Цели:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о нашей Родине, её героическом прошлом.
- Развивать речь учащихся.
- Совершенствовать навыки грамотного выразительного чтения.
- Воспитывать любовь к Родине, уважение к её героическому прошлому.
Ход урока
1. Введение в тему.
- Сегодня у нас урок особенный. Прочитайте
Обобщающий урок: «Наша Родина». (Приложение. Слайд 1)
- Определите задачи этого урока
- Повторить, обобщить, сравнить, уточнить, привести в систему (порядок) знания, углубить, узнав новое
- Правильно, это задачи всех обобщающих уроков
2. Работа по теме урока.
- Посмотрите на слова в колонке. Что общего? В чём отличие? Объясните. (Слайд 2)
- Родина (страна, в которой человек родился, гражданином которой является).
- Родина (уголок, где родился, живёт каждый из нас. Это наш город, школа, дом).
- Прочитайте статью писателя Юрия Яковлева «О нашей Родине».
- Какие слова из статьи писателя следует отнести к первому слову? Прочитайте.
- Ко второму? (Прочитать.)
- Итак, у каждого своя – родина. Это? (Высказывания учащихся.)
- И для всех одна. Это?
Листаем первую страницу: «Что такое Родина».
К слову «родина» вы дома подбирали однокоренные слова. Сколько слов вы подобрали? Прочитайте. (Слайд 3)
Рождение | родня | родовой | родиться | вырождаться | ||||
Родство | родственник | родной | зародится | выродок | ||||
Родители | родич | родненький | рождаться | урод | ||||
Родина | рождество | родимый | породниться | |||||
Зародыш | природа | родильный | роднить | |||||
Родник |
- Посчитали сколько слов? К сожалению, в нашем списке есть слова, которые меньше всего хотелось бы видеть, читать, произносить. (Приставка вы – уничтожает хорошее, что даётся с рождения.) Но пока они ещё живут в нашей речи. И всё-таки больше слов хороших. И мы ещё не все назвали. Такое соотношение говорит о многом: на нашей планете люди рождаются, чтобы жить, работать, дружить. Так много у людей всей Земли общего, родного. У каждого есть и малая, и большая Родина. Такое большое количество слов говорит о важности темы, которую мы рассматриваем сегодня.
- Читали вы о родине различные произведения. И моя первая задача – оценить, насколько вы внимательны были, знакомясь с произведениями о самом дорогом для нас – о стране нашей и о родине малой.
- Группа ребят готовила задание «Узнать произведения».
1 ученик читает отрывок из воспоминания М.М.Пришвина «Моя родина».
- Назовите фамилию, имя, отчество автора и название произведения.
- Найдите портрет автора этого произведения.
- С какими словами обращается к читателям автор? Выделите, на ваш взгляд, главные.
- Родина – это родной дом. Родина – это страна родная. Человеку нужна родина. Охранять природу – охранять Родину. (Слайд 4)
2 ученик читает наизусть стихотворение С. Васильева «Белая берёза».
- Определить автора стихотворения, название.
- Что главное в стихотворении? Сравнить с первым выводом.
- «Охранять природу – быть защитником природы, земли, родного уголка.» /Пришвин/
- «Родную русскую берёзу в обиду больше не дадим.» /Васильев/ (Слайд5)
- Скажите об этом же своими словами.
- Берёза – олицетворение родной земли, отечества, Родины. Это любимое родное деревцо России и рассказ в стихах поэта Сергея Васильева о берёзе – это рассказ о судьбе Родины. Докажите.
- Как о человеке: ранило берёзу; сок, как слёзы; изувеченная кора; спасли берёзу. Спасли один из уголков Земли!
- А вот рисунок запечатлел уголок родной земли – малую родину. У каждого из нас есть своя берёзка, черёмуха или рябинка, или тополь с осинкой рядом. И вы писали об этом в сочинениях. (Дети зачитывают несколько сочинений.) (Слайды 6,7)
- Покажите рисунки дорогих для вас мест (выставка рисунков).
- Дом, весёлый дворик, величавая река, костёр на берегу, это уютное, с резной рамой оконце, из которого смотрит ласковое и родное лицо бабушки или мамы. (Слайд 8, 9)
- Покажите портрет того писателя, кто говорит: «подвиг (сам поступок) и человек, совершивший его, навечно остаётся в памяти народной». /А.Гайдар/
- В каком его произведении есть слова, которые доказывают это.
