Цели и задачи
- Познакомить и изучить случаи правописания слов с двумя безударными гласными в корне;
- Развитие и совершенствование навыка правописания безударных гласных в корне слов;
- Развитие умения подбирать однокоренные слова для проверки правописания каждой безударной гласной;
- Развитие умения видеть изучаемую орфограмму в словах, выделять её графически;
- Уметь формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать друг с другом и с учителем;
- Учить детей уметь делать выводы, обобщения, аргументировать свои ответы.
Оборудование:
- Словарные слова (в картинках и загадках)
- Индивидуальные карточки с заданием определить и подсчитать количество изученных орфограмм в напечатанном тексте
- Таблицы(учебное пособие по русскому языку для класса)
- Распечатанный алгоритм нахождения и выделения орфограммы безударная гласная в корне
- Распечатанный вывод урока в стихотворной форме
- Распечатанные ребусы(занимательный материал)
- Сборник "Дидактические материалы" к учебнику "Русский язык"3 класс(автор Л.Ю.Комиссарова)
Ход урока.
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнём
И урок сейчас начнём.
II. Актуализация опорных знаний и мотивация.
-На нашу минутку чистописания, ребята, сегодня пришли к нам в гости вот такие буквы
аоиея
В течение урока нам необходимо ответить на вопрос "Почему именно эти гласные мы сегодня пишем в минутке чистописания?"
А помочь в поиске ответа на поставленный вопрос нас сможет следующий этап работы.
Словарь.
Учитель показывает картинки фруктов и овощей (апельсина, абрикоса, персика, помидора ,яблока) и читает загадку на каждое слово. Вместе с учителем ребята записывают словарные слова в тетради, ставят ударение и выделяют опасные места-
непроверяемые безударные гласные в корне.
Учитель на доске записывает слово "абрикос".
-Запишите однокоренные слова к этому слову, обозначьте орфограммы.
Задание всему классу: придумайте и запишите с одним из словарных слов предложение,
подчеркните в нём главные члены предложения.
В это время раздаются карточки для индивидуальной работы трём учащимся из класса.
Всему классу:
-Продумайте, ребята, чем эти словарные слова похожи?
-Почему мы их сегодня записываем в словарик?
Дети(потому что в корнях слов есть непроверяемые безударные гласные)
-Что это значит, ребята?
Дети( это значит, что в правописании этих слов можно ошибиться)
-Как мы называем такие места в словах, в правописании которых мы можем ошибиться?
Дети(такие места мы называем опасными)
-Что же мы можем/должны сделать, чтобы избежать таких ошибок?
Дети(запомнить правописание таких словарных слов, ведь проверочные слова подобрать к ним невозможно- их нет)
-Молодцы, ребята. Подберите устно однокоренные слова к названиям фруктов
(задания по рядам)
- 1-му ряду: апельсин (апельсиновый, апельсинчик)
- 2-му ряду: персик (персиковый, персики)
- 3-му ряду: яблоко (яблочный, яблочко)
-Отлично справились.
III. Постановка учебной задачи.
-А теперь ребята, внимание на доску. Прочитайте записанное на доске предложение.
(В лесу на краю озера, ребята нашли абрикосовое деревце.) И подсчитайте сколько в нём известных вам орфограмм. Какой орфограммы больше?
Дети(всего 13 орфограмм, больше всего орфограмм с безударной гласной в корне, их 10: 6 непроверяемых и 4- проверяемых ударением)
-Спишите это предложение в тетради, выделите в нём орфограммы и главные члены предложения.
- Догадались вы уже над изучением какой темы мы будем работать сегодня на уроке? На какой вопрос нам предстоит ответить сегодня?
Дети( над изучением темы правописание безударных гласных в слове, проверяемых ударением и непроверяемых ударением)
IV. Проверяем то, что знаем.
-Верно, ребята. Но новая ли это тема для вас?
Дети( нет, во втором классе мы уже её изучали)
-Какое же правило осталось в вашей памяти после изучения темы о правописании безударных гласных во втором классе? Как надо проверять правописание слов с безударной гласной в корне?
