Цели:
- Формировать умение решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных, развивать умение производить морфологический разбор имени существительного.
- Совершенствовать навыки грамотного письма и грамотной речи.
- Воспитывать аккуратность выполнения работ; ответственное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
I. Проверка домашнего задания.
- Прочитайте, какие слова из нашего словаря называют предметы, в которых (или на которых) можно ездить?
- Какие слова называют то, по чему ездят?
II. Словарная работа.
- Посмотрите на рисунок или карточку и проговорите это слово так, как его пишем. (Учитель показывает рисунки автобуса, автомобиля, велосипеда и машины и карточки со словами: город, дорога, улица. Дети проговаривают. )
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы продолжаем учиться решать орфографические задачи в безударных окончаниях имен существительных.
IV. Работа над формированием умения писать окончания имен существительных.
1. - Посмотрите на схему:
- О чем рассказывает эта схема? (Чтобы правильно написать безударное окончание имени существительного, надо подобрать проверочное слово.)
- Какое слово будет проверочным? (Слово того же склонения, в том же падеже и с ударным окончанием.)
2. - Нам нужно составить словосочетания со словами автобус, машина, автомобиль, велосипед и записать их. Но вначале я предлагаю вам проследить за моими действиями и сказать, что изменится. (Учитель помещает фигурку человечка сначала в игрушечную машину, затем - на машину, в игрушечный автобус, затем - на автобус. Дети делают вывод, что предлог "в" подразумевает "находится внутри чего-то", а предлог "на" - "находится на чем-то".)
- Ко всем ли существительным подойдет глагол "вышел"? (Нет, например, слез с велосипеда)
- Итак, записываем словосочетания, главное слово пишем один раз, а зависимые перечисляем, выбирая нужный предлог. Объясняем написание окончаний. (Ученики объясняют вслух.)
- ехали в :, на :, по :;
- вышел из :
3. Знакомство с новыми словарными словами: пассажир, пешеход.
- Прочитайте слова, написанные на доске, так, как они пишутся.
- Прочитайте, выделив ударный слог.
- Закройте глаза, повторите шепотом.
- Запишите, поставьте ударение.
- Выделите корень.
- Что заметили? (В словах два корня)
- Из каких слов образовано слово "пешеход"?
- Кого называем пассажиром?
- Выделите орфограммы.
4. Морфологический разбор слова "пешеход".
Откройте учебники на странице 85 и, пользуясь памяткой, выполните разбор.
(1) пешеход - сущ., кто?; предмет;
2) нач. ф. - пешеход;
3) м. р., 2 скл.;
4) в ед. ч., И. п.
- Каким должен быть пешеход на дорогах? (Внимательным.)
- Вот я и проверю, какие вы внимательные. Чтобы правильно писать окончания, нам нужно уметь определять склонение. Если я называю слово 2 склонения, встает 1 ряд; 2 склонения - 2 ряд; 3 склонения - 3 ряд. (инспектор, остановка, трамвай, шоссе, часть, водитель, улица, площадь)
5. Работа с учебником. Выполнение упр. 228.
- Прочитайте, вставив нужные слова.
- Что такое "тротуар"?
- Где можно узнать значение слова? (Словарь учебника на стр. 247)
- Прочитайте.
- Спишите текст упражнения, решая орфографические задачи. Над существительными с безударным окончанием подписываем род, склонение)
6. Самостоятельная работа. Выполнение упражнения 227.
V. Итог.
- Чему учились на уроке?
- А кто заметил, на какую тему все слова и текст, с которыми мы сегодня на уроке работали? (По правилам дорожного движения)
- Да, для дороги тоже есть свои правила.
- Какие основные правила дорожного движения вы знаете? Для чего их нужно знать и выполнять?
- Если мы ошибаемся в тетради или у доски, мы можем исправить, а ошибки, совершенные на дороге, исправить, бывает, невозможно. Поэтому нужно знать и соблюдать правила дорожного движения.
VI. Домашнее задание.
Составить рассказ "Как я хожу в школу (магазин)"