Тип проекта: информационно-практический.
Продолжительность проекта: октябрь - март.
Участники проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги, музыкальный руководитель ДОУ.
Организатор проекта: Аксененко Светлана Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории.
Цель проекта: формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучение особенности жизни, внешнего вида и среды обитания птиц нашего города;
2. Становление экологически ориентированной деятельности и поведения детей в природной среде, с объектами природы;
3. Воспитание гуманного, экологически целесообразного отношения к природе;
4. Накопление эмоционально-положительного, нравственно-ценного опыта отношения с природой.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Подготовительный этап:
На протяжении всего проекта ведется подбор детской и педагогической литературы, картин и иллюстраций, грамзаписей, видеоматериалов, дидактических игр, материалов для творческой деятельности детей.
Октябрь.
1. Занятие познавательного цикла по ознакомлению с птицами: "Как узнать птицу".
Цель: формировать у детей обобщенное представление о птицах как о живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья; развивать умение устанавливать причинно - следственные связи различного характера.
2. Экологическая беседа: "Птицы в лесу".
Цель: формировать у детей представление о жизни птиц в лесу, их приспособленности к условиям леса, воспитывать познавательный интерес.
3. Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц.
Цель: воспитывать умение различать птичьи голоса, приобщать к миру дивного пения птиц.
4. Дидактические игры: "Что за птица?", "Подбери птичке перышко".
Цель: воспитывать умение определять птиц по внешнему виду.
5. Выезд в лес совместно с родителями с целью наблюдения за жизнью птиц в лесу.
6. Конкурс на лучшее сочинение детей и родителей: "Птицы нашего города".
7. Разрешение проблемных ситуаций:
"Что бы вы сделали, если бы увидели...
- выпавшего из гнезда птенца?
- мальчишку, разоряющего птичьи гнезда?
- мальчишку с рогаткой в руке?
- птичку севшую к вам на подоконник?
8. Разучивание поговорок: "всякая птица своим пером гордится", "У каждой пташки свои замашки".
9. Продуктивные виды деятельности: рисование "Перелетные птицы", лепка "Утка с утятами".
10. Выставка работ из природного материала: "Чудо-птица". Участники: дети, родители, педагоги.
Ноябрь.
1. Занятие: "Осенние заботы птиц".
Цель: уточнить знания об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой, воспитывать бережное отношение к птицам в осенний период.
2. Экологическая беседа: "Зимующие и перелетные птицы"
Цель: углублять представление о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли, отмирание вегетативных частей растений); учить классифицировать птиц на зимующих (ворона, галка, воробей, синица, снегирь, голубь) и перелетных (утка, грач, стриж, ласточка) на основе установления связи между характером корма и возможности его добывания. Воспитывать желание заботится о птицах.
3. Дидактические игры: "Кто где зимует?", "Раздели птиц на перелетных и зимующих"
Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.
4. Экскурсия в сквер, с целью наблюдения за городскими птицами.
5. Анкетирование родителей по теме: "Что ты знаешь о птицах".
6. Консультация для родителей и педагогов "сохраним родную природу".
7. Решение проблемной ситуации: "о чем могут говорить птицы, живущие в разных условиях: одна в неволе, а другая в лесу? Одна живет на всем готовом, но в клетке, а другой приходится себе самой добывать корм, спасаться от врагов, зато она свободна".
8. Продуктивные виды деятельности: рисование "Где обедал воробей", аппликация "Сказочная птица",конструирование из при родного материала "Совушка-сова, большая голова".
9. Вечер загадок и отгадок.
- "Я по дереву стучу, червячка добыть хочу, хоть и скрылся под корой, все равно он будет мой". (дятел)
- "Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья - белобока, а зовут ее..." (сорока)
- "Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло - спать летит в дупло." (сова)
- "На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его..." (скворец)
- "Черный, проворный, кричит: "крак", червякам - враг. (грач)
- "Сизокрылая птица, любит семечки и крошки, сидит тихонечко воркует возле дома и на окошке" (голубь)
- "Маленький мальчишка в сером армячишке, по дворам шныряет крохи собирает. Вертится, стрекочет, весь день хлопочет". (воробей)
- "Спинкою зеленовата, крылышками желтовата черненькая шапочка и полоска шарфика" (синичка)
Декабрь.
1. Занятие "Тайны птичьего мира".
Цель: развивать а детей интерес к жизни птиц, познакомить с удивительными загадками и тайнами природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.
