Классный час "Равнодушие"

Разделы: Классное руководство


Задачи:

  1. Воспитывать чуткого, отзывчивого, доброго по отношению к людям и окружающему миру человека.
  2. Способствовать осознанию такой важной нравственной категории как «неравнодушие».
  3. Учить сопереживать, не проходить мимо чужой беды.
  4. Прививать этические нормы поведения в обществе и нормы общения между людьми.

Оформление: на доске пословицы «Бойся равнодушных людей»; два сердца: черное, красное, два «лица»: сердитое и веселое, солнышко с лучиками.

Оборудование: конверты с заданиями для проведения ролевых игр (продавец –покупатель и т.п.), цветные иллюстрации для решения ситуационных заданий.

Подготовительная работа:

  1. детям заранее было предложено вместе с родителями поразмышлять над словом «равнодушие» и по желанию написать сочинение-миниатюру «Кто он, равнодушный человек?»
  2. Оформлен стенд пословиц о доброте, сердечности, неравнодушии, подобранных детьми.
  3. Подготовить стихотворения М. Скребцовой «Добро помни, а зло забывай», «Сердце живо милостью».

Ход классного часа

Учитель: Человек постоянно находится среди других людей. Часто даже незначительная встреча со знакомым или незнакомым человеком оставляет глубокий след в душе: радостный или печальный. Внимание, доброжелательность, участие поднимают настроение. А если наоборот? Давайте подумаем, как влияют на отношения людей безразличие, невнимательность, грубость.

(Дети высказывают своё мнение)

Учитель: дома вы должны поразмышлять над смыслом слова «равнодушие» и написать сочинение на тему «Кто он, равнодушный человек?»

(Дети по желанию зачитывают свои работы).

Учитель, обращая внимание учащихся на доску, говорит: прочитайте пословицу

Один из детей читает вслух: «Бойся равнодушных людей».

Как вы думаете, почему равнодушных людей нужно бояться?

(Дети высказывают своё мнение)Учитель обращает внимание учащихся на «лица», висящие на доске:

Ребята, как вы думаете, какое из двух лиц, относится к равнодушному человеку и почему вы так решили?

(Дети высказывают своё мнение, выбирают сердитое неулыбчивое лицо)

А каким может быть такой человек? Давайте попробуем подобрать слова, которые его охарактеризуют.

Дети называют слова: завистливый, черствый, бездушный, бессердечный, неулыбчивый…. Затем чёрным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к сердитому лицу, составляя «портрет» равнодушного человека.

Хорошо ли живется такому человеку среди людей? (Рассуждения детей)

Как вы думаете, а какого цвета сердце у этого человека?

Темное, чёрное (прикрепляем сердце чёрного цвета поверх слов, характеризующих бессердечного человека)

Учитель: с равнодушием людям приходится сталкиваться очень часто. Вот один из таких случаев, о нём в нашей газете «Районный вестник» рассказала школьница Марина Сергеева: «Несколько лет назад мы с мамой шли по абаканскому парку «Орленок». Впереди нас на инвалидной коляске ехал с виду крепкий молодой мужчина. Неожиданно колесико попало в выбоину на асфальте, и коляска перевернулась. Мимо равнодушно проходили люди. Мы с мамой поправили коляску и попытались поднять с земли мужчину. Ничего не получалось: он был очень тяжелым. Предприняв несколько безуспешных попыток, обратились за помощью к прохожим. Желающих помочь не находилось. «Девочки, оставьте меня, не тратьте силы, спасибо и на этом…», - отворачиваясь от нас, глухо выговорил незнакомец. С удвоенным упорством мы снова начали его поднимать. Мимо шла группа студентов. «Ребята, помогите», - с отчаянием просим мы. Студенты оттеснили нас в сторону, с двух сторон обступили упавшего и, наконец, усадили его в каталку. На выходе из парка оглянулась посмотреть на оставленного, на аллее инвалида. Он плакал…».

(Пауза... Дети осмысливают услышанное.)

Заметка называется «Достучаться до сердец». Как вы думаете: какие сердца были у людей, проходивших мимо?

(Рассуждения детей, которые говорят о чёрных сердцах)

  • Случалось ли вам видеть подобные ситуации?
  • Как бы вы поступили в таком случае? (Рассуждения детей)
  • У кого из прохожих сердце было другого цвета?
  • У девочки, её мамы, студентов
  • Как вы думаете, какого цвета неравнодушное сердце?
  • Красное (прикрепляем сердце красного цвета к улыбчивому лицу)
  • Какие качества помогают быть неравнодушным?

