Интегрированный урок (биология + математика) "Перелеты птиц". 7-й класс

Разделы: Биология

Класс: 7


Задачи урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

1. Познакомить учащихся со сложными явлениями в жизни – перелетами и кочевкой, показать взаимосвязь явлений природы с поведением птиц, практическое значение сроков прилета и отлета при проведении сельскохозяйственных работ. 1.Показать взаимосвязь биологии и математики.

2. Способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение).

3. Приучать учащихся к новым логическим операциям: сравнению материала, выделению главного, обобщению, сопоставлению.

Продолжить формирование мировоззренческой идеи познаваемости природных явлений.

Оборудование:

  • видовое многообразие птиц (рисунки);
  • карта полушарий;
  • таблица “Даты прилета некоторых видов птиц европейской части СНГ и сроков сельскохозяйственных работ”;
  • силуэты птиц в полете;
  • аудиозапись “голоса птиц в природе;
  • карточки: птицы оседлые, перелетные, кочующие;
  • презентация урока “Перелеты птиц”.

Ход урока

I. Этап постановки проблемы.

Учитель биологии: объявляет тему урока, задачи урока. Обращает внимание учащихся, что урок биологии будет проведен совместно с учителем математики, для чего необходимо иметь на столах тетрадь по математике.

Летят, летят косым углом,
Вожак звенит и плачет…
О чем звенит, о чем, о чем,
Что плач осенний значит?

А.Блок.

Из всех явлений в жизни птиц самое удивительное – их перелеты. Когда приближается осенняя пора, многие птицы улетают в теплые края. С наступлением же весны они вновь возвращаются на родину. И так из года в год, из поколения в поколение.

II. Этап реализации проблемы.

Учитель биологии: Принято делить птиц на оседлых, перелетных и кочующих. Деление это в значительной мере условно.

(На доске схемы, построенные с помощью аппликации).

Перелетные птицы совершают свои перелеты дважды в год (на зимовку и обратно) по определенным путям, останавливаясь для отдыха и кормежек. К этой категории принадлежат те птицы, корм которых – беспозвоночные – доступен только весной и летом (утки, чайки и другие насекомоядные птицы).

Учитель математики: Все птицы летают с разной скоростью. Мы познакомимся с этими скоростями, решив следующие задачи (устный счет):

  1. Сколько километров пролетит стриж за 10 часов, если его скорость 100 км/час?
  2. Скворец за световой день при перелете пролетает до 640 километров. Какова скорость полета скворца, если световой день 10 часов и 2 часа птицы днем отдыхают?
  3. Перепела во время перелета летят со скоростью 400 км/час; сколько часов в день они летят, если пролетают 200 км?
  4. Во сколько раз скорость стрижа больше скорости скворца, если скворец за 3 часа пролетает 240 км, а стриж – 480 км?
  5. Орел за 4 часа пролетел 520 км. С какой скоростью он совершал свой полет?
  6. Скорость чайки 30 км/час. Какова скорость утки, если она за 3 часа пролетает столько же, сколько чайка за 7 часов.

Сообщение учащегося (Приложение№1)

Сообщение учащегося (Приложение №2)

Учитель математики: Вот об одной такой птице мы и решим задачу. (Условие задачи на слайде).

Задача: утка осталась зимовать на озере в 240 км от города. На кормежку она летала в зоопарк города, где в любую погоду было достаточно пищи. На обратный путь она тратила на 24 минуты больше. Сколько времени утка тратила на перелет до города, если она летела обратно на 20 км/час медленнее?

Таблица на слайде:

Х>0

 

s, км

v, км/час

t, час

Туда

240

   
Обратно

240

   
  1. Разбирается решение задачи устно, заполняется таблица.
  2. Задача решается на доске, а учащиеся решают задачу в тетради.

Учитель биологии: А вот овсянки из настоящих оседлых птиц стали перелетными: слишком мало стало конюшен и скотных дворов, где они могли бы прокормиться зимой.

Так человек невольно изменяет видовой состав зимующих птиц.

Работа с учебником, задание классу:

  1. Прочитать стр. 226.
  2. Заполнить таблицу (дать определение и привести примеры).
 

Птицы

 

Перелетные

Кочующие

Оседлые

     

Таблицу учащиеся чертят в тетради и заполняют.

Проверка заполнения таблицы.

Учитель биологии (работа по географической карте + таблички с цифрами 201, 14, 1, 26, 16, 5, 95).

Учитель показывает, куда улетают птицы и прикрепляет цифры на нужный континент.

Из европейской части СНГ 201 вид улетает в Африку, 14 – в тропическую Азию, 1 – в Северную Америку.

Из азиатской части СНГ: 26 видов – в Австралию, 16 – в Северную Америку, 5 – в Южную Америку, 95 – в Африку.

