Изменение глаголов по временам. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Формы организации деятельности учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.

Предполагается использование ИКТ, выход в сеть Интернет.

Метод обучения: проблемный.

Урок описан с использованием компьютерной презентации в программе Notebooke,сопровождается компьютерной презентацией в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.

Цель: познакомить с изменением глаголов по временам

Задачи:

Образовательные:

  • повторить знания об имени существительном, об изменении имен существительных;
  • повторить знания об имени прилагательном, об изменении имен прилагательных;
  • познакомить со старославянской азбукой;
  • познакомить с афоризмами А.Куприна, Н Карамзина;
  • повторить знания об образовании глаголов от имен существительных и наоборот;
  • познакомить с изменением глаголов по временам;
  • учить определять время глаголов;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;
  • развивать умение работать в группах;
  • развивать навык работы в сети Интернет и на интерактивной доске;
  • развивать адекватную самооценку своей деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятиям русским языком;
  • воспитывать патриотическое и гражданское сознание учащихся через знание государственных символов, через уважение к подвигам предков;
  • прививать чувство гордости за достижения страны и республики;
  • прививать любовь к русскому языку через высказывания знаменитых писателей.

Планируемые достижения учащихся на уроке:

  • расширить представления о русском языке;
  • научится определять время глаголов;
  • расширять словарный запас учащихся;
  • учиться самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения;
  • учиться работать в микрогруппах.

Оборудование:

  • Интерактивная доска Smart Board;
  • презентация в программе Notebooke;
  • пять ноутбуков;
  • компьютер, подключенный к сети Интернет;
  • карточки для учащихся с таблицей для теста;
  • фрагмент художественного фильма «Гостья из будущего» (реж.П.Арсенов,1985г.),
  • по два значка у каждого учащегося в виде буквы «Г» красного и синего цвета,
  • карточки для учителя с названием времен глагола и вопросами времен глагола.

Ход урока.

1. Орг. момент.

-Начинаем урок.

Каким вы видите наше занятие? /Интересным, увлекательным, познавательным/

- Хорошо. Я хочу, чтоб вы были внимательными, пытливыми, стремились все понять и усвоить. Итак, начинаем.

Мы живем в России, где есть свои государственные символы (герб, гимн, флаг) и национальным языком является русский язык.

Красотой русского языка восхищались и восхищаются многие интеллигентные и знаменитые люди прошлого и настоящего. Так известный писатель Куприн А. И. сказал мудрые слова:

«Язык-это история народа. Язык- это путь культуры…Поэтому изучение и сбережение русского языка …является необходимостью.»
Куприн А.И.

Нам с вами необходимо изучать наш язык, чтобы сберечь его не долгие годы. И начинается это изучение на уроках русского языка.

2. Минутка чистописания.

-Внимание на интерактивную доску. Рассмотрите образец элементов для чистописания и повторите у себя в тетради./ Пишут/

-Из букв образца соберите слово. /глагол/

- Откуда произошло слово «глагол»?/ -слово глагол в старославянском языке означало «слово, речь».- словом глагол называлась буква в старославянском языке «Аз, Буки, Веди, Глагол…»

-Слово глагол стола названием одного из Московских театров «Глагол».

-Верно. В настоящее время, глагол это одна из двух частей речи, без которых невозможно построить предложение, не передать собеседнику никаких сообщений.

-Расскажите, что вы уже знаете о глаголе как части речи. /Глагол-это самостоятельная часть речи, обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделает?

Например: поет, танцует, споет, станцует./

-Верно. Задание на карточках. Отметь знаком «+» только глаголы. /раздает задание 5 учащимся/

- Остальные работаем со мной.

Внимание на экран.

Слова:/три слова первого столбика открыты, остальные «шторка» (здесь и далее комментирование к презентации на интерактивной доске в программе Notebook)/

Диктуют - диктант.

Излагают - изложение.

Упражняются - упражнение

- Прочитайте слова. Что общего?/Это глаголы./

-Докажите./Ставят вопрос /.

