Тип урока: изучение новых знаний
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный
Цель: Освоить области применения науки информатики. Познакомить учащихся с понятием информации, ее видами и свойствами, формами и способами ее обработки.
Задачи:
Познавательные:
- дать определение науки информатики;
- сформировать понятие информации;
- познакомить с различными видами информации по ее назначению, характеру, способами восприятия и ее свойствами;
- познакомить со способами передачи, хранения и обработки информации, научиться определять виды информационных процессов;
Развивающие:
- развивать аккуратность, бережливость, внимание, наблюдательность;
- развивать стремление и умение преодолевать возникающие трудности, умение самоорганизовываться;
Воспитательные:
- воспитание дисциплины, ответственности, уважения к учителю, соклассникам.
Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска (экран), проверочная работа "Техника безопасности" (Приложение 1), демонстрация "Что такое информация" (Приложение 2).
План урока:
- Организационный момент
- Проверочная работа по теме предыдущего урока (Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе)
- Сообщение темы урока и постановка целей
- Изложение нового материала
- Закрепление знаний
- Подведение итогов, постановка домашнего задания
ХОД УРОКА
1. Организационный момент:
- отметить присутствующих;
2. Проверочная работа "Техника безопасности":
Учащиеся выполняют на компьютере проверочную работу по теме предыдущего урока "Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе" (Приложение 1), представленную в 2-х вариантах средствами программы MS Excel (в программе установить низкий уровень безопасности Сервис - Макрос - Безопасность:, при открытии файла не отключать макросы).
3. Сообщение темы урока и постановка целей
- узнать, что изучает наука информатика;
- узнать, что такое информация, какие виды информации бывают;
- изучить свойства информации;
- познакомиться с различными информационными процессами и научиться их различать.
4. Изложение нового материала:
На ПК запускается демонстрация "Что такое информация" (Приложение 2), на интерактивную доску проецируется титульный слайд с темой урока.
- Сегодня вы начинаете изучать новый предмет, который называется "Информатика". Информатика - это огромная наука! Наш урок я хотела бы начать со следующих строк Норберта Винера:
Знаешь, сколько звезд сияет
Над тобой во тьме ночной?
Знаешь, сколько тучек тает
В чаще неба голубой?
Только бог об этом знает,
До единой он считает
Их огромное число.
- Как вы думаете, на что хотел обратить внимание великий американский ученый? Сначала давайте определимся, кто ведёт подсчеты звезд? Да, это астрономы. А кто наблюдает за появлением и исчезновением туч? Мы называем метеорологами. А что их объединяет? Чем они занимаются? Они занимаются сбором информации и не просто сбором, они тщательно ее сохраняют, анализируют, чтобы на основе своих наблюдений делать дальнейшие выводы.
- С древних времен постоянные наблюдения позволяли накапливать знания о различных объектах, которые постепенно складывались в научные направления, а затем в систему наук. Но при этом очень долгое время никому не приходило в голову проанализировать сам процесс сбора, накопления информации.
- Мы употребили слово "объект". Под объектом мы будем понимать то, на что нацелено внимание человека с целью изучения окружающей действительности.
- Но все же возникла необходимость в качестве объекта изучения выделять информацию, выяснить формы ее существования, закономерности ее проявления, особенности функционирования. Именно изучением этого и занимается информатика.
Информатика - это наука, систематизирующая приемы создания, хранения, обработки и передачи информации средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими.
- Уже много раз за урок мы использовали слово "информация". Что вы понимаете под информацией? (обычно учащиеся начинают перечислять, что это новости, сведения, новые знания и т.д.)
- А теперь подумайте, почему явление одно, а называют его разными словами? Наверно потому, что до сих пор не могут определиться, что же такое информация.
- Давайте понаблюдаем то, что, мы видим из окна. Что вы можете сказать о природе? (Наступает осень)
- Но почему вы решили, что наступает осень? (листья желты, похолодало, капает дождь)
- Но ведь нигде не написано, что это признаки осени. (но мы знаем, что все это означает, что наступает осень)
- Поэтому и получается, что то знание, которое мы извлекаем из окружающей действительности и есть информация. (Слайд 2)
- После обработки информацию можно сохранять на бумаге, тогда для другого человека, все эти знания будут сведениями. Но, то, что он возьмет для себя из этих сведений будет уже информация. Обработав и запомнив информацию, человек получит знания. Получается такая цепочка: (Слайд 3) Собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация называется сведениями. Читая книги, мы извлекаем из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию. Извлеченная информация обрабатывается и хранится в мозге человека и становится его знаниями. (Слайд 4)
Информация - это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности.
