Выступление на методической конференции
В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой современной концепции становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В связи с этим, основными задачами начального образования являются формирование учебной деятельности как мотива и умения учиться, развитие познавательных интересов школьников и готовности обучения в основном звене.
Достижение учебной самостоятельности и ответственности младшего школьника при его переходе в среднее звено возможно только при соблюдении целого ряда условий. В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и освоить способы деятельности в результате освоения предметного содержания начального общего образования. Содержание этих общих умений детализируется в примерных рубриках стандартов. Только при этих условиях вчерашний младший школьник уже на первом этапе обучения в основной школе сможет чувствовать себя комфортно, то есть работать с любым источником информации, в том числе и с любым учебником, соответствующим обязательному минимуму содержания основного общего и среднего образования. При таком подходе снимается проблема обязательных преемственных связей учебников начальной школы и учебников первого этапа обучения в основной школе.
Второй год работаю по УМК "Перспективная начальная школа". Выбор его неслучаен. Содержание УМК, структура, предлагаемая авторами технология формирования УУД полностью соответствует требованиям, предъявляемым к учебникам нового поколения в условиях перехода на ФГОС начального общего образования. УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, тетради для самостоятельной работы. В состав УМК для ВТОРОГО класса входит:
- комплект по русскому языку включает учебник в трех частях (авт. Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская), "Тетрадь для самостоятельных работ" №1, 2;
- комплект по математике включающего учебник (А.Л.Чекин) в двух частях, "Тетрадь для самостоятельных работ" №№ 1, 2 ;
- комплект по литературному чтению, включает учебник в двух частях (авт. Н.А.Чуракова), хрестоматию (О.В.Малаховская), "Тетрадь для самостоятельных работ" №1, 2 ;
- комплект по окружающему миру включает учебник "Наш мир" в двух частях (О.Н.Федотова, Г.В. и С.А.Трафимовы), хрестоматию "Наш мир знакомый и загадочный", "Тетрадь для самостоятельных работ" №1, 2;
- комплект по информатике включает учебник-тетрадь в двух частях (Е.П.Бененсон, А.Г.Паутова); компакт-диск.
- комплект по технологии включает учебник (Т Проснякова, А.Гринёва)
Безусловно, реализация требования формирования общих учебных умений, навыков и способов деятельности через освоения детьми предметного содержания становится возможной только при выполнении условия, что каждое отдельное звено учебно-методического комплекта нацелено на решение этой общей для всех предметных областей задачи, то - есть разработан механизм (методика) последовательного формирования общих учебных умений. Например, обучение детей общему учебному умению - поиска необходимой информации в различных источниках - начинается с овладения школьниками первоначальными умениями поиска и преобразования информации, находящейся в каждом из учебников, и только потом решаются и более сложные задачи.
1. Как УМК решает задачу формирования первоначальных общих учебных умений работы с учебником в процессе освоения образовательных областей, предусмотренных стандартными требованиями.
Прежде всего, разрабатываются методы и приёмы, направленные на формирование умений работать со страничкой "Содержание" или "Оглавление" каждого учебника. Формулируется система заданий, обучающая детей листать учебник вперёд и назад, возвращаясь к рисунку, а затем - к прочитанным строчкам, много позже - к ранее прочитанным параграфам, еще позже - к параграфам другого учебника. Работа со страничкой "Содержание" или "Оглавление" (на уроках литературного чтения) ведётся с 1 класса. Методический смысл этой работы состоит в том, что на специально организованных страничках "Содержания" школьникам показывают, как название темы или текста соотносится с указанным номером страницы. Обучающимся даются разные учебные задачи. Например, из названий текстов определить, какие из них посвящены девочкам (и соответственно, на каких страницах они напечатаны), или выяснить, проверить, на каких страницах напечатаны тексты определённого малого жанра фольклора. Постепенно импровизированные странички "Содержание" начинают соотноситься с реальной страницей "Содержание". Во втором классе навык работы закрепляется и, только при условии, что навык работы сформирован, можно предлагать учащимся довольно сложные коммуникативные задания, основанные на работе с учебником:
- при изучении темы "Разнообразие животных" на основе учебной статьи, таблиц и рисунков составляли схему Животные. Итог: Проверь по оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на стр. 5. назови каждое из изображённых животных. Укажи группу, к которой оно относится.
