Цель урока: ознакомить учащихся с малоизвестными для них памятниками российской истории, подготовка к экзамену в новой форме через историю памятников материальной культуры.
Задачи:
- систематизация, обобщение знаний учащихся через ознакомление с памятниками материальной культуры России; работа на запоминание дат и событий истории России через ассоциативное мышление; повторение материала по истории, через связь времени и вещей и предметов, памятников архитектуры;
- содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, чувства патриотизма, гуманизма;
- развитие эмоций учащихся посредством создания на уроке эмоционального переживания; развитие интереса к предмету.
Оборудование урока: проектор, ПК
Тип урока: повторительно-обощающий с элементами беседы
Форма проведения: урок-консультация.
Форма организации учебно-познавательной деятельности:
общеклассная, индивидуальная
ХОД УРОКА
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее,
чтобы оно объяснило нам настоящее
и намекнуло о нашем будущем»
В.Г. Белинский, русский литературный критик
Цель урока ставиться учащимися через тему. (Слайд 1,2)
Учитель : Сегодня мы с вами проведем нашу консультацию по истории России необычно. А начнем мы с вопроса – Что для вас самое трудное при изучении истории? (запоминание дат событий). Но знание хронологии событий очень важно, иначе трудно будет проанализировать этот период истории: царей в истории России было много, большую часть своей истории наше государство находилось в состоянии войны и т.д. Мы имеем возможность изучать историю, только благодаря историческим источникам, так как соприсутствовать очевидцами, нам не дано. Вспомним, что такое исторические источники? (Слайд 3)
Исторические источники - это все, чтобы было создано человеком: предметы материальной культуры, обычаи, обряды, памятники письменности.
Мы работаем с вами в основном с письменными источниками, а сегодня мы будем работать с другой группой источников, а именно с памятниками материальной культуры. (Слайд 4)
Это - одежда, здания, украшения, предметы утвари, предметы хозяйственного назначения, монументы ит.д. (Слайд 5)
Для получения полной картины одной истории не достаточно, поэтому ответьте на вопрос - Какие науки помогают истории рассказывать о прошлом? (Слайд 6)
А сегодня нам понадобиться помощь МХК.
Итак, начинаем. (Слайд 7) – Кто такой монах Нестор? Что такое «повесть временных лет»?
"Повесть временных лет"
"Повесть временных лет" – условное название общерусского летописного свода, составленного во втором десятилетии XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В заглавии великого труда: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первый княжить и откуда Русская земля стала есть", – Нестор объяснил свою задачу: связать историю русской земли с историей известных ему стран и народов мира. Он возвел происхождение восточных славян, на территории которых образовалось Русское государство, к временам библейского Великого потопа. Нестор закончил свой труд, доведя повествование до современных ему событий первого десятилетия XII века. "Повесть временных лет" легла в основу большинства дошедших до нас русских летописных сборников XIV-XVI веков.
(Слайд 8)
Церковь Успения Богородицы (Десятинная) в Киеве
Учитель : Каменная церковь Успения Богородицы в Киеве была заложена в 989 году, сразу после Корсуньского похода и крещения Великого князя Владимира Святославича Святого.
Главным смотрителем за работами по постройке храма князь Владимир Святославич назначил Анастаса Корсунянина. Строительство было завершено в 996 году. Церковь Успения Богородицы была отделана с величайшей для того времени роскошью: мрамором, яшмой, мозаикой. Специально для нее из Греции и Корсуни (Херсона) привезли драгоценную утварь.
Учитель : -Почему церковь называлась «Десятинной»?
Князь Владимир Святославич постановил жертвовать в ее пользу десятую часть своих доходов с городов и имений на вечные времена, вследствие чего церковь получила известность под названием "Десятинная". Киевская церковь Успения Богородицы, ставшая местом погребения князя Владимира Святославича и его супруги, была разрушена в 1240 году, при нашествии на Киев хана Батыя. Храм превратился в развалины. На их месте в XVII веке киевский митрополит Петр Симеонович Могила построил скромную церковь Рождества Богородицы. Впоследствии, когда церковь обветшала, ее срыли до основания.
Итак, самое главное – 988г. крещение Руси (Слайд 9)
(Слайд 10)
Софийский собор в Киеве
Учитель: Софийский собор в Киеве следует считать самым древним из дошедших до нас памятников русского зодчества. На протяжении веков он был главным церковным и общественным зданием Русского государства. К площади перед собором сходились все дороги, ведущие в город.
Учитель : - Кто и в честь какого события заложил этот храм?
