Цель: воспитывать интерес к диким животным, к их образу жизни в природе. Закрепить знания о них.
Задачи:
- закрепить знания о диком животном - медведе;
- продолжить работу по обогащению лексики;
- учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной и выразительной интонацией;
- продолжить формировать навыки выразительного чтения стихов, учить их наизусть;
- упражнять в образовании родственных слов;
- закрепление навыков звуко - слогового анализа слов;
- развивать память, мышление, воображение.
Ход занятия
Организационный момент:
Презентация 1. Слайд №1
Логопед:
Прозвенел звонок для нас
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнём урок, друзья. [5]
Артикуляционная гимнастика.
Презентация 1. Слайд №2
Логопед: - Ребята, я вам сейчас буду рассказывать сказку, а вы слушайте и одновременно выполняйте движения. Сказка называется "Невоспитанный мышонок" [6,7]
Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил "доброе утро" и "спокойной ночи". Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: "Как мне помириться со всеми зверями в лесу?" Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,
"Почистим зубки". Рисунок 1[3]
причесался.
"Расческа". Рисунок 2[3]
Видит, зайчик на качелях качается.
"Качели". Рисунок 3[3]
Пошел он и громко пропищал: "Доброе утро!"
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.
"Язык-силач". Рисунок 4[3]
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
"Бублик". Рисунок 5[3]
Мышонок громко закричал ей: "Доброе утро!" Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал "доброе утро" и так устал, что споткнулся и покатился с горки.
"Горка". Рисунок 6[3]
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.
"Заборчик". Рисунок 7[3]
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. "Доброе утро!" - кричит ей мышонок. "Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!" И мышонок засвистел весело, как паровозик.
"Паровозик свистит". Рисунок 8[3]
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго (по ходу сказки демонстрируются картинки - символы).
Логопед: - Вот какая поучительная и добрая сказка. Нужно всегда быть вежливым и доброжелательным, не забывать говорить "Здравствуйте" и "До свидания", "Доброе утро" и "Добрый вечер" :
Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на картинку и скажите, кого вы видите (животные)
- А на какие две группы можно разделить этих животных? (на диких и домашних)
- Где живут дикие животные?
- А где живут домашние?
- У каждого животного, как и у человека, есть свой дом. Вот сейчас мы с вами поиграем в игру "Есть у каждого свой дом"[2]. Я буду читать стихотворение, а вы должны закончить его, договаривая слова по смыслу. Презентация 1. (Слайды № 3, 4, 5, 6)
Это Шарик, умный пёс.
Шарик ночью службу нёс.
И решил поспать с утра
Ждёт собаку ::. (конура)Дятлу крикнули грачи:
Дятел, дятел, не стучи!
Я стучу не вам назло,
Белкам делаю :: (дупло)Бурый мишка, милый мой,
Спать не холодно зимой?
- Я же спал не на дороге,
Я же спал в своей ::(берлоге)Сверху пискнула синица:
- Ты куда бежишь, лисица?
Солнце село, спать пора,
Хорошо, что есть :..(нора)
Физкультминутка.
"Обезьянки"
Презентация 1. Слайд № 7
Словарная работа.
Логопед: - Посмотрите, пожалуйста, на доску. Отгадайте слово, которое здесь зашифровано[4]. Вы его сможете определить, если расположите прямоугольники в порядке увеличения количества точек в каждом из них.
- Какое слово вы составили? (медведь)
- Кто такой медведь? (это хищное дикое животное, которое живёт в лесу)
- Давайте запишем это слово в тетрадь и сделаем его анализ.
Логопед: - Молодцы! Вот сегодня, ребята, мы с вами поговорим об этом удивительном животном, узнаем о нём много интересного и поучительного.
(Просмотр презентации)
Логопед: - Вот как много интересного мы узнали о медведе.
Физкультминутка
"Медвежата".
Презентация 1. Слайд №8
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так! Вот так!
Головой своей крутили.Медвежата мёд искали,
Дружно дерево качали.
Во так! Вот так!
Дружно дерево качали.Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так! Вот так!
И из речки воду пили.А потом они плясали,
Дружно лапы поднимали.
Вот так! Вот так!
Дружно лапы поднимали.
Работа с карточками.
Логопед: - Сделайте звукобуквенный анализ каждого слова.
Медвежонок, медведица, медведушка, медведище, медвежий.
Выделение родственных слов к слову "медведь".
Логопед: - Посмотрите на доску и прочитайте слова. Найдите родственные слова к слову "медведь".
медпункт медуза медвежонок медведушка медведица мёд медленно медаль
Логопед: - Что общего в этих словах?
- А теперь выйдите и уберите лишние слова. Объясните свой выбор.
Итог урока.
Логопед: - Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, очень внимательно слушали.
- О каком же животном мы с вами говорили сегодня?
- Давайте подведём итог нашего урока, а подведём мы его, рассказав стихотворение "Лакомка - медведь"[1].
Играет летний ветер
Верхушками берёз.
Забрался на рассвете
Медведь в густой овёс.Он любит угоститься
Метёлкам овса.
Звенят над полем птицы,
Блестит в траве роса.Он спуститься в долину,
Где зверобой цветёт,
Душистую малину
Положит мишка в рот.А если мимоходом
Пчелиный мёд найдёт -
Полакомится мёдом -
Топтыгин любит мёд!Лентяй не запасает
Грибов и ягод впрок,
К зиме он нагуляет
Под шубою жирок.Забудет все тревоги,
И там где бурелом,
Уляжется в берлоге
Под сваленным стволом.
Логопед: - Молодцы! Я ставлю вам всем хорошие оценки и дарю каждому раскраску с изображением медведя, которую вы должны будете раскрасить. А на следующем занятии вы принесёте их и мы с вами увидим, кто как раскрасил.
- До свидания!
Использованная литература.
- Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?!: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2008. - 96 с. - (Знакомство с окружающим миром и развитие речи).
- Слюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-6 лет / М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2007. - 80 с.
- Репина З.А., Буйко В.И. "Уроки логопедии" / Екатеринбург: "Издательство ЛИТУР", 2000 - 208 с.
- Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2, 3 класс / М.: "Издательство Владос", 2004 - 215 с.
- https://urok.1sept.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"
- http://logoped-center.com
- http://www.logoped-sfera.ru