«…нет ни одной области в математике,
которая когда-либо не окажется применимой
к явлениям действительного мира…»
Н.И. Лобачевский.
«Все сведения о природных телах и их
свойствах должны содержать точные указания
на число, вес, объем, размеры… Практика
рождается только из тесного соединения
физики и математики.»
Ф.Бекон.
Цель урока:
- выразить законы, выведенные на основе объединённых опытных фактов, в виде дифференциальных уравнений в математике;
- решить их с применением для количественного описания механических, электромагнитных, оптических, тепловых и других явлений в физике.
Задачи:
- Добиться усвоения учащимися систематических, осознанных сведений о понятии производной (её геометрическом и физическом смысле).
- Формировать навыки практического использования производной в предметах школьного курса, показать их применение при решении жизненно важных задач.
- Развивать познавательный интерес у учащихся через раскрытие практической необходимости и теоретический значимости темы и использование возможностей ИКТ в изучении темы.
Оборудование:
- компьютер, доска;
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- индивидуальные карточки на дом.
Ход урока
I. Организационный этап.
Показатели выполнения психологической задачи этапа:
- доброжелательный настрой учителя и учащихся;
- быстрое включение класса в деловой ритм;
- организация внимания всех учащихся;
- кратковременность организационного момента; полная готовность класса и оборудования к работе.
Я очень рада видеть вас здоровыми, полными сил и готовыми к полезной деятельности, необходимой вам для получения качественного образования. Сейчас вы стоите на пороге выбора будущей профессии. Кто-то уже определился и готовит себя к поступлению в ВУЗ. Кому-то предстоит сделать этот серьёзный выбор, от которого зависит всё благополучие вашей будущей жизни. А пока мы с вами в творческой лаборатории исследований 11 а класса.
Тема работы коллектива сотрудников: «Производная в физике, технике и природе». Производная широко используются в различных областях деятельности человека, поэтому умение прогнозировать, решать имеют огромную роль в практической деятельности. Производная относится к числу математических понятий, которые носят межпредметный характер, и широко применяются в физике, химии, биологии, в технике и других отраслях наук. Изучение материала по теме урока имеет принципиально важное значение, так как здесь показывается приложение к решению различных физических и технических задач, то есть возможности применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении процессов и явлений реального мира.
План работы творческой лаборатории исследований 11а класса:
- Рабочее совещание. Задание на следующий день исследований.
- Исторические сведения.
- Защита проектов.
- Творческий поиск.
- Подведение итогов работы.
II. Этап актуализации опорных знаний учащихся.
(Рабочее совещание.)
Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этапа:
- проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и оперативности, умения использовать их на практике;
- рецензирование ответов, направленное на указание положительных и отрицательных сторон в знаниях;
- активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся.
Учитель:
1. В чём заключается механический смысл производной?
Ответ. Производная функции у = f(х), в точке х0, выражает
скорость изменения функции в этой точке.
2. Если функция задана законом прямолинейного движения S = S(t), то S · (t) –
?
Ответ. Скорость движения в момент времени t v(t) = S · (t).
3. Вторая производная от закона движения?
Ответ. Скорость изменения скорости этого движения, т.е. ускорение а(t) =
v · (t) = S · (t).
4. В чем заключается геометрический смысл производной?
Ответ. Значение производной f '(x) при данном значении аргумента x равно
тангенсу угла, образованного с положительным направлением оси Ox
касательной к графику функции f(x) в точке M(x, f(x)). k = tga
= f '(x0).
5. На рисунках изображены графики функций и касательные к ним в точке а.
Укажите функцию, производная которой в точке а равна 1.
Ответ. 3.
1) | 2) |
3) | 4) |
6. Найти мгновенную скорость и ускорение точки в момент времени t = 1, если х (t) = t3 – 2t2 + 5 (-1 и 2).
7. Как называется операция нахождения производной функции?
Ответ. Дифференцированием. С физической точки зрения дифференцирование – определение скорости изменения переменной величины. Производная, таким образом, играет роль скорости изменения зависимой переменной y по отношению к изменению независимой переменной х. Последняя не обязана иметь физический смысл времени.)
Выясняем формулы из физики, где используется производная.
- υ(t) = х'(t) – скорость.
- a(t) = υ'(t) – ускорение.
- I(t) = q'(t) – сила тока.
- с(t) = Q'(t) – теплоемкость.
- d(l) = m'(l) – линейная плотность.
- K(t) = l'(t) – коэффициент линейного расширения.