- Найди в учебнике схему, которая связывает в единый туристический маршрут города Золотого кольца. Назови эти города соседу по парте. А он посмотрит на 108-124 стр. учебника и расскажет тебе, в каких городах мы с вами побываем.
Большая роль отводится и специальным приёмам, цель которых формирование умений читать язык условных обозначений. Это - структурные и функциональные пиктограммы, цветовое и шрифтовое маркирование, указание страниц и т.д.
Безусловно, учебник любой системы содержит свою систему "структурных" пиктограмм. Структурные пиктограммы есть и в учебниках УМК ПНШ. Например, "Дополнительный материал", "Запомни слово", "Готовимся к школьной олимпиаде".
Но хотелось бы обратить внимание коллег на функциональные пиктограммы, обращенных непосредственно к ученику. Их цель обратить внимание детей на смену видов деятельности, и призвать учащихся к выполнения тех или иных учебных действий в процессе изучения материала параграфа. Например, "Работа в парах", "Выскажи предположение", "Будь осторожен!", "Повтори пройденное", "Проведи опыт", "Проведи наблюдение", "Напиши нам письмо", "Загляни в Словарик в конце учебника", "Загляни в толковый словарь", "Воспользуйся лупой", "Загляни в картинную галерею", "Загляни в Интернет" и т.д.
Общая система функциональных пиктограмм всех учебников УМК "Перспективная начальная школа" снимает необходимость изучения пиктограмм в каждом из них. Поэтому, познакомив школьников с функциональными пиктограммами одного из учебников, например, по русскому языку, целесообразно спросить детей, почему целесообразно дополнить известные им пиктограммы новыми при изучении окружающего мира - "Работа с физической картой России", "Проведи опыт".
Заметим, кстати, что 40% содержания программы второго класса по такой предметной области, как окружающий мир, изучается на основе проведения опытов самими детьми. Это свойства воды, свойства воздуха; условия, необходимые для развития растений; выращивание гриба (мукора) на кусочке хлеба. Такие задания направлены на формирование исследовательских компетенций. Исследователь "выращивается", а не навязывается работа учителем.
2. Целевое назначение второй системы задач учебно-методического комплекта это уже формирование умений работать со словарями.
Прежде всего, в каждом учебнике есть система заданий, обучающая школьников находить указанный пиктограммой словарь (орфографический, обратный, орфоэпический, толковый, этимологический); находить в словаре слово по алфавиту; правильно читать словарную статью. Последовательно мера трудности возрастает. Следующий целевой шаг УМК - формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словарь. Сначала для выполнения задания будут необходимы учебник и словарь. Затем - учебник, хрестоматия и словарь. Много позже - учебник, рабочая тетрадь, словарь и Интернет.
Словари находятся во второй части учебника Русского языка "Развитие речи. Словари" Практически на каждом уроке учащийся 2 класса использует 2 части учебника.
Методика формирования умения работать со словарём складывается из двух целевых этапов.
На первом этапе, в 1-м классе на уроках русского языка, школьников обучают инструментально осваивать алфавит. Алфавит предъявляется в разных вариантах. То как вертикальный буквенный столбик, то как буквенный и звуковой столбик одновременно. Часто в виде нескольких коротких строчек. В условиях выполнения самых разных учебных задач формируется восприятие алфавита не как звуковой ленточки, а как систему взаимоотнесённых знаков.
Второй этап формирования умения работать со словарём начинается во 2-м классе. На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, - школьников побуждают искать слова в разных словарях для выполнения текущей учебной задачи, где они практически применяют умение, сформированное в 1-ом классе. Это уже этап практического применения формируемого умения - поиск слов в словаре. Уровень сформированности этого умения также зависит от количества "походов" в словари. Школьники на уроках русского языка обращаются к разным учебным словарям русского языка - 153 раза. Уже само количество обращений гарантирует формирование умения поиска слова в любом словаре по алфавиту.
К этому прибавляется постоянное обращение к учебному толковому словарю на уроках литературного чтения (80 обращений) и обращение к учебному энциклопедическому словарю на уроках по окружающему миру (70 раз).
Необходимо ещё раз отметить, что обращение к словарям на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира носит как бы прикладной характер: словари задействованы в учебном процессе как необходимый источник получения информации и как способ проверки написания, произношения слов, или правильно сделанного вывода при выполнении задания. Следовательно, ученик приобретает навык работы со словарями (общеучебное умение), в процессе решения другой предметной учебной задачи (через усвоение предметного содержания).
