Цель презентации к уроку: Формирование мировоззрения, гражданской позиции учащихся посредством художественного образа на примере творческого проекта «Посвящается всем великим завоевателям….
Задачи:
- Развитие творческих и познавательных способностей учащихся
- Обучать умению анализировать художественные произведения и давать собственную эстетическую оценку.
- Развитие коммуникативных навыков учащихся
Актуальность проблемы: «Будущее человечество сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они, Сохранится ли этот прекрасный мир, мир полной гармонии. Какое будет общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим».
Эти слова Б.М. Неменского говорят о том, что школа формирует будущее, что будут любить и ненавидеть, чем будут восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30-40 лет.
В этом смысле перед школой стоят задачи по воспитанию социально
зрелой личности, личности у которой сформировано мировоззрение, которая имеет свою гражданскую позицию, ориентированную на ценности гражданского общества.
Проектная работа
Что же следует понимать под гражданской позицией?
Каковы ее составляющие?
Прежде всего это:
- Уважение к государственной власти
- Любовь к Родине
- Стремление к миру
- Гармоничное проявление патриотических чувств
- Чувство собственного достоинства и дисциплинированность
- Внутренняя свобода
Все эти качества с большим успехом можно сформировать у учащихся при общение с искусством, как в процессе основных уроков Мировой художественной культуры, так и в процессе дополнительного образования по предмету.
Искусство дает огромный потенциал для познания жизни. Подмечая основные тенденции развития жизни, художник воплощает это в художественных образах, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни.
Художественный образ — очень емкое понятие, в нем существует множество граней, каждая из которых в разной степени раскрывает образ. Грани художественного образа могут быть различными, в зависимости от цели автора, а также от понимания и проникновения в образ зрителя.
Если говорит кратко, то можно выделить несколько основных граней живописно-образного изображения.
Грань первая - живописно зрелищный образ
Картины, в которых разработан этот тип художественного образа, посвящены преимущественно внешней, зримой красоте одушевленной и неодушевленной природы
Вторую грань живописно-образного претворения действительности можно назвать образом-настроением.О таких картинах говорят, что в них видна душа художника, чуткого к поэтическому в жизни.
И наконец третья грань художественного образа — образ-мысль.
Здесь живописец стремится выразить в образене только свои чувства, настроения,переживания, ноиопределенную мысль, итог размышлений, понимание тех или иных общественных проблем.
Именно такой художественный образ , образ мысль, мы видим на картинах художника –баталиста 19 века Василия Васильевича Верещагина. Творчество которого легло в основу исследовательского проекта выполненного учащимися 11 класса , который мы назвали: «Посвящается всем великим завоевателям…»
Ясно, что каждое время рождает свое понимание истины. Во второй половине XIX в. русская живопись не могла не дать художников - передвижников, основной целью которых было нравственное исцеление общества.
Любое общение человека с искусством, это всегда диалог, диалог человека с самим собой, диалог с автором, личностью, и с эпохой в целом.
В ходе работы над проектом учащиеся были увлечены судьбой художника.
В. Верещагин получил военное образование. Он слыл человеком необыкновенной смелости, не раз участвовал в сражениях, совершал подвиги, имел награды. Все его картины не выдуманы.
Но при жизни его картины ругали, они раздражали власть, его обвиняли том, что он сочиняет их холодным умом. Его называли предателем, в знак протеста он даже сжег несколько картин, В чем же дело. Дело в том, что художник никогда не романтизировал и не поэтизировал войну. Он не хотел показывать парадных победоносных сражений, каких от него ждали царские генералы. Он показывал войну, где нет победителей и побежденных. Его картины, это обвинительные документы, документы против бесчеловечности и жестокости войны.
Как мы поняли, чтобы усилить идейное воздействие на зрителя художник объединяет свои полотна в серии.
Заключительное полотно его Туркестанской серии называется «Апофеоз войны».
Апофеоз войны это картина, где художественный образ превращается в символ, символ, разрушения, уничтожения, символ захватнических войн.
На раме картины художник делает многозначительную надпись: «Посвящается всем великим завоевателям – прошедшим, настоящим и будущим».
Никого из ребят не оставили равнодушными мысли художника
В дневнике В.Верещагина мы читаем:
«Да когда же все это кончится, и когда же наконец обманутые люди скажут: Да идите вы, безжалостные цари, министры, генералы, офицеры, как вас еще называть…. Да идите вы под ядра и пули, мы не хотим и не пойдем.
Неужели мы приходим в этот мир для того, чтобы принимать участие в этих безумных бойнях, убивать себе подобных?
В конце жизни художник напишет: Я всю жизнь горячо любил солнце и хотел писать солнце…Призрак войны все еще заставляет меня изображать войну, и если мне хочется писать солнце, то я должен красть время у самого себя..
Работая над этим проектом, учащиеся отметили: к сожалению, уроки истории усвоены не всеми.
Картины Василия Верещагина полностью сохраняет свою обличительную сущность и для современной цивилизации
Невольно возникает вопрос?
Так какую же роль должны играть люди искусства в конфликтах терзающих народы? Видимо у каждого свой ответ на этот вопрос, Один из ответов мы нашли в недавних событиях.
Совсем недавно мы стали свидетелями конфликта между Грузией и Осетией.
Как мы знаем, чтобы поддержать осетинский народ, знаменитый дирижер Валерий Гергиев и симфонический оркестр дали концерт; « Вам, живым и погибшим, тебе, Южная Осетия», где была исполнена 7 симфония Д. Шостаковича.
Произведение высокого символического смысла для русского народа.
Отклик людей искусства на конфликты, войны это свидетельство их отваги, совести, личной гражданской позиции.
Таким образом:
Работа над этим проектом учащимися дала им возможность
- Ощутить связь времен и поколений:
- На примере личности художника, его отношения к основным ценностям жизни , выработать собственную гражданскую позицию по рассматриваемой теме.
- Возможность осознания учащимися своей социальной приобщенности к проблемам современного общества
Кроме того, в процессе работы были реализованы такие сопутствующие задачи:
- Развитие творческих и познавательных способностей учащихся
- Формирование основ работы с информационной базой
- Умение анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую, гражданскую позицию
- Умение работы в команде.
И как итог наших размышлений, того что мы поняли
Что такое гражданская позиция, нужна ли она сейчас подрастающему поколению и для чего?
Мы выразили стихами, созвучными нашим мыслям
Два мира есть у человека
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Приложение 1. Презентация к уроку «Посвящается всем великим завоевателям ...»