Дети( безударные гласные в корне проверяются ударением)
-Молодцы. Добавлю лишь, что сегодня мы будем учиться не ошибаться в правописании слов с двумя безударными гласными в корне. Оказывается, в русском языке много таких слов, в которых есть по две безударные гласные в корне, например в слове "ветерок".
V. Физминутка. (проводит ученик)
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише-
Деревцо всё выше, выше.
VI. Первичное закрепление.
-Отдохнули, и снова в путь за знаниями!
Устно: -Сколько безударных гласных в слове "ветерок"?
Дети(две)
-Как проверить первую безударную гласную "е"?
Дети( вЕтер)
-А можно ли проверить вторую безударную гласную?
Дети( нет, не проверяется)
-И таких слов с двумя безударными гласными много, ребята: зОлОтой, лЕбЕдиный, вОлОсок...
Подробнее давайте познакомимся с такими словами в нашем учебнике.
-Что же хочет нового поведать нам, наш молчаливый друг- учебник?
На стр. 76 давайте прочтём название нового учебного раздела
Работа с учебником
Дети читают" Безударные гласные в корне слова"
-Давайте вместе разберём упр.101 на стр. 76.
Выполняется коллективно по заданиям учебника
-Почему так важно уметь правильно ставить в словах ударение, различать ударные и безударные слоги?
Дети( гласный звук в безударном слоге - это признак, по которому обнаруживаем место орфограммы в слове.
-Найдите в тексте однокоренные слова, выпишите их ( морская - море).
Во время выполнения упражнения идёт вырабатывание и составление (появление поочерёдно "шагами" на распечатанных листах) алгоритма по определению и выделению в словах орфограммы "безударные гласные в корне слов" (проверяемые и не проверяемые ударением)
По окончании выполнения упражнения повторяется (устно) прочитывание всего алгоритма:
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Подчеркни безударные гласные в корне.
- Подбери проверочные слова (сколько безударных гласных в корне, столько проверочных слов).
- Напиши слово, вставь буквы.
- Обозначь орфограмму.
VII. Наблюдение над словами с двумя безударными гласными в корне . Развитие умений.
Упр.102. Выполнение по алгоритму. Запись выполняется по образцу, под руководством учителя. Ученики работают на доске, проговаривают все шаги алгоритма.
Упр.103 - самостоятельная работа с взаимопроверкой работ друг у друга.(взаимопроверку дети осуществляют по записи на доске, открываемой учителем).
-Если выполнили задание правильно, ставим "+", если неверно "-". Где были ошибки?
-С какими вы ещё орфограммами встретились?
Дети(называют орфограммы).
Учитель объявляет результаты проверенных заданий по индивидуальным карточкам.
VIII. Физминутка для глаз.
IX. Включение в систему знаний и расширение речевого кругозора.
Устное ознакомление со значением старо-русского слова "КОЛО"( круг): кОльцо,
кОлЕсо, кОлОбок, кОлЕя( след от колеса), кОлбаса и даже окОло, Околица,ОколесИца.
X. Итог урока.
-Вы молодцы, ребята, сегодня вы очень хорошо поработали на уроке, были внимательны и вдумчивы. Что же нового для себя вы узнали сегодня на уроке?
Дети(сегодня мы на уроке узнали, что в словах бывает и по две безударные гласные, и что иногда, бывает так, что одна из таких безударных гласных ,проверяется ударением, а другая нет, так как её правописание следует запомнить как словарное слово).
- Правильно, а чтобы крепко- накрепко запомнить эту орфограмму, давайте, ребята, прочтём вывод нашего урока( на доске вывешивается распечатанное в стихотворной форме правило):
"Чтоб развеять все сомнения
Гласный ставь под ударение!" (дети хором читают)
-И ещё хочу выявить, есть ли в классе ребята, внимательные как разведчики? Кто догадался, почему именно такие гласные "аоиея" буквы, мы выводили на минутке чистописания? Чем интересны эти гласные?
Дети( если эти гласные в безударном положении в корне, то их можно спутать, они требуют проверки ударением)
-Отлично, молодцы, в подарок вам- ребусы (распечатанные на листах слова в ребусах: ворона, сорока)
Дети отгадывают.
-Отличная работа! А в домашнее задание всем написать на каждую такую гласную букву по два слова, чтобы эта буква была в безударном положении.
-Урок окончен, все молодцы.