Урок литературного чтения в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Создать условия для освоения приёмов художественной выразительности, для развития разнообразных речевых умений школьников.
  • Расширять представление детей об окружающем мире, внутреннем мире человека, о человеческих отношениях.
  • Воспитывать культуру восприятия авторской литературы сказочного жанра.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Звучит музыка П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик».
  • Сообщение темы урока.
  • Постановка задач урока (совместно с детьми).
  • Контроль и взаимоконтроль осуществляют дети самостоятельно по контрольным листам (на партах). Слайд 7

II. Актуализация знаний. 

Кто автор произведения?

Что запомнили о жизни Т.Э.А. Гофмана? Слайд 2

Немецкий писатель, художник и композитор. Родился 21 января 1776 года в городе Кёнигсберге. Получил юридическое образование. Писатель – основоположник сказочной фантастики. Герои сказок Гофмана – скромные и добрые труженики.

К какому жанру относится это произведение?

Перечислите признаки сказки (сказочный язык; волшебные события, герои, предметы и слова – присказки; герои делятся на добрых и злых; добро побеждает).

Угадайте и назовите героев сказки, которые нам уже встречались в изученных главах:

  • Маленький тёмный человечек с морщинистым лицом, с большим чёрным пластырем вместо правого глаза, совсем лысый.
  • Благовоспитанный человечек в красивом фиолетовом гусарском мундире. Кто он?
  • Кому принадлежат эти слова: «Конь – лютый зверь. Беднягам тоже пора на покой, а в моём присутствии никто из них не посмеет клевать носом».
  • О ком сказали: «Коня вам не требуется – у вас очень длинные ноги, так что вы отлично поскачете и на своих на двоих».

(Рассматривание иллюстрации в учебнике: Дроссельмейер, Фриц, Щелкунчик, Панталоне.)

III. Работа над новым материалом. Глава «Болезнь». 

Объяснение значений непонятных слов. Слайд 3

Паяц –
Рать –
Потешный –
Зашвырнул –
Не очень складный и непригож –

Беседа по содержанию:

  1. Чем закончилась для Мари безобидное желание: побыть возле шкафа с прекрасными подарками?
  2. Прочитайте, что волновало больную девочку больше всего
  3. Прочитайте. Как мама отнеслась к приключению Мари?
  4. Прочитайте. Какие мысли одолевали девочку во время болезни?
  5. А как вы думаете, что бы это могло быть?
  6. Как встретила Мари крёстного Дроссельмейера?
  7. Прочитайте. Каким он ей показался?
  8. Какую радость он принёс
  9. Как вы думаете, крёстный Дроссельмейер так же относится к рассказу Мари, как и другие взрослые?
  10. Был ли он свидетелем ночных событий?
  11. Подберите отрывок из текста к этой картинке. (Иллюстрация учебника, где крёстный возвращает Мари отремонтированного Щелкунчика.)

Работа над выразительным чтением.

  1. Какой отрывок этой главы вам больше всего запомнился. (дети прочли главу дома)
  2. Прочитаем этот отрывок выразительно. (дети сами определяют отрывок наиболее понравившийся)
  3. Что значит «читать выразительно»: Слайд 4
    а) Соблюдать интонацию.
    б) Читать правильно, без ошибок.
    в) Соблюдать логические паузы, ударение.
    г) Темп чтения.

Читает учитель или хорошо-читающий ученик.

Дети читают про себя.

Читают желающие. Оценивают себя. (Дома для отработки выразительного чтения этот отрывок увеличить.)

Интрига.

Получен свиток. Кто это и что это? Задание из свитка. Угадайте чьи это вещи. (на рисунке сабелька, красивая ленточка, семь корон)

Задание: «Составить план пересказа». Слайд 5

  1. Мари очнулась.
  2. Разговор с мамой
  3. Воспоминания Мари о случившемся.
  4. Приход в дом крёстного.
  5. Радость Мари.
  6. Новая сказка крёстного Дроссельмейера.

(Дома дети готовят пересказ по составленному плану.)

Работа с иллюстрацией (сова). Слайд 6

  1. Какой образ из произведения соответствует этой иллюстрации?
  2. Давайте составим характеристику крёстного Дроссельмейера.

IV. Итог урока

Выставление оценок по контрольному листу, дети за свои ответы выставляли значки: «+», «». За 7-8 «+» дети выставляют «5», за 5-6 – «4» , 3-4 – «3». Слайд 7

Верно ли высказывание: "Мари – обычная девочка, но и прирождённая принцесса-волшебница"?

Об этом и о многих других тайнах мы узнаем в следующих главах сказки.

Контрольный лист

№, п/п Ф.И., контроль работы учащегося самооценка и оценка учителя
1 Ф.И.  
2 Определение цели и задач урока  
3 Сообщение об авторе  
4 Работа над лексическим значением слов  
5 Ответы на вопросы по содержанию текста  
6 Выборочное чтение  
7 Выразительное чтение  
8 Составление плана пересказа  
9 Другие задания  

Презентация.