Рекорд дальности сезонных миграций принадлежит полярной крачке, улетающей из арктических тундр Европы к берегам Антарктиды и преодолевающие 13215 тысяч километров.

Далеко не все птицы улетают из гнездовой области сразу на юг. Примерно на запад от Енисея в перелетах преобладает юго-западное направление, а на восток от него – юго-восточное.

Розовая чайка с Колымы летит прямо на север к полыньям и разводьям Северного Ледовитого океана. Гагары с Таймыра двигаются на запад к незамерзающим водам Гольфстрима. Существует много довольно четко выраженных путей перелета. Но сам перелет можно наблюдать и в стороне от них. Выйдя тихим весенним вечером на опушку леса, на городскую окраину можно услышать в сумерках голоса перелетных птиц.

  • Включается аудиозапись “Голоса птиц в природе”.

Циканья, посвисты, издаваемые ими только в период миграции. Иногда только по звукам и можно догадаться, что являешься свидетелем грандиозного переселения птиц с зимовок на родину. Одиночные путешественники и небольшие скопления постепенно сливаются в более крупные стаи, которые и следуют по перелетным путям, выбираемым по ландшафтному признаку. Это могут быть русла крупных рек, долины между гор, морские побережья. Морские птицы следуют прибрежными путями; многие кулики – речными и болотными и т.д.

Другими словами, ландшафты полета соответствуют экологическим особенностям видов. Птицы никогда не летят по прямой, и пути их часто чрезвычайно извилисты. В европейской части СНГ выделяют обычно 4 крупных полетных направления: норвежское, балтийское, черноморское, каспийское. Однако для многих птиц не удается выделить каких-либо путей: они летят широким фронтом. В основном это мелкие воробьиные.

Учитель математики: работа с учебником биологии, стр.227, рис.174. перелеты белого аиста. Масштаб карты (рис.111) 1 см: 1650 км. Какое расстояние (приблизительно) должны пролететь белые аисты до мест своих зимовок?

Задача дается по вариантам.

Учащийся: Сроки прилета и отлета различных видов птиц имеют не только познавательный, но и практический интерес. Особенно это касается времени прилета.

От хода весны зависят сроки полевых работ, а во многом и судьба урожая. В народе сложилось множество примет, предсказывающих погоду весной и летом. Многие из них связаны с птицами.

Учащиеся класса зачитывают приметы, связанные с птицами.

По ходу весенних явлений в жизни птиц можно определить скорость таяния снегов, условий пахоты и сева, урожай кормов и многое другое.

Рассказ по таблице, которая висит на доске, “Даты прилета некоторых видов птиц в европейской части СНГ, приметы весны и сроки главных сельскохозяйственных работ”.

Сообщение учащихся (Приложение №3)

Учащиеся заполняют таблицу “Мигранты”.

Виды мигрантов

Характеристика

Примеры

Погодные мигранты

   

Инстинктивные мигранты

   

Проверка таблицы.

Вопрос классу: “Как они узнают о приближении осени?”

Сообщение учащегося (Приложение №4)

  • Вопрос классу: “Куда летят птицы, мы разобрали в начале урока, но на этот вопрос невозможно было бы ответить, если бы не постоянные кропотливые наблюдения за их перемещениями”.

Сообщение учащегося (Приложение №5)

  • Задание классу: работа в тетради и с учебником, заполнение таблицы “Методы изучения перелетов птиц” (стр.174, учебник А.И.Никишова).

Название метода

Содержание

Значение

1.Визуальные наблюдения

   

2.Радиолокационные наблюдения

   

3.Кольцевание

   

Проверка заполнения таблицы.

Учитель биологии: Кольцеванием птиц занимаются сотрудники заповедников, орнитологических станций, институтов, охотничьих хозяйств. Вся информация о кольцевании стекается в Центр кольцевания, который находится в Москве по адресу: 1-ый Котельнический пер., д.10. Данные о кольцевании обрабатываются и в обобщенном виде они позволяют сделать выводы:

  1. О местах зимовки птиц.
  2. Если бы не легкие алюминиевые колечки на лапках, мы бы до сих пор не знали, что, например, чайки с подмосковного озера Кнево разлетаются широким веером по побережьям Черного и Средиземного морей.

  3. О путях перелетов.
  4. Утки из Европы летят на юго-запад, а из Сибири – на юго-восток. Аисты из Западной Европы летят на юг вдоль западных побережий Африки, а из Восточной – вдоль восточных.

  5. О привязанности к разным местам.

Мелкие птички по несколько лет гнездятся в одном и том же лесу, хотя зиму проводят за сотни и тысячи километров от него. У уток гнездовой консерватизм выражен очень своеобразно: в свои родные места возвращаются только самки. Самцы же, которых они приводят с собой с зимовок, могут иметь самое различное происхождение.

Сообщение учащегося (Приложение №6)

Учитель биологии: У метода кольцевания есть один существенный недостаток: чтобы прочитать номер на кольце, птицу надо поймать вторично или убить.

