Формирование основ потребительской культуры и навыков грамотного поведения потребителей в различных рыночных ситуациях является важной составной частью нового экономического мышления студентов. Использование коммуникативного подхода и активных методов обучения в курсе “Consumer Jungle” позволяет развивать у студентов практические навыки использования английского языка для общения в сфере права, экономики и бизнеса, для получения новых знаний по выбранному профилю, повышать качество подготовки современных специалистов.
”Consumer Jungle” is an interactive, comprehensive consumer education project that helps students become literate, savvy consumers. “Consumer Jungle” provides engaging and relevant consumer education curricula covering a variety of topics. Using the communicative approach and active methods of learning the Project “Consumer Jungle” allows developing students’ practical skills of the English language usage for communication in spheres of Law, Economics and Business and their new way of thinking economically.
Ключевые слова: право и экономика, основы потребительских знаний, проект, новые стандарты, коммуникативные подходы, активные методы обучения.
Key words: law, economics, consumer rights, project, new standards, communicative approach, active methods of learning.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. целью современного образования является развитие личности студента, его познавательных и созидательных способностей, личностных свойств, которые нужны ему и обществу для включения в социально ценную деятельность. Поэтому перед образовательными учреждениями ставится задача формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования, ориентированного на новые стандарты образования. Стандарты второго поколения задают системе образования ожидаемые (планируемые) результаты образования в виде целевых установок, которые требуют дальнейшей конкретизации и наполнения. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является их ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе системно-деятельностного подхода к образованию. Применительно к учебному процессу это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен ориентироваться на развитие личности, обучающейся на основе овладения способами деятельности при изучении конкретного учебного материала.
При этом особое внимание уделяется владению технологиями устного и письменного общения, включая общение через Интернет, углублению социокультурных знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемого языка.
Для студентов колледжей особенно актуальным является готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию, а также подготовленность к самостоятельному выполнению профессиональных действий, оценке результатов своего труда.
Анализ особенностей стандарта второго поколения позволяет констатировать, что именно учебный процесс, его организация и содержание, имеют приоритетное значение для реализации основных подходов, положенных в основу стандарта.
Таким образом, при формировании экономического и юридического кругозора средствами иностранного языка все большее признание приобретают идеи интегративных, элективных, факультативных курсов, предоставляющих дополнительный учебный материал и повышающих качество подготовки современных специалистов- профессионалов, востребованных на рынке труда.
Факультативный курс “Consumer Jungle” должен помочь профессиональному развитию и социальной адаптации студентов.
Содержание курса должно быть построено таким образом, чтобы служить целям и задачам вводного курса, дающего представление и формирующего базисные юридические и экономические знания, умения и навыки грамотного поведения и защиты потребителей в различных рыночных ситуациях в соответствии с законами РФ и стран изучаемого языка в устной и письменной форме.
Проблема: В настоящее время нет специального курса, в результате изучения которого студенты приобретали бы знания, необходимые им в современной жизни: о правах и обязанностях потребителей, системе защиты прав потребителей, о разумном потребительском поведении, о месте и роли потребителей в рыночной экономике. Актуальность создания курса обусловлена противоречиями между потребностями студентов, требованиями будущей профессии и содержанием обучения, заложенном в федеральном стандарте.
Идея: Создание УМК “CONSUMER JUNGLE”
В основе построения курса - принципы интенсивного, личностно-ориентированного обучения, многофункциональности упражнений.
Основной целью курса является: развитие у студентов практических навыков использования английского языка для профессионального общения в сфере права, экономики и бизнеса, а также в качестве инструмента для получения новых знаний по выбранному профилю.
Целевая группа: Учащиеся 10-11 профильных классов школ, лицеев, студенты колледжа.
Курс “Consumer Jungle” рассчитан на студентов, имеющих базовый уровень владения английским языком.
Использование технологий обучения в сотрудничестве, метода проектов, мультимедийных технологий позволяет обеспечить решение комплексных задач, стоящих перед студентами в пределах курса.
Юридическое и экономическое содержание курса отражает тематику и сферы общения, наиболее значимые для формирования необходимых предметно - и профессионально-направленных речевых умений.