2. Экологическая беседа "Птицы водоемов"
Цель: формировать представление о том, что в водоеме живут птицы, образ жизни которых связан с водой, их приспособленность к условиям обитания. Формировать представление о жизненном круге утки.
3. Дидактические игры: "Назови водоплавающих птиц", "Что сначала, что потом?".
Цель: способствовать обобщению представлений о водоплавающих птицах.
4. Фотовыставка "Птицы нашего города". Совместная деятельность детей и родителей.
5. Экскурсия в Краеведческий музей.
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах нашего города.
6. Экологическая акция "Новая столовая". Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.
Цель: воспитывать любовь ко всему живому, чувство необходимости помогать птицам в трудное для них время, развивать фантазию и творчество.
7. Анкетирование родителей "Как ты помогаешь птицам"
Цель:" Уточнить, какую помощь оказывают взрослые птицам2.
8. Знакомство с демонстрационной картиной "Как живут наши пернатые друзья зимой"
9. Разучивание пословиц : "Мала синичка, да коготок остер", "Соловей месяц поет, а ворона круглый год каркает", "Воробьи под кровлю, а совы на ловлю".
10. Чтение рассказа К.Д.Ушинского "Ласточка".
11. Продуктивная деятельность. Рисование "Снегири - как розовые яблоки", аппликация "Белая лебедушка", работы из природного материала (шишки, перья, скорлупа орехов)
12. Выставка детских работ "Птичий мир".
Январь
1. Занятие "Покормите птиц зимой".
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение, желание помогать им в трудных зимних условиях.
2. Экологическая беседа "Учитесь жалеть и беречь".
Цель: формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
3.Дидактические игры: "Кто где зимует", зоологическое лото"Птицы"
Цель: закрепить знания о птицах, развивать логическое мышление.
4. Выездное занятие в городскую детско-юношескую библиотеку, с целью получения дополнительных знаний о птицах, подбор литературы о птицах.
5. Экологическая акция:"Покормите птиц зимой".
Цель: воспитывать сочувствие, желание помочь птицам .
6. Коллективное рисование. Плакат "Покормите птиц зимой"
7. Просмотр видеоматериалов о жизни птиц .
Февраль.
1. Занятие: "Птицы наши друзья".
Цель: способствовать пониманию значимости живых существ, их взаимосвязи в природе, развитию эмоционально - положительного, экологически правильного отношения к птицам.
2.Экологическая беседа: "Добрые поступки"
Цель: воспитывать умение доказательно строить суждения, определять добрые поступки.
3.Дидактические игры:"Хорошо - плохо", "докажи, что это птица".
Цель: воспитывать познавательный интерес, воспитывать умение относить животных имеющих выделенные признаки к птицам.
4. Экологическая акция "Наша столовая"(подготовка кормушек и подкормка птиц)
"Что за стол среди берез под открытым небом,
угощает он в мороз птиц зерном и хлебом".
5. Фоторепортаж "Как мы помогаем птицам"
6. Разучивание стихотворения Э.Булгакова "Синички"
7. Чтение рассказа "Птичья столовая".
8. Знакомство с репродукцией картин И.Похитонова "Зимой", Л. Бродского "Зимнее утро".
9. Выставка детских работ. Девиз выставки "Приручите птиц зимой к своему окну, чтоб без песен не пришлось нам встречать весну".
Март.
1. Занятие: "О чем поют птицы весной".
Цель: расширить представление о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении, развивать интерес к жизни птиц, воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.
2.Дидактические игры:"Чей это домик", "Кто чей?".
Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять, чей птенец.
3. Экскурсия в художественный музей совместно с родителями.
Цель: воспитывать эстетические чувства, приобщать к прекрасному.
4. День экологических знаний.
Цель: уточнить и расширить знания детей о птицах.
5. Игры: "Хорошо - плохо" (много кормушек - хорошо или плохо? Много детей у кормушек - хорошо или плохо? Много корма в кормушках..."; "Чей хвостик?"; "Угадай, как кого зовут?"; "Чьи следы на снегу?".
Цель: воспитывать умение размышлять, делать выводы, рассуждать.
6.Акция "Домик для птички". Привлечь родителей.
Цель: воспитывать бережное отношение ко всему живому, желание заботится, развивать творческие умения, фантазию в придумывании домика для пернатых.
7. Развлечение для детей, родителей и педагогов "Новоселье птиц".
Цель: закрепить знания детей о птицах.
Показатели сформированности экологической культуры ребенка.
68% детей показали высокий уровень развития познавательной деятельности. практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо;
С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах творчества.
Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней. Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.