При перелетах на большие расстояния птицы периодически останавливаются отдыхать, подкормиться. Попадая в сложные ситуации, они, как и люди, приходят на выручку, проявляют как бы лучшие человеческие качества: доброту, взаимопомощь, выдержку. Вот о такой ситуации, подсмотренной случайно в природе человеком, и написал поэт Эдуард Асадов в стихотворении “Дикие гуси” (лирическая быль).(Приложение №7)

Чтение учеником стихотворения “Дикие гуси”.

Учитель биологии: Мигрирующие птицы, образуя скопление, дважды в год занимают воздушные коридоры, используемые воздушными лайнерами. Ежегодно свыше 4 тысяч самолетов сталкиваются с птицами, и многие из столкновений оканчиваются материальными потерями. Стоимость ремонта, вызванного попаданием птиц в двигатель, обходится в 100 тыс. долларов.

Мигрирующие птицы транспортируют возбудителей тяжелых заболеваний человека и сельскохозяйственных животных. В настоящее время известно свыше 60 видов вирусов, экологически связанных с птицами.

Во время миграций по земному шару распространяется возбудитель тяжелейшего бактериального заболевания птиц – бутулизма, уносящего до 5-8 млн. птичьих жизней.

Большое внимание миграциям птиц уделяют охотничьи хозяйства. В мире до сих пор ежегодно добывается до 100 млн. водоплавающих птиц, в частности в СНГ – около 40 млн., в США – до 25 млн. и т.д.

Места массовых скоплений мигрирующих птиц строго регистрируются и охраняются. С 1971 года действует Международная конвенция по охране водных угодий, важных для мигрирующих птиц. Эту конвенцию подписали 30 стран, объявивших свыше 400 водоемов заповедниками международного значения.

В СНГ международный статус имеют 12 водоемов общей площадью 3 млн. га, включая Матсалуский залив Балтийского моря, Кандалакшский залив Белого моря, дельту Волги и другие.

III. Этап закрепления пройденного.

Задание №1.

Чем объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева, рябчики не улетают?

Ответ: мухоловки, стрижи и ласточки ловят насекомых в воздухе, но насекомые осенью забираются в убежище, и корм становится для этих птиц недоступным. Таким образом, не сами по себе холода вызывают отлет птиц, а отсутствие корма.

Дятлы, синицы и др. приспособились к добыванию насекомых, их личинок, куколок и яиц из зимних убежищ. Они тщательно обследуют каждую щель, сухой лист, трещину на коре деревьев. Корм для них доступен и зимой.

Задание №2.

Птицам иногда выдают “металлические паспорта”. Кто был автором этого “паспорта”? Зачем птицам выдают “паспорта”?

Ответ: “Металлический паспорт” – легкое алюминиевое кольцо с выдавленным на нем номером и обозначением места кольцевания птицы – был предложен датским учителем биологии Мартенсеном в 1899г.

“Паспорт” позволяет:

а) выяснить историю расселения, пути перелета и места зимовок;
б) выяснить скорость перелета, степень оседлости и перелетности;
в) установить постоянство возврата с зимовок к старым местам гнездования;
г) определить продолжительность жизни различных видов птиц и т.д.

Задание №3.

Снег на солнышке искрится,
На сосне стрекочет птица:
“Цок-цок-цок! Цик-цик-цик!
К стуже я давно привык”.
Семена добыв из шишек,
Птица потчует детишек,
Те пищат среди снегов:
“Не боимся холодов!”

Д.Белоус

О какой птице говорится в стихотворении? Почему эта птица выводит птенцов зимой?

Ответ: Клест. Клесты питаются семенами шишек хвойных деревьев, содержащими смолистые вещества, которые просмаливают их тело в течение многих лет. В те года, когда урожай семян хвойных деревьев большой, клесты гнездятся и зимой (январь-февраль). Появление птенцов совпадает с созреванием семян хвойных, которые богаты жиром (около 30%). Этот высококалорийный корм дает возможность птенцам переносить действие низких температур.

IV. Задание на дом.

§48 (стр. 225-228) учебник под редакцией В.М. Константинова.

Решить задачу и ответить на вопросы.

Золотая ржанка, гнездящаяся на Аляске, вынуждена при миграции на Гавайские острова преодолевать без посадки 3500 км со средней скоростью 50 км/час. Сколько суток пребывает ржанка в полете? Как без пищи и воды ржанка может преодолевать такие расстояния?

Ответ: 3500 : 50 = 70 часов = 2.9 суток

Птичий жир (высокоэнергетическое вещество), содержащееся в мышцах, подвергается прямому окислению без накопления молочной кислоты, которая вызывает у человека и животных утомление мышц.

Окисление жира сопровождается образованием воды, которой достаточно для преодоления птицей определенного расстояния.

V. Выставление отметок.

Приложение