Воспитание патриотизма и гражданственности через краеведческий подход в изучении материалов ВОВ

Разделы: Общепедагогические технологии


Мы родились, когда все в прошлом было,
Победе не один десяток лет,
Но дороги солдатские могилы-
Дай бог Вам, ветераны, долгих лет!
И каждый год душа болит, рыдает,
Когда нам память выдает слова.
Дух праздника в весеннем дне витает,
А на глазах печали пелена.
Спасибо Вам, что мы войны не знали,
Что мы не знаем ужасов тех лет,
Что вы нам жизнь своею жизнью дали!
Дай бог вам, ветераны, долгих лет!
Вы были на фронтах, за нас сражаясь,
И пусть после войны мы родились на свет,
Но подвиг Ваш доныне восхищает.
Дай бог Вам, ветераны, долгих лет!

65 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но память о ней живет и должна жить в наших сердцах, в сердцах наших детей, внуков и правнуков во имя сохранения мира на Земле, во имя жизни. В этой войне приняло участие 61 государство мира. «На территориях, охваченных войной, проживало 80% населения Земли. В армии воюющих стран было призвано 110 миллионов человек. Более сорока тысяч из них – это погибшие в годы Великой Отечественной войны североказахстанцы, наши земляки.» [1.14]

В «Государственной программе патриотического воспитания граждан РК» отмечено: «Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня развития гражданского общества, формирования высокого патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитания готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины».

Воспитание патриотизма и гражданственности посредством изучения материалов ВОВ успешнее и активнее решается через краеведческий подход.

Краеведческий подход имеет ряд преимуществ и в познавательном, и в воспитательном значении:

Привлечение краеведческого материала помогает:

  1. констатации исторических фактов, созданию исторических представлений, а, значит, повышению качества знаний.
  2. создает своеобразную психологическую ситуацию, характеризующуюся «живым ощущением» исторического прошлого.
  3. открывает широкие возможности для самостоятельной умственной деятельности учащихся, для внесения в нее элементов поиска на наиболее доступном и близком материале.
  4. позволяет чаще применять знания и умения, приобретенные школьниками в краеведческих кружках, походах и экскурсиях, тимуровской работе, музейном деле.
  5. вводит учащихся в многообразные отношения с населением родного края, стимулирует участие школьников в общественной жизни.
  6. самое главное – воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, за малую родину, осознание роли своих земляков в процветании страны.

Любовь к Родине зарождается с колыбели. Первые ростки этой любви, привитые в семьях, бережно хранят и развивают учителя начальных классов.

А.А. Вагин еще в 20-м веке отмечал: «Ценность использования краеведческого материала в обучении заключается в том, что он дает возможность осуществить комплексность и исследовательский метод с первых лет обучения в школе, а также в том, что окружающая жизнь выступает не только в качестве объекта непосредственных «жизненных наблюдений учащихся, т.е. как живой «некнижный» источник знаний, но и как объект, и арена участия школьников в общественной жизни своего края, дает понимание роли и участия населения родного края в важнейших событиях страны и мира»[2.298], осознанию связи родного края с жизнью страны, воспитанию патриотизма через изучение истории родного края, судеб своих предков, земляков. Так, учитель начальных классов Амертаева Ш.Ж., проводя родительское собрание с участием детей «Семейные традиции», акцентировала внимание аудитории на уважении своих предков, своего рода, воспитании любви к своей семье через сохранение традиций и памяти поколений. На собрании демонстрировались награды прадедушки одной из учениц, и была показана видеозапись с воспоминаниями прадедушки Любимова И.Н.о войне, о судьбе его малой Родины, о семье, в которой на войне погибли почти все ее представители - в глазах детей стояли слезы.

Когда на мероприятии «Никто не забыт, ничто не забыто» учитель Гавриленко Н.А. рассказала о наших земляках Полякове М.Я., Редько М.П., Усине Л., Головченко В.Г., участвовавших в штурме Берлина, показывая при этом их награды, словно вздох прошел по залу: «Они живут в нашем районе?»

