Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных, развивать умение производить морфологический разбор имени существительного.
  • Совершенствовать навыки грамотного письма и грамотной речи.
  • Воспитывать аккуратность выполнения работ; ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

I. Проверка домашнего задания.

- Прочитайте, какие слова из нашего словаря называют предметы, в которых (или на которых) можно ездить?

- Какие слова называют то, по чему ездят?

II. Словарная работа.

- Посмотрите на рисунок или карточку и проговорите это слово так, как его пишем. (Учитель показывает рисунки автобуса, автомобиля, велосипеда и машины и карточки со словами: город, дорога, улица. Дети проговаривают. )

III. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем учиться решать орфографические задачи в безударных окончаниях имен существительных.

IV. Работа над формированием умения писать окончания имен существительных.

1. - Посмотрите на схему:

- О чем рассказывает эта схема? (Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, надо подобрать проверочное слово.)

- Какое слово будет проверочным? (Слово того же склонения, в том же падеже и с ударным окончанием.)

2. - Нам нужно составить словосочетания со словами автобус, машина, автомобиль, велосипед и записать их. Но вначале я предлагаю вам проследить за моими действиями и сказать, что изменится. (Учитель помещает фигурку человечка сначала в игрушечную машину, затем - на машину, в игрушечный автобус, затем - на автобус. Дети делают вывод, что предлог "в" подразумевает "находится внутри чего-то", а предлог "на" - "находится на чем-то".)

- Ко всем ли существительным подойдет глагол "вышел"? (Нет, например, слез с велосипеда)

- Итак, записываем словосочетания, главное слово пишем один раз, а зависимые перечисляем, выбирая нужный предлог. Объясняем написание окончаний. (Ученики объясняют вслух.)

  • ехали в :, на :, по :;
  • вышел из :

3. Знакомство с новыми словарными словами: пассажир, пешеход.

- Прочитайте слова, написанные на доске, так, как они пишутся.

- Прочитайте, выделив ударный слог.

- Закройте глаза, повторите шепотом.

- Запишите, поставьте ударение.

- Выделите корень.

- Что заметили? (В словах два корня)

- Из каких слов образовано слово "пешеход"?

- Кого называем пассажиром?

- Выделите орфограммы.

4. Морфологический разбор слова "пешеход".

Откройте учебники на странице 85 и, пользуясь памяткой, выполните разбор.

(1) пешеход - сущ., кто?; предмет;

2) нач. ф. - пешеход;

3) м. р., 2 скл.;

4) в ед. ч., И. п.

- Каким должен быть пешеход на дорогах? (Внимательным.)

- Вот я и проверю, какие вы внимательные. Чтобы правильно писать окончания, нам нужно уметь определять склонение. Если я называю слово 2 склонения, встает 1 ряд; 2 склонения - 2 ряд; 3 склонения - 3 ряд. (инспектор, остановка, трамвай, шоссе, часть, водитель, улица, площадь)

5. Работа с учебником. Выполнение упр. 228.

- Прочитайте, вставив нужные слова.

- Что такое "тротуар"?

- Где можно узнать значение слова? (Словарь учебника на стр. 247)

- Прочитайте.

- Спишите текст упражнения, решая орфографические задачи. Над существительными с безударным окончанием подписываем род, склонение)

6. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения 227.

V. Итог.

- Чему учились на уроке?

- А кто заметил, на какую тему все слова и текст, с которыми мы сегодня на уроке работали? (По правилам дорожного движения)

- Да, для дороги тоже есть свои правила.

- Какие основные правила дорожного движения вы знаете? Для чего их нужно знать и выполнять?

- Если мы ошибаемся в тетради или у доски, мы можем исправить, а ошибки, совершенные на дороге, исправить, бывает, невозможно. Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения.

VI. Домашнее задание.

Составить рассказ "Как я хожу в школу (магазин)"