Цель урока: закрепить знания об основных классах неорганических соединений.
Задачи:
1) проверить теоретические знания учащихся по ключевым терминам, понятиям данной темы.
2) совершенствовать умение составлять формулы сложных веществ и давать им названия.
3) сформировать навык составления уравнения химических реакций.
4) развивать умения отстаивать свою точку зрения; доказывать ее, систематизировать большой блок знаний, осмыслять его.
5) научить применять знания и опыты в различной ситуации.
6) развивать коммуникативные умения (умения работать в группе).
Оборудование: карточки-задания, схемы.
Форма деятельности: групповая работа.
Метод обучения: проблемный.
Приемы деятельности учителя: организация проектной деятельности, обсуждение взаимосвязей химии с жизнедеятельностью человека.
Структура урока
План урока:
- Вступительное слово учителя (инструктаж для учащихся).
- Работа в группах по индивидуальным заданиям (мини-проекты).
- Выступления учащихся (защита проекта).
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Урок проводится в форме работы по группам. 5 групп с индивидуальным заданиям, которые включают три аспекта: А- ориентируется на выявление теоретических знаний, Б - на владение фактическим материалом, С - предполагает выявление причинно-следственных связей и проверку умений и навыков.
Инструктаж помощников. Для успешной работы у меня есть два помощника, один из которых следит за временем и подаёт сигналы звоночком; для выполнения задания отводится 12 минут, а для защиты ваших мини-проектов 2-3 мин. Кроме этого в его обязанности входит следить за оборудованием, его работа будет оценена. Второй помощник будет помогать группам решению самых сложных заданий в ваших мини-проектах, а также совместно с учителем оценит вашу работу.
Работа в группах.
Первая группа.
А. Дать определения основных классам неорганических соединений (кислота, соль, основание).
Б. (упражнения на знание номенклатуры).
Провести линии, соединяющие правильные названия с соответствующими формулами: (задание на соответствие)
карбонат кальция H2 Si O3 нитрат серебра P2O5 гидроксид меди (II) Ca CO3 хлорид ртути (II) Ag NO3 гидроксид калия Al Br3 оксид фосфора (V) Cu (OH)2 бромид алюминия KOH кремниевая кислота HgCl2
С. Заполните пропуски в таблице:
Название кислоты Формула кислоты Окраска индикатора Серная кислота ? Лакмус - :.. Ортофосфорная кислота ? Фенолфталеин - :.. ? HCl Метилоранж - ::
Вторая группа.
А. Составить формулы солей (сначала на листе, а потом магнитами показать на доске).
HNO3 H2S H3PO4 Na (I) Ca (II) Al (III)
Б. Дать названия полученным веществам.
С. Подчеркнуть нерастворимые соли.
Третья группа.
А. Из списка написанных ниже формул выпишите столбиком формулы оснований:
K2SO4, Cu (OH)2, NaNO3, H2SO4, NaOH, K2O, Al (OH)3, LiOH, H2S, Ba (OH)2.
Б. Рядом с формулой каждого основания напишите формулу соответствующего ему оксида.
С. Закончите уравнения реакций:
а) KOH + SO2 =
б) Ba (OH)2 + SO2=
в) Ca (OH)2 + CO2=
Четвертая группа.
А. Дополнить схему и рассказать о связи веществ между собой:
Б. На конкретном примере, отразить генетическую связь между различными классами соединений:
- SO3 - кислотный оксид
- CaO - основный оксид.
С. Обобщающая схема.
Составьте схему показывающую области применения данных классов неорганических веществ человеком в промышленности и привести примеры использования этих веществ в быту.
Пятая группа. Даются опережающие задания.
А. Влияние производства кислот, оснований и солей на окружающую среду и здоровье человека.
Б. а) отрицательное воздействие (недостатки)
б) положительное воздействие (необходимость)
в) перспективы развития (использование очистных мероприятий, безотходное производство).
г) оформление плаката.
Выступление учащихся.
Подведение итогов.
Слово предоставляется моему помощнику, который проанализировав вашу работу скажет свою оценку. Если вы не согласны, вы можете оппонировать своему товарищу.
Домашняя работа.
Повторить стр. 137 - 151
Первая группа
А. Дайте определения основным классам неорганических соединений (кислота, соль, основание).
Б. Проведите линии, соединяющие правильные название с соответствующими формулами (схема прилагается).
С. Заполните пропуски в таблице (схема прилагается).
На выполнение задания 12 минут,
На защиту 2-3 минуты.
Вторая группа
А. Составьте формулы солей (сначала на листе, а потом магнитами показать на доске).
Б. Дайте названия полученным веществам.
С. Подчеркните нерастворимые соли (в таблице)
На выполнение задания 12 минут,
на защиту 2-3 минуты.
Третья группа
А. Из написанных формул в первом окне выпишите столбиком формулы оснований (во второе окно).
Б. Рядом с формулой каждого основания напишите формулу соответствующего ему оксида (во второе окно).
С. Закончите уравнения реакций (третье окно).
На выполнение задания 12 минут,
на защиту 2-3 минуты.
Четвёртая группа
А. Дополните схему, объясните, что скрывается под знаком вопроса и расскажите о связи веществ между собой.
Б. На конкретном примере, отразите генетическую связь между различными классами соединений:
- SO3 - кислотный оксид
- CaO - основной оксид
С. Указать в схеме реакцию нейтрализации дать определение.
На выполнение задания 12 минут,
на защиту 2-3 минуты.
Пятая группа
А. Рассказать о влиянии производства кислот, оснований и солей на окружающую среду и здоровье человека.
Б. а) отрицательное воздействие (недостатки)
б) положительное воздействие (необходимость)
в) перспективы развития (использование очистных мероприятий безотходное производство).
г) оформление плаката.
На выполнение задания 12 минут,
на защиту 2-3 минуты.