медработник обязан честно исполнять профессиональный долг, защищать права человека, облегчать его участь и только. Очень часто мы не любим даже близких нам людей, так что тогда говорить о любви к посторонним. Деонтологические требования меняются. Но иногда мы волюнтаристски подходим к регламентации таких норм.
Список использованной литературы
- Зеер Э.Ф Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов.-3-е изд., перераб.,доп.-М.: Академический проект; Фонд "Мир", 2005
- Менделевич В.Д.Клиническая и медицинская психология: Уч.пос./ В.Д.Менделевич.-5-е изд.-М.: МЕД-пресс-информ, 2005
- Шкуренко Д. А. Общая и медицинская психология: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: "Феникс", 2002.
- Полянцева О. И. Психология. Серия "Медицина для вас". - Ростов н/Д: "Феникс", 2002.
- Журналы "Медицинская сестра", №1-2009г., 4,8-2008г. и др.