Храм был заложен в 1037 году Великим князем Ярославом Владимировичем Мудрым в память о победе над печенегами.
Князь Ярослав Владимирович украсил его исключительной по красоте мозаикой, фресками, "золотом, серебром и сосудами церковными". Софийский собор неоднократно подвергался грабежам и опустошениям, едва не был разрушен, его стены много раз надстраивали и переделывали. Сейчас внешний вид храма абсолютно не похож на прежний, но в его внутреннем убранстве сохранилось многое от первоначальной постройки и древних украшений.
Итак, самое главное – 1037г. Ярослав Мудрый после победы над печенегами начал строительство св. Софии в Киеве (Слайд 11)
(Слайд 12)
Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге
Учитель: По преданию, Александро-Невский монастырь, основанный царем Петром I в Санкт-Петербурге в 1710 году, был построен на том самом месте, где в 1240 году князь Александр Ярославич Невский разбил шведское войско.
В 1713 году в монастыре возвели деревянную Благовещенскую церковь, а в 1717-1724 годах работавший в России архитектор Доменико Трезини построил на ее месте каменный храм того же названия. С этого времени храм стал усыпальницей русских царевен и цариц, великих князей, знатных лиц государства.
Итак, самое главное – 1240г. Ледовое побоище – разгром Александром Невским крестоносцев на Чудском озере. (Слайд 13)
(Слайд 14)
Донской монастырь в Москве
Учитель : Донской монастырь в Москве был основан в 1591 году в память об отражении нашествия крымского хана Казы-Гирея.
Монастырь был поставлен на том самом месте, где, по преданию, во время битвы находилась икона "Донская Богоматерь", которая чудесным образом помогла русскому войску одержать победу над врагом. Самое древнее строение в архитектурном ансамбле Донского монастыря – одноглавый Малый собор, построенный в 1591-1593 годах. Позже к храму пристроили трапезную, а в 1679 году – колокольню. Монастырь был обнесен каменными стенами с башнями. В центре обители возвели пятиглавый Большой собор. На его стенах сохранилась роспись, выполненная по эскизам прославленного русского зодчего Василия Ивановича Баженова.
(Слайд 15)
Храм Покрова "На рву" (Василия Блаженного) в Москве
Учитель : В год покорения царем Иоанном IV Грозным Казанского ханства в Москве умер Василий Блаженный – юродивый, пользовавшийся большим уважением в городе. Огромное по значимости событие – присоединение к России Казанского ханства – следовало отметить постройкой грандиозного собора.
И в 1555-1561 годах зодчие Барма и Постник возвели в Москве на Красной площади храм Покрова "На рву". Мастера, следуя прихотливой фантазии Иоанна IV, создали удивительное сооружение, представляющее смесь различных архитектурных стилей. После обретения мощей Василия Блаженного (при царе Федоре Иоанновиче) к восьми первоначальным столпообразным храмам собора, покоящимся на общем основании, была пристроена новая маленькая церковь. Сюда и поместили останки юродивого. Эта церковь и дала храму второе название – Храм Василия Блаженного.
Итак, самое главное – 1552г. Иван Грозный присоединяет Казанское ханство к России (Слайд 16)
(Слайд 17)
Старый Английский двор в Москве
Учитель:"...Царь англичан двором пожаловал", – так говорится в летописи под 1556 годом об учрежденном в России иностранном посольстве.
Именно тогда царь Иоанн IV Грозный подписал жалованную грамоту "Московской компании" английских купцов, по которой им предоставлялся ряд привилегий и дворы в Москве, Архангельске, Холмогорах, Вологде.
Старый Английский двор в Москве располагался в той части Китай-города, которая находилась за торговыми рядами, тянувшимися между главными улицами посада.
Учитель : - Что такое посад?
Верхний этаж здания Старого Английского двора был жилым, нижний использовался под склады. В 1611 году, во время уличных боев с польскими интервентами, захватившими Москву, Английское подворье было частично разрушено пушечными ядрами. Только в XX веке в ходе археологических раскопок удалось обнаружить фрагменты палат Старого Английского двора, скрытые стенами более поздних пристроек. Реставраторы удалили наслоения веков и восстановили здание.
Учитель : 1611г. что же в Москве делали поляки? Как в истории называется это время?