/шторка вправо. Открываются слова правого столбика./

-Прочитайте слова. Что общего?/Это существительные/

-Верно. Прочитаем эти слова по строкам. /читают/

Следующее слово зашифровано в ребусе.

 П  Н  , и Е

/Это слово сочинение/

/ «шторка» вниз, открывается слово «сочинение»/

-Что заметили?/ от глаголов образовали имена существительные/

-Верно./Открывает шторку вниз/

Допишите вместо ? нужное слово. /Сочиняют - сочинение/

-Верно. Это слово «сочинение».

/Вызывает одного ученика к компьютеру с подключением к сети Интернет, он задает в поиск толкование слова «сочинение»./

-Как вы понимаете смысл слова «сочинение»? /когда что -то придумывают/

-В этом слове есть древний корень –чин- то есть «порядок».

Приставка со- означает соединение, объединение.

Вывод: Сочинение - это соединение мыслей в определенном порядке на нужную тему. Сравним свое рассуждение с толкованием в словаре. /Ученик зачитывает толкование из сети Интернет./

Запишите это слово в тетради, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные./ пишут/.

Образуем и запишем 3 глагола./ сочинить, присочинить, досочинить и др./ /пишут/

3. Постановка проблемы.

-Вспомним, как изменяются имена существительные? /по родам и числам/.

-Имена прилагательные?/ по родам и числам/

-Верно. Каждая часть речи изменяется. Мы изучаем глаголы. Значит, что мы будем сегодня изучать? /Как изменяются глаголы/

4. Открытие знания.

- Верно. Будем говорить об изменении глаголов./ тема на слайде/

А поможет нам в этом отрывок из фантастического фильма. Внимание на экран. / видеоотрывок из к/ф «Гостья из будущего», где Коля путешествует на машине времени. 1 мин./

/дети смотрят./

-Вы узнали этот фрагмент из детского фантастического фильма «Гостья из Будущего», в котором школьник Коля путешествует на машине времени.

-Существует ли на самом деле такая машина?/нет/

-Почему люди мечтают ее изобрести? /Чтоб побывать в прошлом и заглянуть в будущее/

- В русском языке тоже можно совершить путешествие по любому сочинению, упражнению, диктанту, изложении благодаря глаголам. Как? –

спросите вы.

Рассуждаем вместе.

Внимание на экран. Даны предложения.

Коля……сочинение.
Коля……сочинение.
Коля……сочинение.
Коля……сочинение.

Вставьте вместо многоточия эти слова. Запишем предложения.

Написал
Пишет
Напишет
Будет писать

/Устно вставляют, передвигают таблички со словами в предложения/.

Коля написал сочинение.
Коля пишет сочинение.
Коля напишет сочинение.
Коля будет писать сочинение.

- О ком говориться в каждом предложении?/О Коле/

-Что говориться о Коле в первом предложении?/Что он написал/

-во втором? /Что он пишет/

- в третьем?/Что он напишет/

-В четвертом?/Что он будет писать/.

- Какой частью речи являются эти слова ?/глаголы/

-Значит, эти слова говорят о действиях Коли.

1. Выберите предложение, в котором Коля выполняет свое действие сейчас, в данный момент./ 2-е/

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что делает? Пишет.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходит сейчас, в настоящий момент и отвечает на вопрос что делает, то это глагол…настоящего времени.

(н.вр.)

Укажем над словом «пишет» н.вр.

2. –Выберите предложение, в котором Коля уже давно выполнил свое действие в прошлом./ 1-е/

-Поставим вопрос к этому глаголу.

Что сделал? Написал.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое происходило в прошлом, и отвечает на вопрос

Что сделал? Что делал?, то это глагол…. Прошедшего времени. (п.вр.)

Укажем над словом «написал» п.вр.

3. Выберите предложение, в котором действие Коли не происходило ранее, не происходит сейчас, а только будет происходить./3-е и 4-е/

- Верно. Поставим вопросы к этим глаголам.

Что сделает? Напишет.

Что будет делать? Будет писать.

Сделаем вывод: Если глагол обозначает действие, которое

будет происходить и отвечает на вопросы Что сделает? Что будет делать? , то это глагол …будущего времени.

