Решение рациональных неравенств методом интервалов

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (388 кБ)


Важно научиться решать рациональные неравенства методом интервалов, т.к. освоение этого способа учащимися позволяет решать логарифмические, показательные и тригонометрические неравенства, которые предлагаются в ЕГЭ часть С. Использование слайдов с анимацией позволяет учителю контролировать решение в тетрадях, показывать алгоритм решения, правильное оформление и ответ. В анимации сначала появляется неравенство, которое учащиеся решают. Затем по щелчку появляется координатная прямая с нулями функции, дальше по щелчку появляются знаки на каждом интервале, по щелчку ответ.

С методом интервалов учащиеся знакомы.

Повторяем, какие неравенства называются рациональными.

Слайд 1

Повторяем, в чем заключается метод интервалов.

Слайд 2

Когда происходит смена знака функции? Делаем выводы.

Слайд 3

Обращаем внимание, что смена знака при переходе через нуль происходит не всегда, относим это к особым случаям.

Слайд 4

Устно решаем неравенства:  и делаем выводы .

Слайд 5

Рассматриваем случай смены знака, когда точка не является нулем функции, т. е. является точкой разрыва.

Слайд 6

Решаем неравенство , х = -2 - корень четной кратности, значит - опасный (!), при переходе через него знак не меняется.

Слайд 7

Решаем неравенство: 

Наносим на координатную прямую нули функции и опасные (!) точки- корни четной кратности. При переходе через них, функция знак не меняет. Выбираем интервалы со знаком «+»

Слайд 8

Рассмотрим неравенство:

Раскрываем скобки, переносим все в одну сторону и раскладываем на множители. Находим нули функции, отмечаем кратные корни, выбираем интервалы со знаком «-».

Слайд 9

Решаем неравенство:

в котором один из множителей в нуль не обращается (всегда положителен). Обращаем внимание: точки, которые пришли из числителя- закрашиваем, а которые пришли из знаменателя- пустые. На каждом интервале ставим знак функции и выбираем нужные интервалы.

Слайд 10

Физкультминутка.

Делаем гимнастику для глаз: звездочка движется в виде знака «бесконечности”, глазами повторяем ее движение.

Слайд 11

Решаем неравенство:

Раскладываем на множители числитель и знаменатель. Наносим нули на координатную прямую (из числителя – полные, из знаменателя - пустые), корень х=0- опасный(!), четной кратности. При переходе через него - знак не меняется.

Слайд 12

Предлагаются для самостоятельной работы три неравенства с последующей проверкой.

Слайд 13