Программное содержание:
- Знакомство с зоной лесов.
- Освоение действия использования модели, отражающей взаимосвязь растений, животных и условий жизни в природной зоне.
- Знакомство с растениями леса.
- Освоение действия использования схемы внешнего вида растений леса и сравнение со схемой внешнего вида растений тундры.
- Закрепление изученного материала с помощью игр «С чьей ветки детка?» и «Кто где «живет»?» (СЛАЙД 1)
Примечание: на предыдущих занятиях дети знакомились с зоной тундры, растениями и животными тундры, строили модель, отражающую взаимосвязь растений, животных и условий жизни в тундре.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я слышу чей-то плач. Давайте поищем, кто это плачет. (Дети или сам воспитатель находят белочку.)
Вот кто плакал. Давайте спросим у нее, почему же она плачет. Все ясно, кто-то унес ее из родного дома в город, она убежала, но не знает, как и куда ей возвращаться.
Воспитатель: давайте поможем белочке вернуться домой. Для этого вначале нужно узнать, где она живет, описать это место, много ли там воды, света, тепла, богатая ли почва. Как только вы поможете ей подобрать волшебные картинки, обозначающие условия жизни в ее доме, она сразу окажется у себя.
Белочка: я не знаю, какая у меня почва, но деревьев, кустов и травы очень много. Я как раз на зиму запасла орехи и ягоды. (Дети приходят к выводу, что почва богатая, подбирают соответствующий значок). (СЛАЙДЫ 2-3)
Белочка: летом у меня жарко, а вот зимой холодно. Но все звери и птицы приспособились к этому, кто в теплые края улетает, кто в спячку впадает, кто на запасах живет. (Дети приходят к выводу, что тепла не много, и не мало, а достаточно и выбирают соответствующий значок). (СЛАЙДЫ 4-5)
Белочка: Летом светло, дни длинные, а ночи короткие, а вот зимой наоборот, ночь длиннее дня. Но света всем хватает, и растениям и животным. (Дети выбирают значок со средней величиной света). (СЛАЙДЫ 6-7)
Белочка: воды тоже всем хватает, осенью и весной дождей много, а летом – нет. Есть места болотистые, есть речка, а есть сухие горки, поляны. (Дети приходят к выводу, что воды и не много и не мало, а достаточно, выбирают соответствующий значок). (СЛАЙДЫ 8-9)
Воспитатель: а я уже догадалась, где живет белочка (чтобы подсказать детям, выкладывает волшебную картинку, на которой все нарисовано). (СЛАЙД 10). Затем спрашивает детей, не догадались ли они, где живет белочка, называя условия жизни в данной природной зоне: света достаточно, воды достаточно, тепла достаточно, почва богатая. (Дети отвечают, что это лес или тайга.)
Воспитатель: леса зеленые и мы будем обозначать их зеленым квадратом.
Белочка: спасибо вам, ребята. Теперь я вспомнила, где я живу и быстро найду туда дорогу. Досвидания. (СЛАЙД 11)
Физминутка.
На поляне дуб зелёный,
Потянулся к небу кроной. (Потягивания – руки вверх.)
Он на ветках среди леса
Щедро жёлуди развесил. (Потягивания – руки в стороны.)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся! (Наклоны вперёд.)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе. (Прыжки на месте.)
Ну, а мы пройдём немного.
Поднимаем выше ногу! (Ходьба на месте.)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
Воспитатель: Вот мы и помогли белочке найти свой дом. Давайте попрощаемся с ней, а я расскажу вам о лесе и растениях леса. (СЛАЙД 12)
Хочешь знать, что значит лес?
Это сосны до небес,
Ели да осины, да кусты калины.
Шелест листьев в синеве,
Утром пенье птичек,
И в некошеной траве
Огоньки лисичек.
Лес меняется, растёт
Долгими годами,
Всё живое в нём живёт
Вечно дружит с нами…
Здравствуй лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою,
Что нам шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы свои.
С. Погореловский.
Велик и загадочен наш лес. Он никогда не бывает скучным, однообразным, закрытым для пытливого взора.
Каждая тропа, уводящая вдаль, таит в себе радость познания и свежесть новых открытий.
Лес хорош в любую пору года.
Весной – он весел от радости пробуждения природы и ликующего говора птиц. (СЛАЙД 13)
Летом – насыщен ароматом цветов и спелых ягод. (СЛАЙД 14)
Осенью – объят багрянцем красок и грибными туманами. (СЛАЙД 15)
Зимой – расписан снежными узорами и следами диких зверей. (СЛАЙД 16)
В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить – голодному не быть. Лес – богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».
Воспитатель: Почему так в народе говорили? (ответы детей).
Воспитатель: потому что лес – это источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд), источник энергии (дрова), строительный материал, сырьё для производства (производство бумаги, мебели). Лес – настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ.
«В лесу деревья высокие, со стройными гладкими стволами. Они тянутся к солнцу, затеняя друг друга. В тени нижние ветки с листьями опадают. А на опушке деревья ниже, но сплошь покрыты ветвями. Кроны с листьями у них широкие, круглые: солнце за день освещает их со всех сторон.
Леса бывают разные – лиственные, с березами, ольхой, осиной и хвойные: сосновые, еловые. Сосновый бор – светлый и сухой лес. Еловый лес – темный, мрачный, сырой. Есть и смешанные леса, где растут и хвойные и лиственные деревья» (по Н. Верзилину).
Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с растениями леса.
Воспитатель:
Берёза моя, берёзонька,
Берёза моя славная, всем людям милая.
Стоишь ты, берёзонька, на горочке,
Освещаешься красным солнышком.
На тебе, берёзонька, листья зелёные,
А вокруг тебя ромашки белые.
