Класс: 6.
Тип урока: Систематизация и обобщение знаний.
Тема: Повторение изученного о глаголе.
Цель: Определить уровень ЗНУ по теме "Глагол".
Задачи:
- Систематизация и обобщение знаний о глаголе и его грамматических признаках.
- Совершенствование навыков правописания орфограмм, изученных в разделе "Глагол". Проверка ЗУН по теме с использованием тестовых заданий (пропедевтика ЕГЭ). Совершенствование навыков нормированного употребления глаголов.
- Развитие грамматического мышления школьников.
- Воспитание любви к родному языку.
Оборудование: таблица "Правописание окончаний глаголов", тесты, учебник, раздаточный дидактический материал, индивидуальные печатные тетради (Л.Ахременкова " К пятерке шаг за шагом"), карточки, проверочный квадрат, распечатка файла.
I. Орг. момент.
II. Объяснение темы, постановка целей урока.
На протяжении нашего пребывания на сайте "Глагол" мы узнавали новое об этой части речи, повторяли изученное ранее, тренировались в выполнении различных упражнений.
Сегодня путешествие по сайту подошло к концу, на этой последней странице нужно подвести некоторые итоги нашей работы. Мы закрываем сайт, но не закрываем для себя возможность обращения к его страницам.
Я напоминаю вам, ребята, что распечатка страниц файла, как всегда, перед вами.
Откройте и найдите программу посещения данной страницы.
III. Проверка домашнего задания. Пароль.
Начнем с проверки домашнего задания, ведь его правильное выполнение - это ключ к открытию страницы, т.е. наш пароль.
Дома вы работали над орфограммой "Правописание суффиксов глаголов" ( - ева, - ова, - ива, - ыва). Вам нужно было вставить пропущенную букву - гласную суффикса, выбрать из трех слов каждой строки одно, соответствующее условию. Если вы правильно выполнили данное акрозадание, то по начальным буквам выбранных слов вы узнаете свою оценку.
Карточка.
1) - ыва - | советовать, опаздывать, приветствовать. | о |
2) - ова - | рассказывать, требовать, подглядывать. | т |
3) - ова - | пропалывать, ликовать, испытывать. | л |
4) - ова- | исследовать, укладывать, проигрывать. | и |
5) - ова - | развешивать, высчитывать, чествовать. | ч |
6) - ыва - | гарантировать, нарисовать, надписывать. | н |
7) - ыва - | командовать, чувствовать, отсчитывать | о |
Это правильный пароль, страницу сайта мы открыли. В рабочих тетрадях записываем дату, тему: Закрытие сайта "Глагол".
IV. Теоретический практикум. Тест № 1.
Далее мы приступаем к процессу выполнения теста № 1.
Внимательно прочитайте вопрос. Запишите его номер. Обдумайте свой ответ и запишите его.
Самостоятельная работа учащихся.
Тест № 1 (теория).
1. Как изменяется глагол в прошедшем времени ?
А. По лицам и числам.
Б. По родам и числам.
2. Как образуются глаголы условного наклонения?
А. С помощью частицы бы (б) от глагола в форме прошедшего времени.
Б. С помощью особых личных окончаний.
3. В каком времени глагол изменяется по лицам и числам, т.е. спрягается?
А. В настоящем и будущем времени.
Б. В прошедшем времени.
4. Какие глаголы указывают на продолжительное, повторяемое действие?
А. Совершенного вида.
Б. Несовершенного вида.
5. Какое из утверждений является неверным?
А. Инфинитив имеет суффиксы - ть, - ти.
Б. Глаголы бывают одушевленными и неодушевленными.
Ключ:
- Б
- А
- А
- Б
- Б
Ключ перед вами. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. (Взаимопроверка).
V. Работа с таблицей "Правописание окончаний глаголов".
Обратимся к данным таблицы.
Скажите, какие частные орфографические правила объединяет эта схема?
Вспомним правило написания Е-И в безударных личных окончаниях глаголов.
На основе схемы - краткий рассказ ученика.
Приведите пример глагола с данным окончанием -ишь.
Прочитайте раздел "Исключения".
Объясните, почему материал, попавший в эту часть схемы, является исключением?
Подумайте, может нам следует дополнить данный материал.
(Да, назвать глаголы - исключения, относящиеся к I спряжению - брить, стелить).
VI. Составление криптограммы.
Знание данной орфограммы мы проверим в процессе работы с проверочным квадратом. Заполнив его, составим криптограмму.
В клеточки квадрата впишите только гласную Е-И, которая соответствует гласной в безударном личном окончании глагола.
1.
1) Ты участвуешь в экспедиции.
2) Ветер воет.
3) Солдат выполняет приказ.
4) Директор присутствует на собрании.
2.
1)От реки веет прохладой.
2) Ты выходишь на крыльцо.