- ω(t) = φ'(t) – угловая скорость.
- e(t) = ω'(t) – угловое ускорение.
Чтобы охарактеризовать скорость совершения работы, вводят понятие мощности.
- N(t) = A'(t) – мощность.
- F(x)= A'(x) – Сила есть производная работы по перемещению.
- Е = Ф'(t) – ЭДС индукции.
- F = р'(t) – 2 закон Ньютона.
III. Этап проверки домашнего задания.
Применение производной для решения задач по физике.
А) Исторические сведения.
Дифференциальное исчисление было создано Ньютоном и Лейбницем в конце 17 столетия на основе двух задач:
- О разыскании касательной к произвольной линии.
- О разыскании скорости при произвольном законе движения.
Еще раньше понятие производной встречалось в работах итальянского математика Тартальи (около 1500-1557 гг.) – здесь появилась касательная в ходе изучения вопроса об угле наклона орудия, при котором обеспечивается наибольшая дальность полета снаряда.
В 17 веке на основе учения Г.Галилея о движении активно развивалась кинематическая концепция производной. Различные изложения стали встречаться в работах у Декарта, французского математика Роберваля, английского ученого Л. Грегори. Большой вклад в изучение дифференциального исчисления внесли Лопиталь, Бернулли, Лагранж, Эйлер, Гаусс. В 17 веке перед естествознанием возникла проблема – найти законы движения и установить законы механики. Для этого аппарат математики постоянных величин был недостаточным. Два ученых независимо друг от друга: английский физик, механик, астроном и математик И.Ньютон и немецкий математик, физик, философ Г. Лейбниц, создали дифференциальное и интегральное исчисления, которые стали могучим средством решения многих задач. Концепции у ученых были разными. Лейбниц развивал чистый анализ, Ньютон же рассматривал математику , или как тогда говорили, геометрию, как способ для физических исследований.
2 учащихся оформляют на доске задачи 1, 2.
Б) Защита проектов.
Задача 1. Тело массой 4 кг движется прямолинейно по закону х(t) = t2 + t + 1. Какова кинетическая энергия тела в конце третьей секунды движения после начала движения и сила, действующая на тело?
Дано:
m = 4 кг
х(t) = t2 + t + 1
t = 3 с
Wк – ? F – ?
Решение: Скорость есть функция времени, поэтому
= х'(t)
= 2t +
1
(3) = 7
м/с
В физике скорость изменения скорости называется ускорением.
a(t) = '(t)
a(t) = 2м/с2
W =
W = 98 Дж
F = ma
F = 8 Н
Ответ: 98 Дж; 8 Н.
Задача 2. Концентрация некоторого вещества в крови человека вследствие его выведения из организма изменяется по закону: n(t) = 2e-0,05t. Как изменяется скорость выведения вещества из организма с течением времени? Какой смысл имеет знак скорости?
Дано:
n(t) = 2e-0,05t
n'(t) – ?
Решение: n'(t) = (2e-0,05t)' = 2 (e-0,05t)' · (- 0,05t)' = 2e-0,05t · (- 0,05) = -0,1e-0,05t.
Ответ: -0,1e-0,05t; знак (-) означает убывание концентрации вещества с течением времени.
Задача 3. Теплоемкость воды при t = 100оС равна 1,013. Количество теплоты, необходимое для нагревания 1 кг воды от 0оС до tоС, определяется формулой Q = t + 2 × 10-5t2 + 3a × 10-7t3. Найдите значение параметра а.
Задача 4. Напряжение на конденсаторе ёмкостью C = 0,5 мкФ изменяется по закону: u = 10sin (100t). Найти как изменяется со временем сила тока через конденсатор.
I = q'= C dU/dt =CU·100cos 100 t = 5·10-7 ·10·100·3,14· cos (100 t) = 1,57 cos (100 t) мА.
Задача 5. Заряд на пластинах конденсатора колебательного контура с течением времени изменяется по закону: q = 10-6sin104t. Записать уравнение зависимости силы тока от времени.
Дано:
q = 10-6sin104
t
I(t) – ?
Решение:
I(t) = q'(t) = 10-6· 104 cos104 t = 10-2 cos104t.
Ответ: 10-2.
Решение проблемных поисковых задач.
