Цель: показать красоту осенней природы в музыке, картинах художников;
Задачи:
- создать свои картины;
- учить восхищаться, радоваться; развивать чувство прекрасного, доброго;
- воспитывать заботу и бережное отношение к природе.
Домашнее задание: Класс разделен на бригады, каждой бригаде украсить свою часть доски: нарисовать осеннее дерево и опавшие листья.
Оборудование:
- книжка-раздвижка с картинами художников осенней
- тематики;
- деревья детей;
- сухие осенние листья разных деревьев;
- альбомы и краски;
- зонты.
Ход занятия
I. Психологический настрой учащихся на работу.
* Звучит музыка П. И. Чайковского "Осенняя песня" из альбома "Времена года".
II. "Путешествие по осеннему лесу".
Ведущий: Сегодня мы отправимся на прогулку в осеннюю сказку. Но прогулка будет необычная: путешествовать придётся не ножками, а пальчиками. Время от времени мы будем останавливаться, прислушиваться, рассматривать картинки и читать стихи.
Пойдём пальчиками сначала тихо, потом побежим по лесной дорожке, перепрыгнем овражек и снова замедлим шаг. (Дети имитируют движения пальчиками)
Первая остановка - "Тишина".
Дети читают стихи.
1.
Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
2.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заворожённый тишиной...
Ведущий: Всмотритесь в тишину на этих картинах художников. Это совсем непросто - увидеть тишину. (Рассматривание картин художников)
Давайте послушаем стихотворение А. Н. Кондратьева "Осенний лес".
В лесу такая тишина,
Как будто лес пустой.
Чтоб тишина была слышна -
Тихонечко постой.
А теперь встаньте. Стойте тихонечко и слушайте тишину:
(Дети замирают. В классе на несколько минут должна установиться полная тишина.)
А теперь посмотрим, как вы справились с домашним заданием. Ваши пальчики потрудились и написали осеннюю картину. Она так же хороша, как и картины знаменитых художников.
(Дети каждой бригады представляют свою оформленную часть доски)
Но что это? А, это в лесу прошёл ветерок, начали качаться веточки, зашелестели листики.
(Дети превращаются в деревья и выполняют движения ручками и пальчиками.)
А ветер всё сильней и сильней. Вот как об этом пишет Ф. И. Тютчев.
(Во время рассказывания стихов разбрасывать осенние листья разных деревьев)
Дети читают стихи.
3.
О, буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
4.
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
Ведущий: Ветер утих, и мы с вами снова на солнечной поляне. Посмотрите, как много листьев сорвал ветер с деревьев. Давайте рассмотрим их: какого они цвета, с какого дерева упали?
(Рассматривание листьев.)
Осенью погода часто меняется: то светит солнышко, то идёт дождик. Прислушивайтесь! Если же услышите звуки дождя, сразу же ищите кого-нибудь с зонтиком в руках и бегите прятаться.
(Звуки дождя имитируются на ксилофоне или треугольнике. Дети, которые с зонтами, читают стихи.)
Дети читают стихи.
5.
Дождик, дождик,
Кап да кап!
Ты не капал бы
На пап.
Ты не капал бы
На мам -
Приходил бы лучше к нам.
Папам - сыро.
Мамам - грязно.
Нам с тобою -
Рас-
пре-
красно!
6.
Дождик, дождик, капелька,
Водная сабелька,
Лужу резал, лужу резал.
Резал, резал, не разрезал.
И устал, И перестал.
Ведущий: Дождик прошёл. Как и полагается в сказке, откуда ни возьмись, появились кисточки, альбомы и таинственное стихотворение Т. Собакина "Осенние краски". Слушайте его и думайте, как будете создавать свою осеннюю картину.
Дети читают стихи.
7.
По волшебной сказке
разбежались краски...
8.
Краска синяя на небо взобралась,
сверху капелька и в речку растеклась.
9.
Краска белая побегала слегка -
стали белыми на небе облака.
10.
Краска жёлтая упала на листву
и с деревьев полетела на траву.
11.
Краска красная в подарок к сентябрю
разукрасила вечернюю зарю.
12.
Не зевала и зелёная без дела:
забывать верхушки сосен не хотела...
Ведущий: Разбежались краски по осенней сказке!
III. Создание своих картин.
Ведущий: Пришло время каждому из нас нарисовать свою осеннюю сказку под волшебную музыку П. И. Чайковского и по стихотворению Т. Собакина. (Рисование на тему "Волшебная сказка" под музыку П. И. Чайковского.)
IV. Подведение итога занятия.
Ведущий: А теперь давайте посмотрим, какие рисунки у вас получились?
Какая бригада оказалась лучше всех?
Приложение: фотографии с внеклассного занятия.