Эти рассказы заставили ребят серьезно задуматься: «С чего начинается Родина?» Ведь начинается она с простых казалось бы понятий: родной дом, родная улица, родное село…. Ведь патриотизм-это прежде всего любовь к отчему дому, к своему родному краю, к широкой степи, к голубой реке, к зеленому лесу и просторному лугу, где мы выросли, это уважение к великому подвигу предков, гордость за их ратный труд и творческие свершения.

2 февраля 2010 года исполнилось 68 лет со дня окончания исторической Сталинградской битвы, она завершилась полным разгромом и пленением крупнейшей группировки немецко-фашистских войск. О масштабах этой битвы и ее стратегическом значении свидетельствует военная статистика. Общие потери противника составили 1,5 миллионов человек, до 3500 танков и штурмовых орудий, 12 тысяч минометов, до 3 тысяч самолетов и другой техники. Враг окончательно потерял стратегическую инициативу. Это был коренной перелом во второй мировой войне. Именно с берегов Волги начался полный разгром войск вермахта. Говоря о вкладе казахстанцев в Сталинградскую битву, мы неизменно напоминаем ребятам о Казахской улице в центре города- героя Волгограда, получившей это название в честь героев- казахстанцев, мужественно защищавших в страшные годы войны легендарный город. Проводя мероприятия к 68–летию Сталинградской битвы, учителя использовали воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны - наших земляков К.И.Бекиша, В.Ф.Фиякина, М.Мукушева, М.Я.Полякова, К.И. Исаканова. Наш земляк, ветеран Великой Отечественной войны Иван Архипович Легостаев, участвовал в Сталинградской битве уже обстрелянным, видавшим виды солдатом, но то, что он видел там, испытать не доводилось ни до, ни после за всю войну.

«Сталинградская земля была просто нашпигована смертоносным металлом. Возьмешь пригоршню, просеешь между пальцами, а в ладонях не пуля, так осколок. То, что творилось здесь, не передать никакими словами. Непрерывные бомбежки, артиллерийские и минометные обстрелы. И одна за другой атаки немецких солдат. Дрались в развалинах цехов тракторного завода, за каждый перекресток, за каждое здание, которые порой напоминали «слоеный пирог» - в подвале - наши, на первом этаже - немцы, на втором - опять наши… С переменным успехом выбивали из домов друг друга огнем и гранатами.»[3, 3] Воспоминания ветеранов - это свидетельство мужества, героизма, стойкости нашего народа, отстоявшего свою Родину от страшного врага. Наш долг и долг наших детей – сохранить эти воспоминания и мир во всем мире. В школе учатся уже правнуки этих ветеранов, они с гордостью рассказывают о подвигах своих прадедов и с болью – о страданиях всех, кого покорежила эта война.

Стало традицией проведение Парада Победы на центральной площади села Новоишимское. Наша школа принимает активное участие в праздновании Дня Победы. В сценариях обязательно отражаются судьбы наших ветеранов, участников и детей Великой Отечественной войны.

В сценарии «Наши ветераны» показана эвакуация Ленинградского детского дома в город Курган. Этих детей вывозили под взрывами и обстрелами. Среди этих детей была и Галина Алексеевна Ерасова (Егорова), много лет проработавшая директором нашей школы. Был показан здесь же и концентрационный лагерь Освенцим, узницей которого была и наша землячка Ревякина Е.Ф., Климович И.С., угнана в Германию на работы шестнадцатилетняя Алименко М.П., Ситнова М.Д.

Страшно подумать даже, что в концлагерях было истреблено 6 700 000 человек.

Встречаясь с детьми на классных часах и внеклассных мероприятиях, ныне покойный Иван Дмитриевич Быба всегда рассказывал ребятам, как 17-летним парнишкой уходил на фронт, и дед ему наказывал: «Служи, Иван, и помни – советский человек никогда не сдается, а если придется умирать – умирает героем». Это ли не истинное воспитание патриотизма и гражданственности?