Всю информацию можно разделить на виды, исходя из области ее применения: (Слайд 5)
- общественно-политическую;
- социально-экономическую;
- научно-техническую;
- химико-биологическую;
- физиологическую и т. д.
Так же информацию можно разделить на виды исходя из способов ее представления на:
- текстовую;
- символьную;
- графическую;
- звуковую.
Одновременно с этим информация по своему характеру может быть:
- статической (постоянной) или динамической (переменной);
- первичной (входной), производной (промежуточной) или выходной (конечной);
- осведомляющей или управляющей;
- объективной или субъективной.
К свойствам информации можно отнести: (Слайд 6)
- полноту;
- достоверность;
- ценность;
- актуальность;
- ясность;
- краткость;
- убедительность.
- Человек с помощью органов чувств видит, слышит, осязает, чувствует запах, ощущает вкус, т. е. воспринимает информацию, воспринимаемую человеком информацию можно подразделить на образную и знаковую. (Слайд 7, 8)
Образная информация - это вкусовые, обонятельные, осязательные ощущения, картины природы, живописи.
К знаковой информации относится получаемая человеком информация в речевой или письменной форме.
- Общение людей, т. е. передача информации от человека к человеку, происходит через речь или письмо, иначе говоря, через передачу звуков или в знаковой форме.
Знаковую форму общения называют языком общения. Языки общения делятся на естественные и искусственные.
К естественным языкам относятся: русский, казахский, английский и т. д., они имеют устную и письменную форму.
К искусственным языкам, а они еще носят характер формальных, относятся язык математики, физики, музыки, языки программирования.
Каждый язык имеет свой алфавит, т. е. набор символов, которыми представлены знаки этого языка.
- Выясняя, что такое информация, мы отметили, что человек обрабатывает, хранит и передает информацию. При этом человек совершает определенные действия, которые называются информационными процессами. (Слайд 9, 10)
Для хранения информации всегда используются внешние носители: пергамент, папирус, бумага, фотопленка, кассеты, диски и т. д.
Также необходимо помнить, что информация содержится внутри любого живого существа - в генах.
Передача информации - это двусторонний процесс, где всегда присутствуют источник и приемник. (Слайд 11)
Источник информации - тот, кто сообщает информацию.
Приемник информации - тот, кто получает информацию.
Носителем информации может быть классная доска, журнал, частицы воздуха, радиоволны, бумага, дерево, металл, камень, дискета, фотография, ген и т. д.
Каналом передачи между приемником и источником может быть как телекоммуникационный канал (телевиденье, радио, компьютерные сети и т. д.), так и воздух, переносящий звуковые волны.
Источники и приемники информации могут быть как одушевленными, так и неодушевленными предметами, явными и косвенными. Встречаются такие ситуации, когда приемник информации является одновременно и передатчиком, и наоборот. (Слайд 12)
Например, охотник идет зимой по лесу, видит на снегу заячьи следы и при этом понимает, что здесь недавно пробегал заяц. В данном примере Источник информации - заяц, Приемник информации - охотник, Канал передачи - снег.
5. Закрепление знаний:
Упражнение 1 (Слайд 13)
Процесс | Передача | Хранение | Обработка |
Чтение книги | + | ||
Выставление оценки в дневник | + | ||
Решение задачи по математике | + | ||
Звонок в дверь | + | ||
Игра на компьютере | + | + | |
Написание диктанта | + | + | |
Заучивание стихотворения | + | ||
Фотографирование | + | ||
Покупка мороженого | + | + |
Упражнение 2 (Слайд 14)
Образная | Информация | Знаковая | |
Язык | |||
Естественный | Искусственный | ||
Оценки в классном журнале. | + | ||
+ | Картина Айвазовского "Девятый вал". | ||
Сообщение диктора по радио. | + | ||
+ | Компьютерная игра. | ||
+ | Бабушкин пирог. | ||
Показания градусника. | + | ||
+ | Внешний вид больного человека. | ||
Показание стрелок на часах. | + | ||
+ | Звонок с урока. | ||
Дорожные знаки. | + | ||
Текст на зыке племени "мумба-юмба" | + | ||
+ | Хоккейный матч по телевизору. | ||
Сигналы светофора. | + | ||
+ | Неудобный стул. | ||
+ | Фотография. |
6. Подведение итогов:
- Что изучает наука информатика?
- Что вы понимаете под термином "информация"?
- Какие виды информации вы запомнили?
- Какими свойствами должна обладать информация?
Перечислите информационные процессы.
7. Постановка домашнего задания: читать стр. 3-8.