Информация. Виды и свойства. Информационные процессы

Разделы: Информатика


Тип урока: изучение новых знаний

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный

Цель: Освоить области применения науки информатики. Познакомить учащихся с понятием информации, ее видами и свойствами, формами и способами ее обработки.

Задачи:

Познавательные:

  • дать определение науки информатики;
  • сформировать понятие информации;
  • познакомить с различными видами информации по ее назначению, характеру, способами восприятия и ее свойствами;
  • познакомить со способами передачи, хранения и обработки информации, научиться определять виды информационных процессов;

Развивающие:

  • развивать аккуратность, бережливость, внимание, наблюдательность;
  • развивать стремление и умение преодолевать возникающие трудности, умение самоорганизовываться;

Воспитательные:

  • воспитание дисциплины, ответственности, уважения к учителю, соклассникам.

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (экран), проверочная работа "Техника безопасности" (Приложение 1), демонстрация "Что такое информация" (Приложение 2).

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Проверочная работа по теме предыдущего урока (Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе)
  3. Сообщение темы урока и постановка целей
  4. Изложение нового материала
  5. Закрепление знаний
  6. Подведение итогов, постановка домашнего задания

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

- отметить присутствующих;

2. Проверочная работа "Техника безопасности":

Учащиеся выполняют на компьютере проверочную работу по теме предыдущего урока "Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе" (Приложение 1), представленную в 2-х вариантах средствами программы MS Excel (в программе установить низкий уровень безопасности Сервис - Макрос - Безопасность:, при открытии файла не отключать макросы).

3. Сообщение темы урока и постановка целей

  • узнать, что изучает наука информатика;
  • узнать, что такое информация, какие виды информации бывают;
  • изучить свойства информации;
  • познакомиться с различными информационными процессами и научиться их различать.

4. Изложение нового материала:

На ПК запускается демонстрация "Что такое информация" (Приложение 2), на интерактивную доску проецируется титульный слайд с темой урока.

- Сегодня вы начинаете изучать новый предмет, который называется "Информатика". Информатика - это огромная наука! Наш урок я хотела бы начать со следующих строк Норберта Винера:

Знаешь, сколько звезд сияет
Над тобой во тьме ночной?
Знаешь, сколько тучек тает
В чаще неба голубой?
Только бог об этом знает,
До единой он считает
Их огромное число.

- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американский ученый? Сначала давайте определимся, кто ведёт подсчеты звезд? Да, это астрономы. А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы называем метеорологами. А что их объединяет? Чем они занимаются? Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно ее сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.

- С древних времен постоянные наблюдения позволяли накапливать знания о различных объектах, которые постепенно складывались в научные направления, а затем в систему наук. Но при этом очень долгое время никому не приходило в голову проанализировать сам процесс сбора, накопления информации.

- Мы употребили слово "объект". Под объектом мы будем понимать то, на что нацелено внимание человека с целью изучения окружающей действительности.

- Но все же возникла необходимость в качестве объекта изучения выделять информацию, выяснить формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования. Именно изучением этого и занимается информатика.

Информатика - это наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.

- Уже много раз за урок мы использовали слово "информация". Что вы понимаете под информацией? (обычно учащиеся начинают перечислять, что это новости, сведения, новые знания и т.д.)

- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют его разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.

- Давайте понаблюдаем то, что, мы видим из окна. Что вы можете сказать о природе? (Наступает осень)

- Но почему вы решили, что наступает осень? (листья желты, похолодало, капает дождь)

- Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (но мы знаем, что все это означает, что наступает осень)

- Поэтому и получается, что то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация. (Слайд 2)

- После обработки информацию можно сохранять на бумаге, тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информация. Обработав и запомнив информацию, человек получит знания. Получается такая цепочка: (Слайд 3) Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и хранится в мозге человека и становится его знаниями. (Слайд 4)

Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.

Всю информацию можно разделить на виды, исходя из области ее применения: (Слайд 5)

  • общественно-политическую;
  • социально-экономическую;
  • научно-техническую;
  • химико-биологическую;
  • физиологическую и т. д.

