Цели:
- Создать условия для освоения приёмов художественной выразительности, для развития разнообразных речевых умений школьников.
- Расширять представление детей об окружающем мире, внутреннем мире человека, о человеческих отношениях.
- Воспитывать культуру восприятия авторской литературы сказочного жанра.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
- Сообщение темы урока.
- Постановка задач урока (совместно с детьми).
- Контроль и взаимоконтроль осуществляют дети самостоятельно по контрольным листам (на партах). Слайд 7
II. Актуализация знаний.
Кто автор произведения?
Что запомнили о жизни Т.Э.А. Гофмана? Слайд 2
Немецкий писатель, художник и композитор. Родился 21 января 1776 года в городе Кёнигсберге. Получил юридическое образование. Писатель – основоположник сказочной фантастики. Герои сказок Гофмана – скромные и добрые труженики.
К какому жанру относится это произведение?
Перечислите признаки сказки (сказочный язык; волшебные события, герои, предметы и слова – присказки; герои делятся на добрых и злых; добро побеждает).
Угадайте и назовите героев сказки, которые нам уже встречались в изученных главах:
- Маленький тёмный человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза, совсем лысый.
- Благовоспитанный человечек в красивом фиолетовом гусарском мундире. Кто он?
- Кому принадлежат эти слова: «Конь – лютый зверь. Беднягам тоже пора на покой, а в моём присутствии никто из них не посмеет клевать носом».
- О ком сказали: «Коня вам не требуется – у вас очень длинные ноги, так что вы отлично поскачете и на своих на двоих».
(Рассматривание иллюстрации в учебнике: Дроссельмейер, Фриц, Щелкунчик, Панталоне.)
III. Работа над новым материалом. Глава «Болезнь».
Объяснение значений непонятных слов. Слайд 3
Паяц –
Рать –
Потешный –
Зашвырнул –
Не очень складный и непригож –
Беседа по содержанию:
- Чем закончилась для Мари безобидное желание: побыть возле шкафа с прекрасными подарками?
- Прочитайте, что волновало больную девочку больше всего
- Прочитайте. Как мама отнеслась к приключению Мари?
- Прочитайте. Какие мысли одолевали девочку во время болезни?
- А как вы думаете, что бы это могло быть?
- Как встретила Мари крёстного Дроссельмейера?
- Прочитайте. Каким он ей показался?
- Какую радость он принёс
- Как вы думаете, крёстный Дроссельмейер так же относится к рассказу Мари, как и другие взрослые?
- Был ли он свидетелем ночных событий?
- Подберите отрывок из текста к этой картинке. (Иллюстрация учебника, где крёстный возвращает Мари отремонтированного Щелкунчика.)
Работа над выразительным чтением.
- Какой отрывок этой главы вам больше всего запомнился. (дети прочли главу дома)
- Прочитаем этот отрывок выразительно. (дети сами определяют отрывок наиболее понравившийся)
- Что значит «читать выразительно»: Слайд 4
а) Соблюдать интонацию.
б) Читать правильно, без ошибок.
в) Соблюдать логические паузы, ударение.
г) Темп чтения.
Читает учитель или хорошо-читающий ученик.
Дети читают про себя.
Читают желающие. Оценивают себя. (Дома для отработки выразительного чтения этот отрывок увеличить.)
Интрига.
Получен свиток. Кто это и что это? Задание из свитка. Угадайте чьи это вещи. (на рисунке сабелька, красивая ленточка, семь корон)
Задание: «Составить план пересказа». Слайд 5
- Мари очнулась.
- Разговор с мамой
- Воспоминания Мари о случившемся.
- Приход в дом крёстного.
- Радость Мари.
- Новая сказка крёстного Дроссельмейера.
(Дома дети готовят пересказ по составленному плану.)
Работа с иллюстрацией (сова). Слайд 6
- Какой образ из произведения соответствует этой иллюстрации?
- Давайте составим характеристику крёстного Дроссельмейера.
IV. Итог урока
Выставление оценок по контрольному листу, дети за свои ответы выставляли значки: «+», «». За 7-8 «+» дети выставляют «5», за 5-6 – «4» , 3-4 – «3». Слайд 7
Верно ли высказывание: "Мари – обычная девочка, но и прирождённая принцесса-волшебница"?
Об этом и о многих других тайнах мы узнаем в следующих главах сказки.
Контрольный лист
№, п/п | Ф.И., контроль работы учащегося | самооценка и оценка учителя |
1 | Ф.И. | |
2 | Определение цели и задач урока | |
3 | Сообщение об авторе | |
4 | Работа над лексическим значением слов | |
5 | Ответы на вопросы по содержанию текста | |
6 | Выборочное чтение | |
7 | Выразительное чтение | |
8 | Составление плана пересказа | |
9 | Другие задания |