Итак, самое главное – события начала XVIIв. Смутное время или Смута
(Слайд 18)
(Слайд 19)
Золотой ковш Михаила Романова
Учитель: Золотой ковш царя Михаила Федоровича пленяет строгим благородством формы и изысканным великолепием отделки. В тонком изяществе черневого узора, в самом сочетании материалов: золота, жемчуга, округлых неграненых самоцветов – еще ощущаются традиции XVI века. В первой половине XVII столетия такие ковши, наряду с регалиями и другими предметами придворного церемониала, хранились в "Большой казне" и использовались лишь во время торжественных приемов в Грановитой палате. Ковши служили украшением особых ступенчатых поставцов, демонстрируя иноземным гостям богатство московского государя и искусное мастерство русских златокузнецов. Из таких ковшей угощали самых почетных гостей.
Учитель : - В каком году начал свое правление Михаил Романов?
Итак, самое главное – 1613г. начало царствования Михаила Романова, первого царя из дома Романовых.(Слайд 20)
(Слайд 21)
Чаша царя Алексея Михайловича
Учитель: Эту чашу царю Алексею Михайловичу в 1653 году подарил патриарх Никон. Многие годы простояла она в покоях царя. В 1686 году по настоянию царевны Софьи чаша была пожалована царями Иваном и Петром князю Василию Васильевичу Голицыну "за его службу, за вечный мир с королем польским". После падения Софьи Алексеевны князь Голицын был сослан в монастырь, а все его имущество, в том числе и чаша, конфисковано и поступило в казну.
Чаша небольшая, высотой около 8 см. Она имеет форму распускающегося цветка. Ее поверхность расчеканена округлыми долями, украшенными растительным орнаментом, повторенным в различных цветовых вариантах. Здесь преобладает характерное для того времени сочетание изумрудных, белых и голубых тонов. Благодаря разнице в слое эмали возникает ощущение рельефности орнамента. Венец чаши с надписью украшен двумя изумрудами и двумя сапфирами. Чуть ниже, среди финифти, укреплены небольшие алмазы и рубины. Чаша царя Алексея Михайловича является шедевром русского ювелирного и эмальерного искусства XVII века.
Учитель : - Кто такой Никон и почему он подарил чашу именно в 1653г.?
Итак, самое главное – 1653г. церковный раскол.(Слайд 22)
(Слайд 23)
Двойной трон
Учитель: Двойной трон имеет необычный внешний вид. Поверхность этого своеобразного архитектурного сооружения почти сплошь закрыта серебряными, частично позолоченными чеканными, резными, прорезными и гравированными пластинами. Трон изобилует фигурными арками, перекладинами, украшен объемными фигурками птиц и зверей.
Тяготение к преувеличениям, к повышенной динамичности форм, беспокойный ритм кривых линий – все говорит о двойном троне как о произведении стиля барокко. Впечатление зрелищности и театральной эффектности усиливают завесы на громадной стенке трона, три высоких сложнопрофилированных стоянца с гербом наверху и две ажурные прорезные усеченные пирамидки-подставки с углублением наверху под "яблоко великодержавное" – державу. Известно, что уже в 1686 году трон переделали по случаю приема польских послов. "Под серебро прорезное на подзор" подложили белую ткань, "под кружево золотное кованое – атлас жолтый...", сиденье обили атласом "турским золотным и золотными кругами по белой земле". "Позади государева места с двух сторон к стене скроены два завеса в два полотнища... бархату шафранного цвета, нашито кружево серебряное плетеное с прежнего бархатного завеса; позади государева места же помоги и две железные подпорки снизу обиты объярью серебряной... струйчатой".
Учитель истории: Кто восседал на этом троне, да еще не один?
Итак, самое главное – 1682-1725гг. царствование Петра Первого.(Слайд 24)
(Слайд 25)
Новодевичий монастырь в Москве
Учитель : - Назовите самую известную арестантку этого монастыря?
Новодевичий монастырь в Москве был основан в 1524 году Великим князем Василием III Иоанновичем по случаю победы над литовцами и возвращения Русскому государству Смоленска. В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в 1598 году Борис Федорович Годунов принял избрание на царство. В Новодевичий монастырь в 1689 году была помещена царевна Софья Алексеевна. Во время ее пребывания в монастыре вокруг обители возвели каменные стены с башнями. После Стрелецкого бунта 1698 года царь Петр I приказал повесить мятежников перед кельей царевны, а саму ее постричь в монахини. Здесь провела последние годы жизни и опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина. В 1812 году отступавшие из Москвы французы попытались взорвать Новодевичий монастырь, но, по легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведенные к пороховым погребам. На территории Новодевичьего монастыря, а позднее и за его южной стеной возникло Новодевичье кладбище, где покоится прах деятелей русской культуры, прославленных полководцев, политических деятелей.
(Слайд 26)
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге
Учитель : - В каком году Петр Первый заложил Санкт-Петербург? (1703г.)
