Цели:
образовательные:
- ввести определения и формулы для вычисления вероятностей (с первичным закреплением), дать краткий исторический очерк;
- научить ребят решать задачи на вычисление вероятностей с применением формул комбинаторики;
воспитательные:
- побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
развивающие:
- формирование формально-логического мышления;
- развитие восприятия, памяти;
Оборудование: карточки с условиями задач, листочки для самостоятельной работы, таблицы с формулами.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Вид урока: комбинированный урок-беседа и урок решения задач.
Метод: эвристический.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка выполнения домашнего задания
Опрос. Фронтально. (Повторение формул комбинаторики)
а) Сколько чисел можно записать с помощью цифр 1, 2, 3, 4 при условии, что все цифры различны. Что такое перестановки из n элементов, и как они считаются?
б) Пять человек участвуют в конкурсе. Сколькими способами им можно присудить первые три места? Что такое размещения из n элементов по k, и по какой формуле они считаются?
в) Сколькими способами можно выбрать 5 дежурных с первого ряда? Что такое сочетания из n элементов по k, и по какой формуле они считаются?
Диктант:
1 вар. Сколькими способами можно:
а) поставить 5 книг на полку?
б) выбрать 5 книг из 7?
в) выбрать 2 книги из 5 для подарка Васе и Пете?
2 вар. Сколькими способами можно:
а) выбрать 6 спортсменов из 8?
б) рассадить их в машину на 6 мест?
в) им занять 1, 2, 3 место?
(Ответы за доской).
III. Обеспечение мотивации учебно-познавательной деятельности, актуализация знаний
В обыденной жизни, давая какие-либо прогнозы, мы нередко употребляем выражения “вероятность”, “вероятно”. Например, глядя утром в окно “Вероятно, сегодня будет дождь. К истории не готовился – вероятно будет 2. По литературе, вероятно, спросят… ”и т.д.
Причём мы отдаём себе отчёт, в каких событиях “мало” вероятности, в каких – “много”.
Маловероятно, что сегодня не будет алгебры… Невероятно, самостоятельной на физике не было!
Над проблемой численной оценки этой вероятности работали многие учёные, но только в ХХ веке, в основном благодаря трудам нашего соотечественника А.Н. Колмогорова, были построены математические основы теории вероятностей.
IV. Усвоение новых знаний
Давайте разберёмся, что же такое – случайное событие?
Выбираете билет на экзамене. Попадёт вам 13 счастливый билет или нет – случайное событие
Вызовут вас к доске на уроке или нет – случайное событие.
Выиграете вы в лотерее или нет – случайное событие.
Определение:
Случайное событие – которое может либо произойти, либо не произойти при одних и тех же условиях.
Далее работа по карточкам 1-6:
1. Найдите случайные и закономерные события.
- При нагревании проволоки её длина увеличивается.
- При бросании игральной кости выпадут 4 очка.
- При бросании монеты выпадет герб.
- При осмотре почтового ящика найдены три письма.
- При низкой температуре вода превратилась в лёд.
Определение:
Достоверным называется событие, которое происходит при каждом эксперименте.
2. Выберите достоверные события.
- Два попадания при трёх выстрелах.
- Получение пятёрки на экзамене.
- Наугад выбранное случайное число не больше 1000.
- Наугад выбранное число, составленное из цифр 1, 2, 3 без повторений, меньше 400.
- Выпадение семи очков при бросании игральной кости.
Определение:
Невозможным называется событие, которое никогда не происходит.
3. Назовите невозможные события:
- Отмена урока алгебры.
- Появление слова “мама” при случайном наборе букв м, м, а, а.
- Появление Толика в классе за 15 минут до звонка на 1 урок.
- Составление трёхзначного числа, состоящего из цифр 1, 2, 3 и кратного 5.
- Появление 19 очков при бросании трёх игральных костей.
Кроме случайного события, с опытом связано ещё одно понятие – элементарное событие.
Определение:
Элементарное событие (исход) – один из взаимоисключающих вариантов, которым может завершиться случайный эксперимент.
Рассмотрим число исходов в следующих опытах:
Опыт 1: Бросание монеты.
Опыт 2: Бросание кубика.
Ω – множество исходов опыта
ω – исход опыта, элемент множества
ωΩ
АΩ
Рассмотрим пример на кубике: А={2, 4, 6}
Невозможное событие – 0, достоверное событие – Ω
Что же называется непосредственно “вероятностью” какого-либо события?
Французский естествоиспытатель Ж.Л.Л. Бюффон в XVIII столетии подбрасывал монету 4040 раз – герб выпал 2048 раз. Математик К. Пирсон в начале прошлого века подбрасывал её 24000 раз – герб выпал 12012 раз.