Сегодня школьные музеи работают во многих школах нашей Республики.

Наш школьный музей имеет краеведческое направление, и главная его задача – воспитывать в каждом ребенке бережное отношение к культуре и истории своей Родины, осознание того, что ее история - крупица всемирного исторического процесса. Экспонаты музея – подлинные документы и вещи, реликвии истории, собранные учащимися и учителями школы. С глубокой любовью и увлеченностью трудятся учащиеся и их наставники – учителя. В этот труд они вкладывают не только время, но и любовь, и интерес, и частицу своей души. Для многих учащихся работа в школьных музеях становится школой творческого труда и поиска, общественной и человеческой активности и гражданственности, но и школой жизни, дающей ребятам осознание значимости своего «Я», своего дела. В проекте ЮНЕСКО «Образовательные требования при новых технологиях и новой организации труда» сказано:

«… Чтобы включиться в культуру человечества XXI века, юный гражданин должен приобрести определенные навыки:

  1. Инициатива, динамизм и творчество, самостоятельность мышления и действий.
  2. Сотрудничество. Конструктивное и целенаправленное взаимодействие с другими.
  3. Работа в коллективе. Взаимодействие в рабочей группе.
  4. Оценка самого себя, соклассника, партнера.
  5. Планирование. Постановка цели, составление графика, определение приоритетов при выполнении работы». [4,2]

Всему этому учатся наши дети, участвуя в краеведческой работе. И еще, вслушиваясь в воспоминания участников войны, всматриваясь в их лица, дети с их тонкой душой и добрым сердцем чувствуют и впитывают в себя ту атмосферу высших ценностей, ту одухотворенность и величайший патриотизм людей, отдавших Великой Победе все самое дорогое…

Великое видится на расстоянии. Сегодня, по истечении стольких лет, особенно зримо и емко выглядит величайший подвиг наших отцов, дедов и прадедов, живых и павших ради нашего мирного «сегодня». Только в нашей области числится более 16 тысяч пропавших без вести солдат и около 450 офицеров. На уроках самопознания я часто зачитываю детям следующие строки: « Не зря во всем мире живет истина: «Война заканчивается тогда, когда похоронен последний солдат». Поэтому так важно отдать дань уважения, благодарности и любви каждой ушедшей душе. Для этого существуют разные традиции и ритуалы. Но самое главное – добрая память об ушедшем предке, который дал жизнь следующим поколениям, чувство благодарности к нему и пожелание любви, счастья, радости и развития этой душе, где бы она ни была.» [5. 39] Словно самую дорогую реликвию, нам надо беречь память, нашу боль и скорбь. Не просто беречь, передавать ее из рук в руки, из поколения в поколение. И не позволять никому пренебрегать ею или оставаться равнодушным.

Президент нашей республики Нурсултан Абишевич Назарбаев сказал: «Все начинается со школы…» Действительно, впечатления детства и юности самые сильные, они остаются на всю жизнь, из этих впечатлений складывается характер и мировоззрение человека. Сумеем ли мы, взрослые, увлечь ребят стоящим делом, создать тот душевный подъем, тот порыв патриотических чувств, то особое состояние души, когда страшная война и память о ней будут жить в их сердцах, когда высшие ценности старшего поколения станут и их ценностями, когда они поймут, что от их готовности внести свою лепту в выполнение своей миссии на этой Земле, зависит не только процветание Казахстана, но и всей планеты.

Используемая литература:

  1. Сборник «И помнит мир спасенный» Петропавловск, «Логос-СКО» 2005
  2. «Государственная программа патриотического воспитания граждан РК»
  3. Вагин А.А. «Методика обучения истории в школе» Москва, «Просвещение» 1972
  4. Левков Г.Н. «Сталинград не забыть никогда» газета «Новости Приишимья» за 27 января 2003 года
  5. Проект ЮНЕСКО «Образовательные требования при новых технологиях и новой организации труда»
  6. Некрасов А. С. «Род. Семья. Человек» Москва «Амрита – Русь», 2009