Так же информацию можно разделить на виды исходя из способов ее представления на:

  • текстовую;
  • символьную;
  • графическую;
  • звуковую.

Одновременно с этим информация по своему характеру может быть:

  • статической (постоянной) или динамической (переменной);
  • первичной (входной), производной (промежуточной) или выходной (конечной);
  • осведомляющей или управляющей;
  • объективной или субъективной.

К свойствам информации можно отнести: (Слайд 6)

  • полноту;
  • достоверность;
  • ценность;
  • актуальность;
  • ясность;
  • краткость;
  • убедительность.

- Человек с помощью органов чувств видит, слышит, осязает, чувствует запах, ощущает вкус, т. е. воспринимает информацию, воспринимаемую человеком информацию можно подразделить на образную и знаковую. (Слайд 7, 8)

Образная информация - это вкусовые, обонятельные, осязательные ощущения, картины природы, живописи.

К знаковой информации относится получаемая человеком информация в речевой или письменной форме.

- Общение людей, т. е. передача информации от человека к человеку, происходит через речь или письмо, иначе говоря, через передачу звуков или в знаковой форме.

Знаковую форму общения называют языком общения. Языки общения делятся на естественные и искусственные.

К естественным языкам относятся: русский, казахский, английский и т. д., они имеют устную и письменную форму.

К искусственным языкам, а они еще носят характер формальных, относятся язык математики, физики, музыки, языки программирования.

Каждый язык имеет свой алфавит, т. е. набор символов, которыми представлены знаки этого языка.

- Выясняя, что такое информация, мы отметили, что человек обрабатывает, хранит и передает информацию. При этом человек совершает определенные действия, которые называются информационными процессами. (Слайд 9, 10)

Для хранения информации всегда используются внешние носители: пергамент, папирус, бумага, фотопленка, кассеты, диски и т. д.

Также необходимо помнить, что информация содержится внутри любого живого существа - в генах.

Передача информации - это двусторонний процесс, где всегда присутствуют источник и приемник. (Слайд 11)

Источник информации - тот, кто сообщает информацию.

Приемник информации - тот, кто получает информацию.

Носителем информации может быть классная доска, журнал, частицы воздуха, радиоволны, бумага, дерево, металл, камень, дискета, фотография, ген и т. д.

Каналом передачи между приемником и источником может быть как телекоммуникационный канал (телевиденье, радио, компьютерные сети и т. д.), так и воздух, переносящий звуковые волны.

Источники и приемники информации могут быть как одушевленными, так и неодушевленными предметами, явными и косвенными. Встречаются такие ситуации, когда приемник информации является одновременно и передатчиком, и наоборот. (Слайд 12)

Например, охотник идет зимой по лесу, видит на снегу заячьи следы и при этом понимает, что здесь недавно пробегал заяц. В данном примере Источник информации - заяц, Приемник информации - охотник, Канал передачи - снег.

5. Закрепление знаний:

Упражнение 1 (Слайд 13)

Процесс Передача Хранение Обработка
Чтение книги +    
Выставление оценки в дневник     +
Решение задачи по математике     +
Звонок в дверь +    
Игра на компьютере +   +
Написание диктанта +   +
Заучивание стихотворения   +  
Фотографирование   +  
Покупка мороженого +   +

Упражнение 2 (Слайд 14)

Образная Информация Знаковая
Язык
Естественный Искусственный
  Оценки в классном журнале.   +
+ Картина Айвазовского "Девятый вал".    
  Сообщение диктора по радио. +  
+ Компьютерная игра.    
+ Бабушкин пирог.    
  Показания градусника.   +
+ Внешний вид больного человека.    
  Показание стрелок на часах.   +
+ Звонок с урока.    
  Дорожные знаки.   +
  Текст на зыке племени "мумба-юмба" +  
+ Хоккейный матч по телевизору.    
  Сигналы светофора.   +
+ Неудобный стул.    
+ Фотография.    

6. Подведение итогов:

  • Что изучает наука информатика?
  • Что вы понимаете под термином "информация"?
  • Какие виды информации вы запомнили?
  • Какими свойствами должна обладать информация?

Перечислите информационные процессы.

7. Постановка домашнего задания: читать стр. 3-8.