Сегодня трудно не согласиться, что злоупотребление алкоголем, пристрастие к курению и другим вредным привычкам приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных, вызванное различными пристрастиями к вредным веществам, таким как табак и алкоголь, составляет более 500 млн. человек. Забота о здоровье детей в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой.
Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому и роль взрослого в этом процессе трудно переоценить. Образовательные учреждения стремятся отвечать на новые запросы общества: проблем ЗОЖ является одной из актуальнейших в системе воспитания и обучения детей. Достучаться до сердца подростка, добиться того, чтобы разговор о здоровье стал для него личностно значимым – не простая задача для педагога. Не сговорчивые и ершистые современные дети относятся к советам взрослого с недоверием и опаской, со скептицизмом. Поэтому и в нашем учреждении так же в целях профилактики вредных привычек у воспитанников в условиях специального (коррекционного) детского дома назрела необходимость создание системы работы против табакокурения, сквернословия, проб алкоголя.
Исследования Н.А.Гусевой показывают, что основной возраст знакомства с вредными для организма веществами – 11-17 лет. Были отмечены ситуации и с 8-10 лет. Установлено, что чем раньше произошло приобщение, тем быстрее формируется зависимость, например никотиновая, тем тяжелее лечение последствий. Поэтому профилактическую работу необходимо проводить до наступления критического возраста, т.е. не позднее чем в младшем школьном возрасте. Наиболее распространенными причинами потребления вредных веществ являются: зависимость подростковой компании, любопытство, стремление получить положительные эмоции.
Т.М.Жирова считает, что необходимо проводить профилактическую работу среди детей школ, детских домов, а реальная устойчивость к вредным привычкам может быть сформирована лишь в том случае, если и детей развиты механизмы эффективной социальной адаптации.
Профилактическая работа будет эффективной, если применять как традиционные, так и современные подходы
В детском доме разработана система мероприятий, направленных на решение задачи по формированию позитивного отношения к собственному здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ, помочь в усвоении социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков, обеспечивающих ребенку эффективную социальную адаптацию.
I. Цель: формирование у воспитанников стойкой негативной установки по отношению к вредным привычкам через осознание здоровья как ценности.
II. Задачи для педагогов:
- Разработка и внедрение комплекса мероприятий по профилактике вредных привычек, охране и укреплению здоровья среди воспитанников детского дома.
- Объединение усилий и координация работы педагогов и специалистов детского дома в решении проблем по профилактике вредных привычек.
- Создание адаптивной воспитательной и образовательной среды для детей детского дома с ограниченными возможностями здоровья, для приобретения ими полезных привычек.
- Создание системы общественной поддержки проекта, разработка механизмов реализации и оценка результатов.
Работа с воспитанниками направлена на решение следующих задач:
- Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности.
- Выработка умений и навыков сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения в обществе.
- Закрепление полезных навыков и привычек.
- Приобщение воспитанников к разумной физической активности.
- Обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Система работы предполагает 3 этапа (см. Приложение 1), представляет собой блочно-модульную структуру и реализацию профилактических мер по 3 блокам:
1. Информационный, направлен на формирование у детей ценностного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы ЗОЖ, способствует усвоению социально-ценностных поведенческих норм, коммуникативных навыков обеспечивающих ребёнку эффективную социальную адаптацию. Важнейшим условием информационного блока по профилактике вредных привычек, является формирование представлений о здоровье, как главной человеческой ценности, осознание личной значимости здоровья, необходимости укреплять его и заботиться о нём.
2. Стимулирующий блок предполагает проведение воспитательной работы, повышение культурного уровня, организацию разумного использования свободного времени. Стимулирующий блок так же предполагает совместные выходы с детьми за пределы детского дома, проведение мероприятий за пределами детского дома.
3. Коррекционный блок направлен на развитие навыков обучения в социальной адаптации, поиск средств для решения проблем взросления, регулирования стрессов, осознание положительных свойств личности и формирование жизненных идей для достижения ЗОЖ. Коррекционная работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогом-психологом, социальным педагогом.
В основе педагогической деятельности по реализации проекта используются три группы принципов:
1. Системно-структурная группа принципов:
а) непрерывность формирования навыков ЗОЖ на протяжении всех лет обучения;
б) повторение сведений, относящихся к проблемам здоровья, вредных привычек,
полового и безопасного поведения, при этом привычная информация должна быть
элементарной, а в дальнейшем не каждом возрастном этапе расширяться за счет
введения новых понятий, факто, сведений;
в) оптимизация задач означает, что обучение здоровому образу жизни должно
соотноситься с целями и задачами подрастающего поколения;
г) конкретность и доступность предполагает, что все сведения должны излагаться
ясно и понятно;
д) системность включает разработку программ на основе системного анализа
актуальной ситуации в стране и состоянии здоровья детей, подростков и молодежи;
е) стратегическая ценность определяет единую, целостную стратегию
оздоровительно-профилактической деятельности, обуславливающую основные
направления и конкретные мероприятия для образовательного учреждения;
ж) многоаспектность предполагает позитивное развитие ресурсов личности, и прежде
всего, адекватной самооценки, целенаправленное формирование прочных навыков и
стратегий стресс-преодолевающего поведения, активное формирование систем
социальной поддержки (социально-психологический центр, психологическая служба).