Какие же задачи решают школьники при работе с текстами в УМК?
В соответствии со стандартными требованиями они учатся выделять в нём части; определять, в каком фрагменте содержится основная мысль и в каких строчках выражено главное переживание. Это помогает им вычленять разные сюжетные линии; выявлять разные жизненные позиции и ценностные установки литературных героев; обнаруживать сюжетно-композиционные повторы, определять точки наибольшего напряжения - кульминации; различать разные "роли" героев в тексте-диалоге и тексте-полилоге и т.д.
В учебниках русского языка УМК "Перспективная начальная школа" впервые представлен материал по развитию речи, отвечающий не только всем требованиям стандартов, но и требованиям, предъявляемым к результатам освоения программ, сформулированных в проекте стандарта второго поколения. Этому посвящена 2 часть учебника русского языка. Во 2 классе изучаются темы:
- Построение текста.
- Выделение в тексте смысловых частей.
- Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.
- Текст-описание и текст-повествование.
- Тема и основная мысль (основное переживание) в тексте.
- Составление плана текста.
- Изложение как жанр письменной речи.
- Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа.
- Определение темы и основной мысли живописного произведения.
- Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
- Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
- Чтобы научить школьника структурировать текст в зависимости от поставленной задачи, в УМК разработана методика цветового маркирования текста.
- Отдельные небольшие фрагменты текста, отдельные строчки и слова отмечаются в учебниках с помощью цветных фонов. В ряде случаев цветные плашки становятся носителями разных эмоциональных и смысловых значений.
В качестве базовых цветов маркирования текста в УМК используются голубой и жёлтый.
С помощью чередования вертикальных полосок голубого и жёлтого цвета на полях в учебнике организуется чтение текстов по цепочке. В период формирования умений и навыков чтения такое структурно организованное чтение по цепочке (с ориентацией на боковые полоски, членящие текст на отрывки) методически оправдано.
Во-первых, школьники, ожидающие своей очереди чтения, вынуждены следить за читающим вслух. Формируется умение внутреннего чтения - чтения про себя.
Во-вторых, необходимость смотреть на текущую читаемую строчку и на боковую цветную плашку раздвигает угол зрения, развивает навыки периферического зрения.
С помощью голубого и жёлтого фонов, которые накладываются на отдельные строчки внутри текста, организовывается чтение текста по ролям. Это также методически оправдано, так как организовать чтение по ролям в 1-м и во 2-м классах без помощи цветового маркирования весьма сложно: во-первых, школьники ещё не знают, что такое "прямая речь"; во-вторых, не у всех школьников навыки осознанного чтения сформированы на таком уровне, который позволяет некоторым из них самостоятельно ориентироваться в тексте и отделять одну роль от другой.
Выделение с помощью цветных фонов повторяющихся композиционных элементов в фольклорных текстах помогает школьникам осознать повтор как основную композиционную фигуру устного народного творчества.
Выделение с помощью разноцветных фонов разных сюжетных линий помогает школьникам осознавать текст как перекрёсток нескольких "историй" и приводит в дальнейшем к формированию умения самостоятельно выделять в тексте разные сюжетные линии.
Кроме этого, за разными цветовыми плашками закреплено вполне определённое эмоциональное содержание. Так, голубой цвет используется для обозначения обычного, житейского, банального восприятия мира героем произведения, а также для обозначения его негативных эмоций (страха, плохого настроения, разочарования). Жёлтый цвет используется для обозначения жизнеутверждающего мировосприятия, выходящего за рамки житейской логики и связанного со способностью прорваться сквозь пелену обыденности к смыслу и красоте. Кроме этого, жёлтый цвет используется для обозначения приподнятого настроения, эмоций радости и счастья.
Такое эмоционально-смысловое цветовое маркирование помогает школьникам обнаруживать разные жизненные позиции героев или осознавать сложную смену переживаний в таких трудных текстах, как "Прыжок" и "Акула" Л. Толстого.
Особенностью цветового маркирования в УМК является то, что школьники не просто пассивно его воспринимают, становясь заложниками уже готовых эмоционально-смысловых оценок, представленных в учебнике. Школьникам предлагается самим пользоваться цветовым маркированием в качестве собственного инструмента членения текста, выделения в нем значимых частей, разных жизненных позиций и разных эмоциональных состояний.