Тематика курса соотносится в основном с Минимальным содержанием курса “Экономика”, “Право”, “Обществознание” в общеобразовательных учреждениях, а также с Региональным стандартом экономического образования школьников.
Тематический план: ( варианты 1-2, 34-70 часов)
- Раздел 1. Потребитель и его потребности (Потребности: классификация и анализ; Потребители: права и обязанности, психология, проблема выбора, рациональное потребление.)
- Раздел 2. Источники информации для потребителя (Реклама, сертификация, товарные знаки, символы.)
- Раздел 3. Деньги и потребитель (Бюджет, кредиты, валюта, инвестиции)
- Раздел 4. Поведение потребителей (Поведение потребителей при покупке товаров, при выполнении работ, оказании услуг)
- Раздел 5. Защита прав потребителей (Законы о защите прав потребителей; Адвокат и суд; Система государственных органов и общественных организаций по защите прав потребителей)
Использованы материалы, предоставленные
- Национальным Советом по экономическому образованию (США) www.councilforeconed.org
- Общественной организацией Consumer Jungle: Consumer Literacy for Young Adults www.consumerjungle.org
- GATE (Global Association of Teachers of Economics) www.councilforeconed.org/gate/
- European Consumer Groups working with the European Commission Directorate General for Health and Consumer Protection www.europa.eu.int/comm/consumers/cons_org/associations/links/index_en.htm
- Международной Конфедерацией обществ потребителей (КонфОП) www.konfop.ru
- Союзом потребителей Российской Федерации www.potrebitel.net
- Донской ассоциацией защиты потребителей и предпринимателей http://zppdon.ru
- Ростовским-на-Дону Союзом защиты прав потребителей http://rsp-don.ru
Продукт: УМК “CONSUMER JUNGLE”.
Этапы работы:
- 2006-2008гг. Интеграционные курсы “Начала экономики: первые шаги” - “Journey to EconomicsLand” для 5-6 классов и “Потребительские джунгли – Consumer Jungle (Pre-Int)” для 7-8 классов. Апробация в МОУ гимназии №12 и АК РГАСХМ ГОУ.
- 2008-2009гг. Учебная программа курса “Consumer Jungle”
- 2009-2010гг. Апробация в МОУ гимназии №12 г. Ростов-на-Дону, Ростовском филиале Российской академии правосудия (факультет СПО), Авиационном колледже РГАСХМ ГОУ.
- 2011г. - Рабочая тетрадь “Consumer Jungle” часть 1-2.
- Предпрофильный ориентационный модуль “Consumer Jungle” для учащихся 9 классов, способствующий самоопределению их относительно профиля в старшей школе.
- 2012г. – Учебно-методическое пособие “Consumer Jungle” часть 2.
Результат: повышение уровня владения английским языком, получение студентами опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности, умения решать конкретные коммуникативно-прагматические задачи в условиях реального, ситуативного иноязычного общения.
Литература.
- Вопросы профильного обучения в старшей школе, нормативные документы на сайте “Профильное обучение в старшей школе” http://www.profile-edu.ru/
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова -М., Просвещение, 2008.
- Методология формирования Программы развития универсальных учебных действий. А.Г. Асмолов, Г.В Бурменская, И.А. Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина. – М, Просвещение, 2008.
- Нормативные документы на сайте центра образовательного законодательства http://www.lexed.ru/
- Поливанова К.Н. К вопросу об определении общих оснований отбора содержания образования // в кн. Каким должен быть образовательный стандарт. – М., 2002.
- Портал “Российское образование” www.edu.ru – программы элективных курсов, нормативные документы, ресурсы для школ.
- Сайт специализированного учебно-научного центра Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; Школа им. А. Н. Колмогорова http://www.pms.ru/programmyi/15.html – программы элективных курсов по английскому языку.
- Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Выпуск 1./Состав. О.Б. Логинова.-М.:"Перспектива", 1993.
- Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Выпуск 2./Состав. О.Б. Логинова.-М.:"Образование для всех", 1994.
- Учебные пособия на сайте информационной системы “Единое окно доступа к образовательным ресурсам” http://window.edu.ru/window/library?prubr=2.2.73.3
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В.Козлова, А.А. Кузнецова –М., Просвещение, 2008.