2. Социальная группа принципов:
а) деловитость предполагает деловое отношение к обсуждаемым проблемам;
б) активная инициатива и опережение – воспитанников трудно оградить от
негативных воздействий социума, поэтому лишь своевременные
оздоровительно-профилактические программы способны исключить или, по крайней
мере, смягчить их влияние;
в) готовность личности к обучению ЗОЖ – любая программа обучения ЗОЖ должна
предусматривать работу с личностью, это достигается через систему тренинговых
занятий;
г) выработка индивидуальных и социальных установок – очень важно, чтобы
воспитанники понимали, что здоровый образ жизни является проявлением
межличностных отношений, нравственной и психологической культуры личности.
3. Психологическая группа принципов:
а) правдивость – уклончивые ответы, обещания разъяснить позже, ссылки на
недостаточную зрелость и неспособность понять приводят к потере доверия,
нарушают контакт с педагогом;
б) доверие – недоверие, подозрение и выспрашивания, как правило, провоцируют у
воспитанников закрытость, обострение интереса к партнерам, алкоголю, курению,
личностно-интимным сторонам жизни человека;
в) поддержка и стимулирование собственного поиска информации, познании себя и
других;
г) адресность – навыки ЗОЖ могут быть сформированы только с учетом пола,
психологического и физического развития, преобразованности и актуализации
проблемы для воспитанников;
д) скрытое оздоровительно-профилактическое воздействие на личность через игры,
интерактивные методы обучения, научно-исследовательские учебные задания, беседы
в условиях похода, участие самих учащихся в организации
оздоровительно-профилактических программ.
Многолетний опыт работы с воспитанниками детского дома, показал, что наиболее эффективными формами работы являются такие формы, в основе которых лежат интересы детей. Одной из таких форм является клуб.
Клуб – это объединение воспитанников и педагогов с общими интересами, созданное для проведения совместных занятий и совместного досуга, с целью всестороннего развития личности детей. Клубная деятельность носит коллективно-образующий характер и удовлетворяет следующим условиям:
- нужна самим детям и увлекает их;
- невозможна без совместного преодоления трудностей, без совместных действий в одном месте и в одно и тоже время;
- требует объединения, сплочения, централизации, переплетения интересов;
- регулярно повторяется, воспроизводится, закрепляя при этом и делая привычными установленные связи;
- порождает обмен мнениями, мыслями, настроениями, укрепляет коллективные взгляды, их единство.
Воспитательная значимость клубной деятельности связана с тем, что допускает более свободное общение детей, большую самостоятельность и самоуправление, приобретение позитивного опыта здорового образа жизни, учит взаимопомощи, взаимовыручке.
Клубные объединения выполняют три функции:
- компенсаторная – расширение знаний, формирование умений, навыков ЗОЖ при заинтересованности детей
- стимулирующая – вносит новизну, оригинальность, нестандартность различных форм работы с воспитанником, активизирует формирование основ здорового образа жизни
- интегрирующая – усиливает познавательный компонент.
Как показывает наш опыт, эффективность реализации цели повышается, когда профилактические мероприятия проводятся в комплексе. Ценность этой формы заключается в ее открытости, в расширении возможности содержательного компонента, возможности привлечения специалистов не только детского дома, но и других организаций, объединений, социальных институтов и просто интересных людей.
Алгоритм деятельности клуба:
- Изучение проблем у воспитанников по формированию здорового образа жизни.
- Привлечение детей: наглядность, просмотр фильмов по данной тематике, чтение литературы, приглашение объединиться в клуб.
- Организация работы клуба (где, в какое время, периодичность).
- Совместная работа с детьми по определению названия клуба, выработке правил взаимодействия и поведения участников клуба, выбору актива клуба, оформлению информации (газета, дневник).
- Разработка содержания работы по проблемам воспитанников.
- Подведение итогов работы клуба за год и планирование работы на следующий учебный год.
Для успешной работы клуба необходимо выполнять ряд условий:
- Начинать работу с разбора простых ситуаций общего характера, постепенно, по мере раскрытия детей осуществлять переход на конкретные проблемы данного воспитанника, усложняя сложность практических советов при применении на практике.
- После взаимного доверия возможно приглашение «интересных людей» не из числа работников детского дома, компетентных в вопросах ЗОЖ
- На каждом занятии клуба привлекать детей к самоанализу своей деятельности других.
Для оценки эффективности деятельности клуба и профилактической работы разработана мониторинговая программа, которая предполагает исследование когнитивного, деятельностно-практического и мотивационного компонентов. Анализ эффективности показывает положительную динамику в области знаний и представлений о здоровом образе жизни. Участники клуба принимают активное участие в оздоровительных мероприятиях, большее внимание уделяют занятиям в спортивных секциях. Важным показателем эффективности является увеличение количества воспитанников посещающих клуб и успешно реализующих поставленную перед собой цель: отказаться от никотиновой зависимости.
Таким образом деятельность направленная на устранение и профилактику вредных привычек у воспитанников детского дома можно считать результативной, а представленная форма работа наиболее удачной и привлекательной для воспитанников в отличии от назидательных форм, а поэтому более эффективной.