Два цветных карандаша - жёлтого (оранжевого) и голубого цвета постоянно присутствуют на уроках литературного чтения во 2-м классе. Этим инструментом школьники пользуются в "Тетрадях для самостоятельной работы" практически на каждом уроке. Школьникам предлагаются незнакомые тексты небольшого объёма, читая и анализируя которые они имеют возможность продемонстрировать, насколько успешно формируются разнообразные умения работы с текстом.
Цветовое маркирование помогает решать весь обозначенный круг задач на протяжении первых двух лет обучения. За это время школьники, как правило, обучаются сами видеть в тексте его значимые элементы и, начиная с третьего класса, необходимость в цветовом маркировании отпадает.
В учебники литературного чтения заложен колоссальный искусствоведческий материал, сюда помещены прекрасного качества художественные репродукции. Умение рассматривать произведение живописи (формирование которого мы начали с 1-го класса в рамках уроков литературного чтения) на уроках русского языка мотивировано решением задач развития речи, поставленных программами изучения русского языка и литературного чтения. (Отметим, что на уроках литературного чтения к этим же и другим живописным произведениям школьник будет обращаться и по сходным, и по другим основаниям - в рамках решения специальных задач эстетического воспитания.) Поэтому - помимо общей дидактической задачи формировать наблюдательность, выделять детали и определять главное - картинная галерея на уроках русского языка служит изобразительным материалом для того, чтобы школьник умел сравнивать содержание и название живописного произведения, учился определять, связано ли название с темой или с основным переживанием автора этого произведения; обнаруживать сходство приемов, которыми пользуются поэты и художники; сходство мира ценностей авторов литературных и живописных произведений.
В УМК также прописана серьезная исследовательская внеурочная деятельность: учебники предполагают систему интерактивной связи, приглашая ребят принимать участие в заседаниях гуманитарного Клуба Любителей Чтения и Загадок Русского Языка ("Ключ и Заря") и естественно-научного общества "Мы и окружающий мир". Дети учатся деловому общению, обращаясь к различным источникам информации - текстам учебника, иллюстрациям, справочникам, словарям, окружающим их героям учебника, учителю. Потрясающая культура подачи материала. "Маша и Миша решили вступить в Клуб. Ты присоединишься к ним?" Ученику предоставляется право решать самому, дается время для принятия решения. Задания героев для вступающих в Клуб - это общение с учебниками, по которым занимался ребенок весь год, с библиотекарем, с Музейным Домом. Ученик высказывает самостоятельно свою точку зрения, которую услышат не только в классе, но и в столице нашей Родины - Москве. Обучающиеся решают задания и отправляют свои ответы в издательство "Академкнига/Учебник". Важность этого события подчеркивается не обязательной инструкцией, а советом: "При заполнении конверта обязательно попроси помощи у взрослых - у своей учительницы или у своих родных". Невозможно отделить социальную компетенцию от коммуникативной и информационной. Через некоторое время им приходит именной (!) ответ. Если все сделал правильно - молодец, если есть ошибки - попробуй поискать еще. В этом учебном году многие ребята класса отправили уже по 4 письма.
Ещё одна отличительная установка комплекта - внимание к практическим задачам. Знания - это часть жизни, а не нечто абстрактное. Федеральный компонент стандарта государственного образования: "В содержании образования особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях".
По результатам международного исследования PIZA: "Большие трудности при решении задач вызывает привлечение собственного опыта учащихся или знания из других областей. Школьники не владеют навыками работы со сложно организованными фрагментами информации: Эти "дефициты" в целом в наиболее общем виде могут быть определены как следствие жесткой "привязки" предметных способов действий учащихся к типу заданий и задач, а также обучающих материалов, применяемых в отечественной образовательной практике". Цель практических задач - научить предметными средствами отвечать на те вопросы, которые предлагает сама жизнь. Для выполнения задач требуется проведение различных вычислений, измерений и построений. Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами. (задача "Сколько весит килограмм")
Считаю, что методический аппарат учебников помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу с соседом по парте, найти нужный материал в словаре, в компьютере, включить детей в интерактивные проекты. Задания дают возможность учителю организовать проблемно-диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, "создавать велосипед", а только умело использовать богатый материал УМК. Принципы компетентностного подхода не декларируются, а действительно реализуются в УМК "Перспективная начальная школа".