Детское творчество и ситуация успеха на уроках

Разделы: Начальная школа


Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха.
В.А. Сухомлинский

Автор статьи работает в школе-интернат основного общего образования, где обучаются дети из многодетных малообеспеченных семей на протяжении 24 лет. Дети приходят в интернат в основном без подготовки, т.к. многие не посещали дошкольные учреждения. Поэтому классы формируются из разноуровневых по психическому развитию детей. Перед педагогом стоит первоочередная задача увидеть и развить в каждом его способности.

Школа призвана оказывать индивидуально-ориентированную помощь детям в реализации базовых первоначальных потребностей, создании условий для максимально свободной реализации заданных природой физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, помогать ребёнку в духовном и творческом самовоплощении.

Успех и уверенность детей в обучении зависит от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и талант каждого. В решении данной проблемы помогает комплекс творческих заданий, помогающих реализовать своё “Я”. При этом достичь результата одномоментно, сразу не возможно. Формируемые учителем операции, действия могут появиться у ребёнка только под руководством взрослого, учителя. Всё это приводит к развитию его самостоятельной творческой учебной деятельности.

Возраст учащихся начальных классов – благодатная почва к восприятию чудес познания, к умению удивляться богатству и разнообразию родного языка. Для осуществления развития творческих способностей учащихся необходимо активизировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. При этом познавательные задачи должны быть направлены на развитие психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения. Задачи и упражнения должны подбираться с учётом рациональной последовательности их предъявления; от репродуктивных к частично-поисковым.

Система познавательных задач должна вести к формированию 6eглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Оцениваются не только успешно выполненные задания; но и проявление элементов творчества, нестандартного мышления, познавательного и поискового интереса.

В развитии творческих способностей учащихся очень важно самовыражение.

Это может быть:

– иллюстрирование произведений, где ребенок вносит что-то своё, что-то от своего видения жизни, своего понимания героя или события. Целью этой работы является – вслушаться и услышать, представить и отобразить прекрасное, не остаться равнодушным к тому, что подметил автор и выразить своё мнение, своё представление о произведении (рисунок 1).

Рисунок 1 – Иллюстрации к сказкам.

– сочинения-миниатюры из жизни (рисунки 2, 3), отзывы о прочитанном.

Сочинение – высшая форма проявления творческих способностей учащихся. В сочинении раскрывается внутреннее состояние, душа ребёнка. То, что порой он не выскажет вслух, постесняется поделиться мечтами, тайнами.

Рисунок 2 – Иллюстрация к сочинению.

Рисунок 3– Сочинение-миниатюра.

Предлагаются также темы сочинений на представление последствий событий, имеющих целью развитие причинного мышления, творческого воображения (рисунки 4, 5).

Рисунок 4 – Сочинение-миниатюра.

Рисунок 5 – Иллюстрация к сочинению.

Большой интерес у моих учеников вызывает сочинение четверостиший. Стихотворение – одно из средств самовыражения ребёнка. Научиться рифмовать можно. Одни из учеников ограничатся рифмовкой слогового ряда, другие – рифмованием поэтических строчек, у третьих получатся свои четверостишья. Например, после изучения на уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства темы “Осень”, в классе появилась выставка рисунков (рисунок 6), написаны стихи.

Рисунок 6 – Рисунок на тему “Осень”.

Наступила осень.

Улетели птицы.

Грустно стало в сердце,

В школе не сидится.

(Ковач Софья)

С витаминкой за щекой

Шла по саду Осень.

Угостила нас с тобой

Сочным сладким соком.

(Полина Плехун)

Художница Осень

Коснулась кистью

Верхушек деревьев,

Кустов и травы.

Художницу Осень

Мы дружно попросим:

“Оставь нам подольше

Палитру любви!”

(Нина Кутузова)

Одним из видов сочинений являются загадки. В этом виде работы проявляются и творческие способности, и воображение, и эрудиция обучающихся во время анализа и иллюстрирования отгадок на загадки (рисунок 7).

Рисунок 7 – Рисунок-иллюстрация отгадок на загадки.

– работа с многозначными словами (коса, ручка, плитка, кран, кисть и др.).

– при изучении нового словарного слова наряду с приготовленными мной наглядными пособиями, провожу конкурс на лучшую работу для его запоминания.

Среди таких конкурсов – иллюстрирование словарных слов (аллея, ягода и др.), сочинение сказок.

“Через сказку, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”. (В.А.Сухомлинский). Познакомившись с какой-либо сказкой, иногда с помощью театрализации, “погружаемся” в произведение. Для этого предлагаю детям продолжить его, переделать, добавить или убрать тех или иных героев. В итоге получается “Старая сказка на новый лад”, “Так появились новые сказки” и т.д.

– кляксография на уроках рисования с последующим подбором (придумыванием) названия.

Эпиграфом к такому заданию может быть четверостишье, придуманное одним из моих учеников:

Много клякс наделал я,
Что увижу в них?
Ура! Получился носорог,
Кошка, бабочка, цветок…
– рисование весёлых букв (рисунок 8).

Рисунок 8 – Рисунки весёлых букв.

Важным условием для развития творческого воображения является умение наблюдать, сравнивать, подмечать, созерцать и наслаждаться. Приведённые выше примеры творчества моих учеников наглядно это подтверждают.

Анализируя их достижения и творчество, изучая литературные источники по педагогике, всякий раз убеждаюсь, что многое в обучении зависит от того, как учитель относится к личности обучающихся. Каждый человек уникален, неповторим, осознание собственных эмоциональных реакций и состояний проявляет их индивидуальное отношение к происходящему вокруг. Поэтому становится очевидным, что для развития творческого потенциала необходимо осуществлять работу с эмоциональным содержанием.

Существенным моментом в осознании ребенком своих эмоциональных реакций и состояний становится их поддержка со стороны взрослого, педагога. Это выражается:

– в восхищении каждой идеей ребенка, так же, как восхищаются родители его первыми шагами;

– в позитивном подкреплении всех идей и ответов ребенка;

– в использовании ошибки как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;

– в создании климата взаимного доверия;

– в исключении любой критики личности и деятельности детей: принимается и выслушивается все, что делается ими;

– в выражении удивления, использовании добрых слов: молодец, прекрасно, очень приятно, умница, красиво, отлично, блестяще, восхитительно и др.;

– если что-то раздражает, то не переносить на личность ребенка;

– в каждом задании находить что-то позитивное;

– в использовании всех доступных ярких средств: цветная бумага, фломастеры, цветные карандаши, самоклеющаяся бумага и др.;

– устраивать выставки работ;

– если ребенок стесняется, “не раскрылся”, не акцентировать на этом внимания;

– в поддержке детей, которые стесняются, не раскрылись на уроке: поглаживание по плечу, голове, руке, шепнуть ободряющие слова, подбодрить взглядом;

– в выслушивании всех ответов детей.

Детское творчество неисчерпаемо, но оно нуждается в чуткой помощи тактичного понимающего учителя. Все дети по-своему талантливы, а раскрыть этот талант должен учитель. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику и учителю.

“Философская энциклопедия” определяет творчество как деятельность, порождающую “нечто новое, никогда ранее не бывшее”. Советский психолог Л.С. Выготский писал: “Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за пределы рутины и в чём заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека” (Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте”.- М. 1997.-С.6). Позволив себе перефразировать слова великого учёного, уточним: чтобы создать нечто, в чём будет содержаться хоть “йота нового”, необходимо выйти “за пределы рутины”. А на это требуется и желание, и определённое мужество в борьбе за своё профессиональное “я”.