Элективный курс предназначен для учащихся 11-х классов, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, имеющих хорошие базовые знания по общей и неорганической химии и собирающихся продолжить образование в высших учебных заведениях естественно – научного профиля. Курс рассчитан в первую очередь на учащихся, обладающих прочными знаниями основных химических законов и способных к творческому и осмысленному восприятию учебного материала по химии.
Цель курса: углубление и расширение знаний, и умений по темам: «Основные понятия и законы химии»; «Теория строения атома»; «Строение вещества»; «Вещества и их системы»; «Химические реакции и их общая характеристика». Основы термохимии»; «Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций»; «Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов».
Задачи курса: формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, решения расчётных и качественных задач, помощь учащимся в подготовке к поступлению в высшие учебные заведения.
Содержание элективного курса способствует интеллектуальному, творческому , эмоциональному развитию школьников.
В качестве одной из форм организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а также решаются расчетные задачи по данной теме. Кроме того, можно использовать такие формы работы, как дискуссии и ролевые игры.
Формами контроля за уровнем достижений учащихся служат текущие, промежуточные и итоговые контрольные работы, письменные творческие работы.
Элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 часа в неделю, в течении учебного года.
В результате освоения содержания данного элективного курса учащиеся получают возможность совершенствовать и расширять круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности.
Учащиеся должны уметь:
- самостоятельно и мотивированно организовывать познавательную деятельность с использованием элементов причинно – следственного и структурно – функционального анализа.
- самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации.
- выдвигать гипотезы, овладевать приемами исследовательской деятельности.
- самостоятельно решать задачи творческого и поискового характера, уметь формулировать результаты расчётных задач.
- извлекать необходимую информацию из различных источников, отделять основную информацию от вторичной.
- уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации.
- владеть основными видами публичных выступлений.
- уметь объективно оценивать свои достижения.
- владеть навыками организации и участия в работе коллектива, группы.
- уметь отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.
- осуществлять осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Учебно-тематический план элективного курса
(таблица)
Программа элективного курса
Раздел I
Теоретические основы общей химии (5 часов)
Тема № 1. Основные понятия и законы химии. Теория строения атома.
Основные понятия. Атом. Вещество. Элемент. Массовое число. Число Авогадро. Моль. Молярный объем. Химическая реакция. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Электрон. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбитали. Электронная конфигурация атомов. Валентные электроны. Основное и возбужденное состояние атомов. s-, p-, d-,f- элементы.
Основные законы. Закон сохранения массы, закон постоянства состава, закон Авогадро. Закон объемных отношений газов. Объединенный газовый закон. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Раздел II
Химическая статика (4 часа).
Тема № 2. Строение вещества (2 часа).
Химическая связь и её виды. Ковалентная связь, её разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Валентность. Степень окисления. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул.
Тема № 3 Веществ и их системы
Чистые вещества и смеси. Дисперсность. Дисперсные и коллоидные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного веществ, молярность и моляльность. Нормальная концентрация.
Раздел III
Химическая динамика
Тема № 4 Химические реакции и их общая характеристика. Основы химической энергетики. (4 часа).
Химические реакции в системе природных взаимодействий. Реагенты и продукты реакций. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения. Внутренняя энергия. Энтальпия. Энтропия. Энергия Гиббса. Энтальпийный и энтропийный факторы. Термодинамическая вероятность. Прогнозирование направления реакций. Закон Гесса и следствия из него.
Тема № 5 Кинетические понятия и закономерности протекания химических реакций (6 часов).
Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Гомогенный и гетерогенный катализ. Катализаторы. Каталитические яды. Химическое равновесие. Обратимые и необратимые реакции. Равновесные концентраты. Константа химического равновесия. Принцип Ле-Шателье. Закон действующих масс.
Тема № 6 Растворы электролитов. Реакции в растворах электролитов (14 часов)
Теория электролитической диссоциации. Протолитическая теория кислотно-основного взаимодействия Бренстеда-Лоури. Электролиты. Анионы и катионы. Сильные и слабые электролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Реакция нейтрализации. Протолиты. Протолитические реакции. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) растворов. Гидролиз органических и неорганических соединений. Окислительно-восстановительные реакции. Общие закономерности протекания ОВР в водных растворах. Прогнозирование направлений ОВР. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Электролиз растворов и расплавов. Коррозия металлов и способы защиты от неё.
Литература для учителя:
- Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия:справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
- Леенсон И.А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость. – М.: Астрель, 2002.
- Фишер Х. Практикум по общей химии. 4.1: Общая и неорганическая химия/ перевод с немецкого – Новосибирск: Наука,1996.
- Лидин Р.А., Якимова Е.Е, Вотинова Н.А. Химия 10-11 кл.: Учебное пособие. – М.: Дрофа,2000.
- Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии 8-11кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
- Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева .Л. Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. – М.: Дрофа, 2004.
- Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) – М.:Вентана – Граф, 2006.
- Химия общая и неорганическая 10-11 класс. Лаборатория систем мультимедиа. Мар ГТУ, 2002.
- Учебное электронное пособие: Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ, 2004.
Литература для учеников:
- Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия:справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2002.
- Леенсон И.А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость. – М.: Астрель, 2002.
- Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Задачи, вопросы и упражнения по химии 8-11кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2002.
- Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева .Л. Л. Химия для школьников старших классов и поступающих в вузы. Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. – М.: Дрофа, 2004.
- Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений (профильный уровень) – М.:Вентана – Граф, 2006.
- Химия общая и неорганическая 10-11 класс. Лаборатория систем мультимедиа. Мар ГТУ, 2002.
- Учебное электронное пособие: Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. Лаборатория систем мультимедиа Мар ГТУ, 2004.