Основанный Петром I город нуждался в большом кафедральном соборе, который бы соответствовал величию новой столицы России.
В 1712 году по проекту и под руководством работавшего в России архитектора Доменико Трезини на месте деревянной церкви началось строительство каменного храма огромных размеров. Работы начались с возведения гигантской колокольни, на которой в 1723 году установили купленные в Голландии часы с курантами. Собор венчал тридцатиметровый шпиль, покрытый золочеными медными листами. Петропавловский собор на протяжении двух столетий служил усыпальницей русских самодержцев. В мае 1731 года тело Петра I было предано земле в Петропавловском соборе.
Итак, самое главное – 1703г. Петр I заложил Санкт-Петербург – как столицу новой России. (Слайд 27)
(Слайд 28)
Памятник Петру I ("Медный всадник") в Санкт-Петербурге
Учитель : Шедевр русского монументального искусства – памятник Петру I – был создан в 1766-1778 годах приглашенным французским скульптором Этьеном Морисом Фальконе. Это был первый скульптурный памятник в России. В 1766 году Этьен Фальконе приехал в Петербург и начал работу над моделью конного памятника. При создании скульптуры Петра I он использовал гипсовую маску и знаменитую "восковую персону" царя. Бронзовая голова Петра I была изготовлена ученицей Фальконе Мари Колло. Памятник изображает Петра I верхом на вздыбленном коне. Голову императора венчает лавровый венец - символ его славы и побед. Рука царя, указывающая на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, символически обозначает главные цели его правления: просвещение, торговлю и военную мощь. Памятник решено было установить на цельном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю. Подходящий камень был найден в 1768 году в поселке Лахта на берегу Финского залива. Камень, весящий 1600 тонн, был прозван "гром-камнем". Доставка огромного камня к месту закладки памятника заняла 9 месяцев: 400 человек с помощью специальных устройств сначала тащили камень по земле, а затем, на барже, переправляли его по воде. В течение этого долгого пути десятки мастеров-каменотесов придавали камню задуманную скульптором форму. Сама императрица Екатерина II несколько раз лично осматривала камень и устройства для его транспортировки. В 1775 году началась отливка памятника. Работами руководил литейщик Емельян Хайлов. При отливке расплавленный металл, прорвав форму, хлынул наружу и вызвал пожар. Все бросились бежать, и только Хайлов не поддался общей панике и, рискуя жизнью, сбил пламя и исправил форму. К 1777 году все основные работы по созданию монумента были окончены. Торжественное открытие памятника состоялось 7 августа 1782 года. Екатерина на торжественное открытие монумента скульптора не пригласила и приписывала все заслуги по созданию памятника только себе. Об этом должна была напоминать и надпись на пьедестале: "Петру I Екатерина II".
(Слайд 29)
Корона Анны Иоанновны
Учитель : В каком году Россия стала империей?
В 1721 году Россия приняла статус империи. Обряд венчания на царство был заменен общеевропейским ритуалом – коронацией. Шапка Мономаха уступила место короне. Одна из первых российских корон принадлежала императрице Анне Иоанновне.
Традиционная по форме корона выполнена из золоченого серебра и вся усыпана бриллиантами и алмазами. Камень, венчающий корону, в 1676 году по указу Алексея Михайловича российский посол Николай Спафарий купил "у китайского богдыхана в Пекине". С 1732 года камень украшает корону императрицы Анны Иоанновны, созданную в 1731 году мастером Готлибом Вильгельмом Дункелем в Петербурге.
Итак, самое главное – 1721г. Россия стала империей. (Слайд 30)
(Слайд 31)
Коронационное платье императрицы Екатерины II
Учитель : Она олицетворяла «золотой век русского дворянства», она немка по рождению, но сумела стать истинно русской царицей? Кто она и когда она правила в России?
Коронационное платье императрицы Екатерины II было выполнено в Москве в 1762 году из гладкого серебряного глазета на шелковой подкладке. Глубокое кареобразное декольте отделано узким фестончатым льняным кружевом, шитым иголкой. Несколько рядов старинного тонкого кружева (конец XVI века) украшают края узких, до локтя рукавов, носивших название "пагода". Мягкие складки юбки и длинный ластообразный шлейф украшены накладными орлами. На груди орлов в щитке помещен герб Москвы. Изображения искусно вышиты шелками и золочеными нитями.