Как мы чтим тебя, восхищаемся.
О тебе поём песни славные,
Что нет на Руси краше дерева.
(Рассматривание изображения березы на слайде, выделение отличительных признаков – это дерево до 20 м в высоту. Ствол с гладкой белой, у основания – с темной, сероватой корой. Листья по форме напоминают ромб с зубчиками по краям. В цветках берез вместо лепестков – чешуйки. Соцветия называются – сережки. Осенью и зимой из созревших цветков высыпаются плоды с крылышками). (СЛАЙД 17)
Воспитатель: Отгадайте загадку.
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист – ладошкой,
С длинной ножкой.
Воспитатель: Это клен.
(Рассматривание изображения клена на слайде, выделение отличительных признаков – дерево высотой 15-30 м, листья лапчатые, пятилопастные. Плоды клена – двукрылатки; крылышки их растопырены в разные стороны. У клена интересное расположение листьев. Красивые, резные листья клена располагаются на ветвях так, что ни один лист не затеняет другого, и все листья получают необходимый солнечный свет). (СЛАЙД 18)
Воспитатель: Следующая загадка.
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна – ...
Воспитатель: верно, это липа.
(Рассматривание изображения липы на слайде, выделение отличительных признаков – это высокое, до 25 м, дерево. Листья липы по форме напоминают сердце. Снизу сизые, сверху блестящие, ярко-зеленые. Плоды – небольшие шаровидные орешки. Цветы липы – богатейший источник нектара для пчел. На прицветнике – крылышке, как на самолетике, плоды разлетаются далеко от дерева, на котором выросли). (СЛАЙД 19)
Воспитатель:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
Это дуб. (Рассматривание изображения дуба на слайде, выделение отличительных признаков – это мощное, красивое дерево, властелин леса. Цветки собраны в сережки. Темно-зеленые плотные листья напоминают по форме яйцо с выямчатыми краями. Ствол покрыт грубой коричнево-серой корой с большими трещинами. Раскидистая форма кроны. Плод дуба – желудь). (СЛАЙД 20)
Воспитатель:
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
Это ель. (Рассматривание изображения ели на слайде, выделение отличительных признаков – это хвойное растение. Это высокое дерево с горизонтально отклоненными ветвями. Листья в виде темно-зеленых хвоинок, расположенных поодиночке. Плод – шишка. Густая крона конусообразно вытянута). (СЛАЙД 21)
Воспитатель:
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют.
Это рябина. (Рассматривание изображения рябины на слайде, выделение отличительных признаков – это дерево высотой 3-8 метров. На ветвях листья располагаются поочередно. По краям листья имеют мелкую зазубренность. Плоды – шарообразные ярко красные ягоды). (СЛАЙД 22)
Воспитатель: Давайте немного отдохнем (зрительная гимнастика):
1.
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо –
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
А глаза закрой руками.
2. “У компьютера”
Мы с компьютером играли. (Сидя, потереть ладонями лицо)
Ох, глаза наши устали, (Слегка прикрыть глаза веками)
Надо глазкам отдых дать,
Будем быстро мы моргать. (Быстро моргать)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем быстро мы моргать.
А теперь глаза закроем, (Выполнять упражнения в соответствии с указанием)
Широко опять откроем.
Раз – закроем, два – откроем,
Три – закроем, на четыре вновь откроем.
Раз, два, три, четыре, пять
Не устанем закрывать.
И ладошками глаза
Мы закроем не спеша,
Посидим в темноте.
Краска чёрная везде.
А теперь представим сразу,
Чёрную от сажи вазу.
Всё черным-черно кругом:
Чёрно небо, чёрен дом.
Снова мы глаза откроем,
На работу их настроим.
Воспитатель:
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту –
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветки – только на макушке.
Это сосна. (Рассматривание изображения сосны на слайде, выделение отличительных признаков – это высокое дерево, до 35 м, листья в виде хвоинок – игл. Иглы – гладкие, острые, жесткие, скреплены попарно. Крылатые семена созревают в шишках). (СЛАЙД 23)
Воспитатель:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберет,
Руки вымажет и рот.
В лесу и на болоте
Травку вы найдете.
А на ней синеет гроздь –
Кисло-сладких ягод горсть.
Это черника. (Рассматривание изображения черники на слайде, выделение отличительных признаков – кустарничек высотой 10-50 см. Ветви отходят от главного стволика под острыми углами. Листья очерёдные, яйцевидные, кожистые, на зиму опадающие. Цветки зеленовато-белые, плоды синевато-чёрные из-за воскового налёта или просто чёрные. Восковой налёт легко удаляется, и тогда ягода полностью соответствует своему названию). (СЛАЙД 24)
Воспитатель:
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
Это малина. (Рассматривание изображения малины на слайде, выделение отличительных признаков – листья сверху зеленые, а снизу с белым опушением. Сочные, спелые, вкусные плоды малины мы называем ягодой, но это собрание маленьких костянок, вроде маленьких вишенок с косточкой внутри. Имеет на стебле шипы). (СЛАЙД 25)
Воспитатель: а теперь нам нужно составить модель внешнего вида растений леса. Давайте выделим их отличительные черты. Мощные корни, в большинстве случаев глубоко уходящие под землю, ствол прямой, толстый. Крона пышная. (СЛАЙД 26). А теперь давайте сравним с внешним видом растений тундры. (Выделяем сходства и различия). (СЛАЙД 27)
Воспитатель: вот мы и познакомились с растениями леса. А теперь мы проверим, что вы запомнили сегодня. Для этого мы сыграем в игры, которые называются «С чьей ветки детка?» (Презентация 2) и «Кто где «живет»?». (Презентация 3).