(б.вр.)

Укажем над глаголами б.вр.

Сделаем общий вывод:

Как изменяются глаголы? Глаголы изменяются по временам.

- В форме каких времен они бывают?/наст,рош.,буд. Вр./

-Как определить время глагола? /Надо поставить вопрос./

-Сравним наши выводы с учебником.с.94.

/открывают и читают вслух правило/

-Согласны с нами авторы учебника?/да/

-Кто открыл новое знание?/мы/

Физкультминутка.

-Если вы услышите глагол рош.вр.- поворачиваете голову назад.

Наст. Вр.-хлопок перед собой.

Буд.вр.-делаете шаг вперед.

Глаголы: поет, посинел, читает, стряхнул, расцветет, посмотрит, узнает, улыбнулся, сел, хлопает.

5. Первичное закрепление.

- В жизни нашей страны, как любого другого государства были прошлые времена…И прошлое наше наследие.

Внимание на экран. Сейчас появятся иллюстрации. Подберите к каждой подходящий по смыслу глагол прошедшего времени , называя его с вопросом.

Картинки:

  1. Пушкин(портрет)…(Что делал?) сочинял, писал, творил.
  2. Петр I (портрет)…управлял, цартвовал.
  3. Гагарин (портрет)… летал. (12 апреля 1964 г.,46 лет назад, космический корабль «Восток» впервые в мире вынес в космос первого космонавта планеты, русского человека Ю.А. Гагарина. 1)
  4. Солдаты Вов….воевали, стреляли, защищали.

(Годы Вов ушли в прошлое… Но память о страшных событиях той грозной войны жива в сердцах ветеранов и тружеников тыла. Приближается 65-летие великой Победы русского народа над фашистскими захватчиками. И вы- дети настоящего времени, должны пронести через поколения память о великом подвиге нашего народа, чтобы в будущем помнили какой ценой досталось мирное время.)

Внимание на экран. Подбери к картинкам глаголы будущего времени, задай вопрос.

Картинки:

  1. Салют, фейерверк (что будет делать?) будет сверкать, будет искриться.
  2. Олимпийские игры в Сочи 2014(Эмблема)….(что сделают?)…проведут.
  3. Технопарк г.Саранск (картинки проекта)…построят.

Технопарк - это город Будущего, где будут жить и трудиться на благо нашей малой и большой родины лучшие умы Мордовии и России.

И каким будет наше будущее, зависит от настоящего времени.

В настоящем времени вы выполните следующее задание.

6. Повторение.

На уроке Литературного чтения мы познакомились с произведением Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомним, кто правил этой страной? /Его величество Глагол/ /слайд/

-Верно. На столах у каждого лежит отрывок из этой сказки. Задание. Выпишите глаголы и определите их время.

Текст.

«Я оглянулся и увидел, что все машут мне руками. Даже важный Глагол выглянул из окна замка. Я помахал им всем сразу и побежал за Кузей»

/Дети называют глагол, ставят к нему вопрос, определяют по вопросу время, указывают время над словом./

7. Итог урока.

Групповая форма работы. Класс делится на микрогруппы.

Заполните таблицу. /дети получают доски и маркеры,а 5 учащихся садятся за компьютеры и заполняют электронный вариант таблицы./

Время

глагола

Обозначает действие, которое…(Было, сейчас, будет)

Вопрос

Пример

Выходят «защитники» от каждой микрогруппы к доске и зачитывают свои таблицы.

-Что нового узнали на уроке?

-как изменятся глаголы?

-Сколько времен у глаголов? Назовите.

- Что запомнилось больше всего?

У каждого на столе лежит буква «Г»-глагол, двух цветов, красная и синяя. Если вы хорошо поняли тему урока поднимите красную, если надо еще потрудиться, то синюю./дети поднимают/.

Подойдите к доске и прикрепите на магнит свою букву./

Учитель помогает составить из всех букв одну общую букву «Г».

Дом. Задание. Выучить правило о временах глаголов., упр.350 на стр.95.

Спасибо за урок.

Презентация.