Итак, самое главное – 1762- 1796гг. царствование Екатерины II (Слайд 32)
(Слайд 33)
Решма
Учитель : Решма – налобное украшение лошади – была прислана турецким султаном Абдул-Гамидом в подарок Екатерине II в 1774 году по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского мира. Кючук-Кайнарджийский мир, положивший конец русско-турецкой войне 1768-1775 годов, был подписан в июле 1774 года. По условиям мирного договора, России отошли Северная Осетия, Керчь в Крыму. Русские корабли теперь могли свободно плавать в турецких водах. Княжества Молдавия и Валахия получили автономию, а Крымское ханство было объявлено независимым от Турции.
В решме 999 бриллиантов, а в центре – прекрасный золотистый топаз. Растительный орнамент вокруг камня исполнен из тонких золотых стеблей с фигурными лепестками.
Итак, самое главное – 1774г. Кючук-Кайнарджийский мир (Слайд 34)
(Слайд 35)
Золотой кубок
Учитель: Золотой кубок с крышкой, украшенный бриллиантовым вензелем "ЕА", был изготовлен петербургскими ювелирами в конце XVIII века. Екатерина II подарила этот кубок любимому внуку – императору Александру I.
Учитель: - В каком году на престол вступил Александр I?
Итак, самое главное – 1801-1825гг. царствование Александра I (Слайд 36)
(Слайд 37)
Ваза -стопа для мороженого
Учитель : Десертный сервиз "Олимпийский" выполнен в 1803-1806 годах на Севрской мануфактуре во Франции. Сервиз был подарен Наполеоном I императору Александру I в память о подписании между Россией и Францией Тильзитского мирного договора.
- Вспомните, когда был подписан этот договор, и каковы его условия?
5 июня 1807 года в Тильзите после личных переговоров Александра I и Наполеона I между Россией и Францией был подписан мирный договор. Россия признала все завоевания Франции и императорский титул за Наполеоном Бонапартом. Отдельным актом был оформлен наступательный и оборонительный русско-французский союз. Кроме того, Россия вынуждена была согласиться на создание герцогства Варшавского и присоединиться к континентальной блокаде Англии, что наносило значительный ущерб российской экономике.
Сервиз состоит из 140 предметов. В него входят тарелки различной величины, вазы для фруктов и мороженого, компотницы, сахарницы, корзины для цветов. Большая часть предметов украшена изображениями персонажей античной мифологии: богов, муз и других обитателей Олимпа. Отсюда и название сервиза – "Олимпийский". Над росписью сервиза работали знаменитые французские художники. Сервиз – характерное произведение позднего классицизма – стиля ампир. Ваза-стопа для мороженого (высота 31 см) покрыта полихромной живописью и вызолочена.
Итак, самое главное – 1807г. подписание между Россией и Францией Тильзитского мирного договора (Слайд 38)
(Слайд 39)
Коронационный мундир императора Александра II
Учитель : В каком году начал свое правление Александр II? (1855г.)
Коронационный мундир императора Александра II сшит в России.
Военный мундир лейб-гвардии Преображенского полка, соответствующий чину его владельца, с начала XIX века стал официальной коронационной одеждой русских императоров. На эполетах мундира Александра II помещен вензель его предшественника – императора Николая I, что символизирует преемственность императорской власти.
Итак, самое главное – 1855-1881гг. царствование Александра II (Слайд 40)
Рефлексия.
Домашнее задание (Слайд 41)
Учитель : По легенде, возникшей в ХI веке и сообщаемой летописью, в 862 году в Новгород был приглашен на княжение глава варяжских дружин Рюрик. А почти через тысячу лет, В 1857 году, Комитет министров государства Российского поставил вопрос о сооружении памятника «первому русскому государю Рюрику». Замысел был воплощен в жизнь в 1862 году. Но, в итоге, монументальная скульптура стала не столько памятником первому русскому государю, сколько «народным памятником тысячелетию государства Российского».
Автором проекта был тогда ещё молодой художник-«дебютант» М.О.Микешин (будущий автор памятников Екатерине II в Петербурге, Богдану Хмельницкому в Киеве и др.).
По своим очертаниям памятник напоминает «шапку Монамаха» (правда, высотой в 15,7 метра и в окружности - 27 м). Он представляет собой бронзовый шар-державу, верхняя часть которого - композиция в виде фигуры женщины в русском национальном костюме с широкой мантией на плечах, олицетворяющей Россию, и ангела, благословляющего её.
У подножия шара-державы - 129(!) рельефных фигур вершителей судеб России. Огромный шар украшает надпись: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в ...лета 1862». Вокруг «державы» расположены скульптурные группы, каждая из которых символически ориентирована в определенном направлении, отражающем интересы российских властителей того или иного времени.
Задание: Скульптуры, каких правителей и за какие заслуги запечатлели авторы в верхней части памятника?