- Кто из вас знает таких людей, которые оставили свой след в памяти жителей нашего города. (Г.И.Невельской, герои ВОВ, николаевцы, отдавшие жизнь за Родину, Ю.Я.Чайка.)
Дети читают стихи поэтов Николаевска от людях, открывших Николаевск, защищающих город и страну, о людях, оставивших свой след в истории страны.
- Из поколения в поколения в поколение люди понимали уже сделанный вами вывод: то, что дорого, родину свою надо защищать. Поставьте на полку книги, о которых шла речь.
- Обратимся ко второй, главной странице нашего урока – страницы истории. Какие произведения поместим на этой странице? (Выставляются детьми прочитанные книги Л. Кассиля, Д.Старостина, А.Приставкина, П.Цвирка и др.)
- А теперь вспомните произведения по словам. (Слайд 10)
- Сила великая.
- Войско несметное.
- Непобедимая конница.
- Войско неисчислимо.
- Из какого произведения слова? Что названо этими словами?
- Как на Руси называли врага? (Супостат.)
Выборочное чтение.
- Докажите, что войско было неисчислимым.
- Какая выучка была у золотоордынских воинов?
- Как называется войско русское? Кто входил в дружину русскую?
- Можно ли найти ответ в рассказе, почему победило русское войско силу неисчислимую.
Русичи жили по своим законам. Их войско (дружина) – дружное, сплочённое. Бились за свою землю. «Умру – с вами, спасусь – с вами» – сильно командирское слово, сильно и войско.
- Найдите отрывок, доказывающий, что не было единства у врага. (Ордынцы не любили работать, сражались чужие, не за свою землю.)
- Расскажите, как русское войско победило орду (по иллюстрации). (Слайд 11)
- История родины – это история о том, как защищались свобода, границы государства Российского, жизнь людей, населяющих её.
- Какие ещё вы можете назвать великие битвы. Какие строки вам хотелось бы прочитать выразительно. Прочитайте друг другу.
- Великий русский народ. Что это значит? Почему наш народ назван великим?
- Внимание на книжную полку. Почему произведения этих авторов вы отнесли к теме «История нашей Родины»? Ведь в них не идёт речь о великих сражениях? (Взрослые и дети – это представители одного Великого нашего народа.)
- Что общего у отцов из всех этих произведений? (Готовность защищать любимую родину, своих детей.)
- Сила отцов и в их детях. Как и сила детей в мудрых, мужественных отцах. Недаром Родина зовётся не только матерью, но и Отечеством. (Слайд 12)
- Опишите детей героев (чтение эпизодов наиболее выразительных, которые помогут представить героев).
1 группа – узнать героя, кратко рассказать о нём.
2 группа – Составить характеристику героя рассказа А.И.Приставкина по плану:
- Кто он?
- Его семья.
- Каковы слова, дела.
- Отношение автора и ваше отношение.
3 группа – выбрать наиболее точные предложения, которые помогут представить литературного героя.
Проверка: название произведения, автор и выполнение задания.
- Что же общего у отцов и детей?
- Одно из заданий, - самое ответственное – составление кадров диафильма. (На доске предложения – подписи кадров, ученики иллюстрируют кадр.)
- Немецкий лейтенант остановил свой отряд в конце деревни.
- Они увидели на краю канавы мальчика.
- Искусный мальчуган! Искусный!
- О чём ни спрашивали, он отвечал странно. – Да он дурачок!
- Веди нас на Сурмонтай. Не обмани!
- У героя какого рассказа много общего с Соловушкой? Докажите.
- В рассказе Л.Кассиля не один герой, а целый отряд. Что же хотел сказать автор своим произведением?
- Его рассказ, как и рассказ Пятраса Цвирки, как и рассказ Анатолия Приставкина – это памятник детям-защитникам Родины. Не бойтесь высоких слов, ведь человек тот силён, кто знает свои корни, уважает и любит родных – отца, мать, бабушек и дедушек, казалось бы, обыкновенных людей, но всех нас объединяет это великое и главное чувство – любовь. С любви к родным начинается любовь к родным местам, а отсюда и любовь к стране своей. Так считает и дед Семён из рассказа К. Паустовского «Бакенщик». Позвольте мне зачитать отрывок из этого рассказа.
3. Итог урока.
- Подводя итог, хочу сказать: любовь к родине – это не только красивые слова, а уважение ко всему, что нас окружает. (Слайд13)