Задачи:
- Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека.
- Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие».
- Учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды.
- Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми.
Оформление: на доске пословицы «Бойся равнодушных людей»; два сердца: черное, красное, два «лица»: сердитое и веселое, солнышко с лучиками.
Оборудование: конверты с заданиями для проведения ролевых игр (продавец –покупатель и т.п.), цветные иллюстрации для решения ситуационных заданий.
Подготовительная работа:
- детям заранее было предложено вместе с родителями поразмышлять над словом «равнодушие» и по желанию написать сочинение-миниатюру «Кто он, равнодушный человек?»
- Оформлен стенд пословиц о доброте, сердечности, неравнодушии, подобранных детьми.
- Подготовить стихотворения М. Скребцовой «Добро помни, а зло забывай», «Сердце живо милостью».
Ход классного часа
Учитель: Человек постоянно находится среди других людей. Часто даже незначительная встреча со знакомым или незнакомым человеком оставляет глубокий след в душе: радостный или печальный. Внимание, доброжелательность, участие поднимают настроение. А если наоборот? Давайте подумаем, как влияют на отношения людей безразличие, невнимательность, грубость.
(Дети высказывают своё мнение)
Учитель: дома вы должны поразмышлять над смыслом слова «равнодушие» и написать сочинение на тему «Кто он, равнодушный человек?»
(Дети по желанию зачитывают свои работы).
Учитель, обращая внимание учащихся на доску, говорит: прочитайте пословицу
Один из детей читает вслух: «Бойся равнодушных людей».
Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?
(Дети высказывают своё мнение)Учитель обращает внимание учащихся на «лица», висящие на доске:
Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили?
(Дети высказывают своё мнение, выбирают сердитое неулыбчивое лицо)
А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют.
Дети называют слова: завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, неулыбчивый…. Затем чёрным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к сердитому лицу, составляя «портрет» равнодушного человека.
Хорошо ли живется такому человеку среди людей? (Рассуждения детей)
Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека?
Темное, чёрное (прикрепляем сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека)
Учитель: с равнодушием людям приходится сталкиваться очень часто. Вот один из таких случаев, о нём в нашей газете «Районный вестник» рассказала школьница Марина Сергеева: «Несколько лет назад мы с мамой шли по абаканскому парку «Орленок». Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка оглянулась посмотреть на оставленного, на аллее инвалида. Он плакал…».
(Пауза... Дети осмысливают услышанное.)
Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо?
(Рассуждения детей, которые говорят о чёрных сердцах)
- Случалось ли вам видеть подобные ситуации?
- Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей)
- У кого из прохожих сердце было другого цвета?
- У девочки, её мамы, студентов
- Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце?
- Красное (прикрепляем сердце красного цвета к улыбчивому лицу)
- Какие качества помогают быть неравнодушным?
Дети называют слова: любовь, доброта, вера в хорошее будущее …. Затем красным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к улыбчивому лицу, составляя «портрет» неравнодушного человека. Получается веселый и радостный человек.
Учитель: о людях не равнодушных к чужой боли, создано много пословиц, они есть на нашем стенде, давайте прочитаем их:
- У чуткого сердечка ласковы словечки.
- Сердечные дела трогают сердце.
- Добра желаешь, добро и делай и др.
Учитель: Равнодушие проявляется по-разному.У меня на столе иллюстрации с изображением различных ситуаций, предлагаю, рассказать, что изображено, в чём проявляется равнодушие и неравнодушие.
(Примеры иллюстрации: 1. подросток разрушает песочные поделки малышей; 2.мальчик вырезает своё имя на коре дерева; 3. девочка сидит в автобусе, рядом стоит бабушка: 1. ребёнок моет посуду, пока спит мама, 2. старший сын читает сказки младшим детям, 3. мальчик переводит через дорогу бабушку.
После рассказа дети прикрепляют иллюстрацию к равнодушному или неравнодушному лицу на доске.
Учитель: сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько жизненных ситуаций.
Дети делятся на три группы и каждая получает какую-нибудь роль: врач – пациент, покупатель – продавец, мама, папа – ребенок.
Эти роли нужно сыграть дважды: как равнодушный и как неравнодушный человек.
(Идёт ролевая игра)
Какая роль вам больше понравилось? Почему?
Давайте послушаем стихотворения М. Скребцовой, которые приготовили нам ребята:
«Добро помни, а зло забывай»
Не надо зло копить в душе,
Оно и так вокруг уже.
Не отдавай ему себя,
Живи, прощая и любя.
Попробуй зло на миг забыть!
И сразу станет легче жить!
Мгновенно исчезает зло,
Когда мы помним про добро.
Стихотворение «Сердце живо милостью»
Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Веем вокруг десятки лет.Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и понимания.