3) Он слышит крики.
4) Она бросится на помощь.
3.
1) Мама стирает белье.
2) Мы спешим в школу.
3) Решение зависит от обстоятельств.
4) Малыш строит домик.
4.
1) Мы играем в шашки.
2) Вы заметите ошибку.
3) Матрос смотрит на горизонт.
4) Он выполнит приказ.
Какой рисунок у вас получился? (Буква Г).
е е е е е и и и е и и и е и и и
VII. Анализ текста.
Мы справились с заданием и переходим к следующему этапу - к процессу работы над текстом. Прочитаем текст.
Текст.
- Ноябрь - предзимний месяц.
- Он соединяет глубокую осень с зимой.
- Еще моросят по России затяжные дожди, но уже время от времени кружится в воздухе белый снежок.
- Снег украшает деревья, кусты по берегам рек.
- Природа замирает в ожидании зимы.
(По А. Стрижову).
Задание:
- Определите стиль текста. (Художественный).
- Озаглавьте текст.
- Объясните постановку тире в предложении № 1. Составьте схему. сущ. - сущ.
- Определите, какие средства используются для
связи предложений №1 и №2:
А. Описательный оборот.
Б. Местоимение. (+)
В. Синонимы. - Из предложения № 4 выпишите слово, в котором буква Г обозначает звук К (снег).
- Выпишите из текста глагол:
- Из предложения № 1 выпишите слово, которое образовано приставочным способом. (предзимний)
- Найдите правильное объяснение пунктуации в
предложении № 3:
А. Это предложение сложное (сложносочиненное), перед НО ставится запятая. (+)
Б. В этом предложении союз НО соединяет однородные члены, перед НО ставится запятая.
I вариант - I спряжение - (соединяет).
II вариант - II спряжение. - (моросят)
VIII. Работа по печатной тетради "К пятерке шаг за шагом".
Следующий пункт в нашем алгоритме - работа по тетради "К пятерке шаг за шагом".
Откроем занятие 26 стр. 66-67.
Упражнение № 5 - задание для юного корректора.
Прочитаем задание: найдите две орфографические ошибки.
- строка №9 гляжу
- строка № 13 расположение
IX. Работа с учебником.
Упражнение № 230 стр. 81 1 часть.
Юные корректоры справились с заданием. Мы переходим к процессу выполнения упражнения № 230 учебника практики.
- Прочитаем задание:
- Выпишите глаголы. Определите наклонение и время (если есть).
Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша! (А. Чехов)
1) Сделал бы - условное наклонение, не имеет времени и не изменяется по временам.
2) может - изъявительное наклонение, настоящее время.
3) была бы - условное наклонение, не имеет времени и не изменяется по временам.
X. Домашнее задание.
Обратите внимание на следующий элемент алгоритма - домашнее задание. Итак, подготовка к выполнению.
Упр. № 230 II часть.
Так как нас ждет путешествие по новому сайту, пароль вам пока не нужен.
Запишем домашнее задание в дневнике.
XI. Итоговый тест. Тест № 2.
В процессе выполнения теста № 2 вы проверите свои знания, умения и навыки по теме "Глагол"
Тест № 2 .
1. В каком глаголе пишется Ь ?
А. Как вам отдыхает:ся?
Б. Намаж:те царапину йодом.
В. Мне дома не сидит:ся.
2. Какие глаголы пишутся слитно с НЕ?
А. (не) навидеть, (не) домогать, (не) годовать;
Б. (не) решать, (не) закрыть, (не) плавать.
3. В каком ряду во всех словах пишется буква О?
А. заложить, растение, прикоснуться;
Б. сгорел, положение, прикосновение.
4. Найдите безличное предложение:
А. Опустело в лесу.
Б. Я хочу хорошо плавать.
В. Вода размыла берег.
5*. Даны глаголы:
- сидит
- лежит
- висит
- идет
6. Какие из них можно использовать, как сказуемое, если подлежащим будет слово платье?
А. все
Б. 2), 3)
В. все, кроме 4).
* - дополнительное задание.
Ключ:
- Б
- А
- Б
- А
- А
Перед вами ключ. Поменяйтесь тетрадями, проверьте работы друг друга (взаимопроверка).
XII. Подведение итогов.
А сейчас давайте заполним итоговый лист, подведем итоги своей работы на последней странице сайта.
Впишите свою фамилию, определите и запишите свой балл за выполнение предложенных этапов урока. Максимальный сегодня балл - 27. Но будут еще у многих из вас дополнительные баллы, которые добавлю я за активную и продуктивную работу.
Поставьте свой балл.
Подведение предварительных итогов.
Поднимите руки те, кто набрал от 24 - 27, от 20 - 23, от 16 - 19, менее 16 баллов.
- "5" - окей
- "4" - ок
- "3" - зависание
- "2" - вирус