Значит, результаты бросаний монеты, хотя каждое из них и является случайным событием, при неоднократном повторении подвластны объективному закону.
Рассмотрим случайный эксперимент А,
n – равновозможные исходы, (примеры 1, 2, 3)
m – благоприятные исходы, (зависит от задачи)
Р(А)= – вероятность события.
Вероятность случайного события – это число из промежутка [0, 1].
Определение:
События называются равновозможными, если нет оснований полагать, что при многократном повторении этого испытания чаще наступит одно событие, чем другое.
А={} p(A)=p()+…+p()
Бросаем игральную кость. Выпасть могут или одно, или два, или три, или четыре, или пять, или шесть очков. Каждое из этих событий – элементарное, и вместе они образуют пространство элементарных событий.
Для опытов с равновозможными исходами рассмотрим несколько задач:
4. Найдём количество благоприятных исходов и вероятность события при бросании кубика.
- Выпало чётное число очков 3; 1/2
- Выпало меньше 3 очков 2; 1/3
- Выпало меньше 5 очков 4; 2/3
- Выпало не меньше 3 очков 4.
- Выпало больше 6 очков 0; 0
- Выпало не больше 6 очков 6; 1
- Выпало не больше 5 очков 5; 5/6
5. Подбрасываем монету, найдём количество благоприятных исходов и вероятность события
- Выпадет «орёл» – 1; 1/2.
- Выпадет «решка» – 1; 1/2
6. Подбрасываем 2 монеты подряд, найдём количество благоприятных исходов и вероятность события
- Обе упадут на «орла» – 1; 1/4
- Обе упадут на «решку» – 1; 1/4
- Упадут на одинаковую сторону – 2; 1/2
Более возможно то событие, которому благоприятствует большее число равновозможных событий.
V. Проверка усвоения материала (самостоятельная работа с проверкой)
1 вариант
-
В ящике имеется 4 белых и 7 чёрных шаров. Какова вероятность того, что наудачу вытянутый шар окажется белым?
Решение: Здесь m = 4, n = 11. Поэтому Р = . -
Если событие достоверное, то чему равна его вероятность?
Вероятность достоверного события равна 1. -
Какова вероятность невозможного события?
Она равна нулю. -
Какова вероятность выпадения орла при подбрасывании монеты?
Здесь число случайных событий равно 2, а благоприятствующих исходов – 1. Значит, вероятность выпадения орла равна Р = . -
Кубик подбрасывают один раз. Какова вероятность появления четырёх очков?
Р = . -
Какова вероятность того, что 4 очка появится дважды при двух бросаниях?
Р =
2 вариант
-
В ящике имеется 5 синих ручек и 7 чёрных. Какова вероятность того, что наудачу вытянутая ручка окажется синей?
Решение: Здесь m = 5, n = 12. Поэтому Р =. -
Какова вероятность невозможного события?
Она равна нулю. -
Если событие достоверное, то чему равна его вероятность?
Вероятность достоверного события равна 1. -
Какова вероятность выпадения решки при подбрасывании монеты?
Здесь число случайных событий равно 2, а благоприятствующих исходов – 1. Значит, вероятность выпадения орла равна Р = . -
Кубик подбрасывают один раз. Какова вероятность появления чётных очков?
Р = . -
Какова вероятность того, что 2 очка появится дважды при двух бросаниях?
Р =
Анализ самостоятельной работы, подведение итога урока.
VI. Домашнее задание на карточках.
-
Найти вероятность того, что при двукратном бросании кубика произведение очков
а) кратно 5,
б) кратно 6. -
Из колоды в 36 карт случайным образом вытаскивают 3 карты. Найти вероятность того, что
а) нет пиковой дамы,
б) есть пиковая дама. -
Случайно выбрали двузначное число. Найдите вероятность того, что оно
а) оканчивается 0;
б) состоит из одинаковых цифр;
в) больше 27 и меньше 46;
г) не является квадратом числа. -
В клетки таблицы 2х2 ставят крестики и нолики. Найдите вероятность того, что
а) будет поставлен ровно один крестик,
б) будут поставлены ровно 2 нолика,
в) в левой нижней клетке будет стоять крестик. -
Эта задача – одна из первых по теории вероятностей – была предложена Галилею одним игроком в кости (Галилей дал правильное решение). Три кости подбрасываются одновременно. Что более вероятно – появление на трёх костях суммы 10 или 9?
Решение:
Для 10: 136, 163, 145, 154, 316, 361, 415, 451, 514, 541, 631, 613 (12 комбинаций)
Для 9: 144, 135, 153, 126, 162, 261, 216, 351, 315, 414, 441, 513, 612, 621 (15 комбинаций)
Раздаточный материал для работы в классе и для домашнего задания приведён в Приложении.