Дети называют слова: любовь, доброта, вера в хорошее будущее …. Затем красным маркером записывают их на полосках бумаги и прикрепляют к улыбчивому лицу, составляя «портрет» неравнодушного человека. Получается веселый и радостный человек.

Учитель: о людях не равнодушных к чужой боли, создано много пословиц, они есть на нашем стенде, давайте прочитаем их:

  • У чуткого сердечка ласковы словечки.
  • Сердечные дела трогают сердце.
  • Добра желаешь, добро и делай и др.

Учитель: Равнодушие проявляется по-разному.У меня на столе иллюстрации с изображением различных ситуаций, предлагаю, рассказать, что изображено, в чём проявляется равнодушие и неравнодушие.

(Примеры иллюстрации: 1. подросток разрушает песочные поделки малышей; 2.мальчик вырезает своё имя на коре дерева; 3. девочка сидит в автобусе, рядом стоит бабушка: 1. ребёнок моет посуду, пока спит мама, 2. старший сын читает сказки младшим детям, 3. мальчик переводит через дорогу бабушку.

После рассказа дети прикрепляют иллюстрацию к равнодушному или неравнодушному лицу на доске.

Учитель: сейчас мы с вами попробуем разыграть несколько жизненных ситуаций.

Дети делятся на три группы и каждая получает какую-нибудь роль: врач – пациент, покупатель – продавец, мама, папа – ребенок.

Эти роли нужно сыграть дважды: как равнодушный и как неравнодушный человек.

(Идёт ролевая игра)

Какая роль вам больше понравилось? Почему?

Давайте послушаем стихотворения М. Скребцовой, которые приготовили нам ребята:

«Добро помни, а зло забывай»

Не надо зло копить в душе,
Оно и так вокруг уже.
Не отдавай ему себя,
Живи, прощая и любя.
Попробуй зло на миг забыть!
И сразу станет легче жить!
Мгновенно исчезает зло,
Когда мы помним про добро.

Стихотворение «Сердце живо милостью»

Сердце добрым быть должно,
Так оно сотворено,
Чтоб дарить любовь и свет
Веем вокруг десятки лет.

Сердце может заболеть,
Перестанет сердце петь,
Если нет в нем состраданья,
Чуткости и понимания.


Что нужно сделать, чтобы на земле было меньше равнодушных людей?

(рассуждения детей)

Давайте «растопим » слово равнодушие теплыми словами.

На лучиках солнца ребята записывают слова: доброта, дружба, любовь, мудрость, вера, сердечность, понимание и прикрепляют на доску.

Учитель: Мудрое и очень доброе сердце у вас, ребята. Люди с такими сердцами никогда не станут равнодушными.

Сочинение на тему «РАВНОДУШИЕ»
(выдержки из сочинений детей 3 класса)

Александрова Маша.

Слово «равнодушие» я понимаю так: если человек равнодушный, он никогда никого не пожалеет. И ему все равно, если у человека какая-нибудь проблема. Этот человек не почувствует и не пожалеет в трудную минуту. Мне, кажется, что такой останется один в жизни.

Так я понимаю слово равнодушие.

Гнездюкова Геля.

Равнодушие – это безразличие к чужому горю. Никто не заступится за тебя, не придет к тебе в больницу, даже просто не улыбнется. Равнодушный человек не любит животных, растения, да и весь мир. Среди моих друзей нет таких.

Бородин Данил.

Равнодушный человек никогда не поможет в трудную минуту. Он – рав – но – душ – ный !!! Ему все равно, лишь бы его это не касалось. «Моя хата с краю, я ничего не знаю!!!» это его правило. Он никого не любит, даже своих родителей! Я бы не хотел жить среди равнодушных людей.

Печенкин Денис.

Равнодушие – это когда человек никого не любит и не уважает, не помогает товарищам в беде. Оставит, не поможет! У равнодушного человека глухое и слепое сердце.

Демчук Настя.

Равнодушный человек – это тот, кому все равно. Например, он подошел и толкнул, сам стоит и смеется. А тому человеку обидно и грустно. И вот еще: принесла домой два или три, а родителям все равно. Ходишь ты до позднего времени, где попало, а им все равно. Равнодушный человек – безразличный человек.