1.С какой силой давит на землю кобра длиной L и массой M, когда она, готовясь к прыжку, поднимается вертикально вверх с постоянной скоростью v? Применим 2-й закон Ньютона к движению змеи в целом. Сила N – сила реакции земли, равная по величине искомой силе давления змеи на землю, а импульс р = тv, т = уh — масса поднимающегося вертикального участка змеи высотой h, у = М/L, – заданная постоянная скорость подъёма. Соответственно N = Мg + dp/dt = Мg + у dh/dt v =Mg + yv2 =M(g+ v2/L).
IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Примеры применения производной. Творческий поиск.
Рассказ учителя.
В наши дни без дифференциального исчисления невозможно не только рассчитать работу железнодорожного транспорта, космические траектории, бег океанской волны и закономерности развития циклона, но и экономично управлять производством, распределением ресурсов, организацией технологических процессов, прогнозировать течение или изменение численности различных и взаимосвязанных в природе видов животных и растений, потому что все это – динамические процессы.
Рассказ ученика.
Пароход "Челюскин" в феврале 1934 года успешно прошел весь северный морской путь, но в Беринговом проливе оказался зажатым во льдах. Льды унесли "Челюскин" на север и раздавили.
Вот описание катастрофы: "Крепкий металл корпуса поддался не сразу, – сообщал по радио начальник экспедиции О.Ю. Шмидт. – Видно было, как льдина вдавливается в борт, и как над ней листы обшивки пучатся, изгибаясь наружу. Лед продолжал медленное, но неотразимое наступление. Вспученные железные листы обшивки корпуса разорвались по шву. С треском летели заклепки. В одно мгновение левый борт парохода был оторван от носового трюма до кормового конца палубы…"
- Почему произошла катастрофа?
Сила Р давления льда (рис. на доске – плакат) разлагается на две: F и R. R – перпендикулярна к борту, F – направлена по касательной. Угол между P и R – a – угол наклона борта к вертикали. Q – сила трения льда о борт. Q = 0,2 R (0,2 – коэффициент трения). Если Q < F, то F увлекает напирающий лед под воду, лед не причиняет вреда, если Q > F, то трение мешает скольжению льдины, и лед может смять и продавить борт. 0,2R < R tg a , tg a > 0,2Q < F, если a > 110. Наклон бортов корабля к вертикали под углом a > 110 обеспечивает безопасное плавание во льдах.
(В это время на компьютере заставка – рисунок № 1).
V. Обсуждая успехи своего ученика, учитель так отозвался о нем: "Он очень мало знает, но у него положительная производная".
Учитель хотел сказать, что скорость приращения знаний у ученика положительная, а это есть залог того, что знания возрастут.
- Что означают эти кривые роста знаний?
IV. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению основные требования к домашнему заданию.
- Домашнее задание может быть ориентировано на 2-3 группы учащихся: слабые + средние и средние + сильные, сильные.
- Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных:
Формализованный конспект. Тема: «Производная в физике, технике, природе» (ФИО.) (Дата.) |
(оценка) |
||||
Производная | Область применения | Выводы, обобщения | |||
Физика | Техника, практика | Природа | |||
Теория | Эксперимент | ||||
Первая | |||||
Вторая |
Разноуровневое домашнее задание.
На «5».
Задача 1. Из пункта А по двум лучам, угол между которыми 60о, движутся два тела: первое – равномерно со V = 5 км/ч, второе – по закону S(t) = 2t2 + t. С какой скоростью они удалятся друг от друга? (S – измеряется в километрах, t – в секундах.)
Задача 2. Точка движется по – прямой так, что ее скорость в момент времени t равна V(t) = t2 – t + 1. известно, что в начальный момент времени t = 0 точка имеет координату (-1). Найти координату и ускорение точки в момент времени t.
На «4».
Задача 1. По прямой движутся две материальные точки по законам x1(t) = 4t2 – 5 и x2(t) = t4. В каком промежутке времени скорость первой точки больше скорости второй точки?
Задача 2. Тело массой 3 кг движется прямолинейно по закону x(t) = 2t2 + t + 5, координата x измеряется в сантиметрах, время t – в секундах. Найти кинетическую энергию Е тела через 3 сек. после начала движения.
На «3».
Задача 1. Материальная точка движется прямолинейно по закону x(t) = t2 – 4t + 3. Выведите формулу для вычисления скорости движения в любой момент времени t.
Задача 2. Точка движется по закону x(t) = t3 + 1. Найти ускорение в момент времени t = 1c
Литература:
- А.Н. Колмогоров, Алгебра и начала анализа 10-11кл.
- Н-М журнал, физика в школе №4, 2009г.
- Приложение к газете Первое сентября, 2008. «Производная в физике и технике».