Час развития "Деньги в семье"

Разделы: Экономика


Обучение основам экономике воспитанников д/домов очень актуально в нашем современном мире. Экономические явления, проблемы рыночного бытия тесно смыкаются с повседневной жизнью каждого человека, каждой семьи и психологически близки подросткам. Дети, которые воспитываются в семьях, опыт экономического воспитания получают от родителей, а в д/домах необходимые знания должны дать педагоги. Содержание информации должно быть приближенно к реальной жизни и даваться детям по принципу доступности.

Цель урока: показать возможность удовлетворения потребностей семьи с помощью денег. Формирования отношение детей к деньгам и потребностям других членов семьи.

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с основными источниками доходов в семье.
  2. Показать основные направления семейных расходов.
  3. Рассмотреть примерный семейный бюджет на месяц.

Содержание занятия

У всех вместе и у каждого из нас в отдельности есть свое представление о деньгах. Даже при их отсутствии. Деньги – важнейшая составляющая жизни современного человека, проще говоря – ключи от нее. Об их огромном значении говорит и тот факт, что деньги награждают разными эпитетами. Такими как, зеленые, бешеные, честные, чистые, грязные, законные. Деньги работают, улетают со свистом, жгут карманы, убегают, прилипают к рукам. С ними можно и невозможно расстаться.

Основное требование, предъявленное к деньгам,– возможность получения в обозримом будущем товаров и услуг на указанную на банкноте сумму.

Выяснить с детьми, для чего людям нужны деньги. Пусть дети перечислят известные им функции денег. В случае затруднения детям помогут такие вопросы – подсказки:

– для чего используются деньги? (как средства платежа за товары или услуги).

– можно ли с помощью денег сравнивать стоимость товаров или услуг? (велосипед дешевле, чем мотоцикл; мотоцикл дешевле, чем автомобиль).

– могут ли деньги выступать, как средство накопления богатства? (приобретение дорогих вещей: холодильника, телевизора, дома, автомобиля, произведения искусства, вклады в банк и др.).

Выяснить с детьми, откуда в семье берутся деньги. Уточнить, что большая часть семейных денег получена в виде заработной платы за труд. Члены семьи, которые по состоянию здоровья и возрасту не могут трудиться, получают пенсию. Студентам платят стипендию, чтобы они могли учиться. На содержание маленьких детей государство выдает семье пособие.

Обратить внимание детей на помощь, которую оказывает государство семье. Разъяснить детям, что все денежные поступления в семью называют доходами.

Доход могут приносить фрукты и овощи, выращенные на садовом или приусадебном участке для продажи; сдача во временное пользование комнат или других помещений; проценты от вкладов, положенные в сберегательные банки и др.

Для закрепления понятия “доход” предложить детям выполнить задания:

Кто какой доход приносит в семью? Соедините стрелками:

Дедушка  
Бабушка зарплата
Папа пенсия
Мама стипендия
Маленькая сестра пособие на маленького ребенка
Старший брат (студент)  

Подчеркнуть, что общий семейный доход надо знать, чтобы не тратить денег больше, чем получаешь (т.е. не брать денег в долг).

Когда у семьи есть деньги, она стоит перед выбором, что купить, на что потратить деньги. Каждая семья решает эту проблему по-своему. Часто на семейном совете все члены семьи обсуждают, что необходимо купить в первую очередь, что во вторую, а что может и подождать. Конечно, в первую очередь необходимо выделить деньги на покупку продуктов питания, самую нужную одежду и обувь. Есть и еще очень важная часть семейных расходов: плата за квартиру, за пользование электричеством, телефоном, транспортные расходы.

Далее предложить детям рассмотреть несколько ситуаций, связанных с расходами семьи:

  1. Летом сын едет к бабушке в деревню. Здесь не обойтись без транспортных расходов. Надо купить билет (запланированные расходы).
  2. На папиной куртке появилось пятно. Куртку надо нести в химчистку. За чистку надо заплатить деньги (незапланированные расходы).
  3. Друзья пригласили сестру на день рождения. Надо купить подарок. Для этого нужны деньги (незапланированные расходы).
  4. При взгляде в зеркало мама замечает, что без стрижки не обойтись. В парикмахерской за стрижку придется платить деньги (незапланированные расходы).

Уточнить, что семейные расходы – это деньги, которые тратит семья для приобретения товаров и услуг.

Игра “Сигнальщики”

Предложить детям поднять зеленую карточку, когда будет называться статья дохода семьи, и красную карточку, когда будет называться статья расходов.

Эта игра помогает закрепить знания терминов “доходы” и “расходы”.

  1. Сбор грибов, ягод и продажа на рынке.
  2. Оплата коммунальных платежей.
  3. Поездка в больницу к врачу.
  4. Зарплата папы.
  5. Выигрыш в лотерею
  6. Проценты по сберегательным вкладам.
  7. Покупка костюма для мамы
  8. Покупка новой книги.
  9. Продажа картофеля со своего огорода.
  10. Поездка на пикник.
  11. Премия маме за хорошую работу.
  12. Посещения бассейна.
  13. Детское пособие.
  14. Покупка продуктов питания.
  15. Поход в кинотеатр.
  16. Оформление подписки.
  17. Получение наследства.

Основой экономической жизни семьи является ее бюджет.

Пояснить детям, что бюджет представляет собой совокупность доходов и расходов семьи на определенный промежуток времени (месяц, год).

Объяснить детям, что желательно составлять бюджет так, чтобы часть семейных доходов оставалась в резерве. Ведь всегда может возникнуть неожиданная проблема с починкой телевизора, холодильника или автомобиля. Резерв денег в семье необходим и для незапланированного ранее лечения, покупке лекарств. Резерв денег может быть использован и для летнего отдыха всей семьей, для туристических походов, для покупки дорогостоящих вещей и т. д.

Резерв расходуется при острой необходимости.

Пусть дети вспомнят басню И. А. Крылова “Стрекоза и муравей” и решат, нужны ли запасы, резервы для нормальной жизни.

Предложить детям разгадать кроссворд, включающий понятия, используемые на данном занятие:

По горизонтали

  1. Источник дохода семьи, получаемого человеком за работу.
  2. Денежное пособие, получаемое человеком от государства при потери трудоспособности.
  3. Деньги, полученные от продажи фруктов с садового участка.
  4. По вертикали

  5. Сумма денег, которую тратит семья.
  6. Денежная помощь, оказываемая семье государством.
  7. Денежное пособие, выдаваемое студентам.
  8. Металлические или бумажные знаки, используемые при купле – продаже.

Предложить детям следующие задания:

Необходимо выбрать из предложенного перечня и соединить стрелками со словом “деньги” то, что можно на них приобрести. Пусть воспитанники объяснят свой выбор.

пища
здоровье
безопасность
развлечение
одежда
деньги
образование
воздух
услуги
товары
дружба
удача

В конце занятия можно провести блиц – опрос:

Вопросы:

  1. Какая статья семейного бюджета требует наибольшего количества денег? (продукты питания).
  2. На какой статье расходов может сэкономить ребенок своим участием и помощью? (покупка одежды, работа на приусадебном участке).
  3. Умеете ли вы обращаться с деньгами?
  4. Где вы берете деньги на подарки близких и друзей?

Список используемой литературы

  1. Экономика и рынок для девчонок и мальчишек, Королев В., Санкт-Петербург 1999 год.
  2. Граждановедение №10, 2006 года.
  3. Граждановедение №14, 2001 год.