Методическая разработка раздела образовательной программы "Химические реакции" образовательной программы "Химия"

Разделы: Химия


Презентация.

Слайд №1

Пояснительная записка.

Курс "Химия" предложенный Олегом Сергеевичем Габриеляном построен на основе концентрической концепции химического образования для основной школы. Важнейшей его особенностью, является высокий теоретический уровень присущий русской школе.

Слайд №2

Учёные представители науки, занимавшиеся развитием педагогического и химического образования.

Многие ведущие педагоги и учёные внесли огромный вклад в развитие науки и образования. Педагогическая наука значительно продвинулась вперёд, открывая новые возможности в определении роли и места учителя в учебном процессе.

Слайд №3

Одним из основных и важнейших понятий в химии, является "Химическая реакция".

Знания о химической реакции представляет собой систему которая постепенно формируется у учащихся в процессе обучении химии. На основе атомно-молекулярной теории её стали рассматривать как процесс превращения молекул одних веществ в молекулы других за счёт перегруппировки атомов. Развитие знаний о строении вещества выдвинул электронную теорию строения атома. С появлением этой теории сущность химической реакции стала рассматриваться в зависимости от изменения характера химических связей между атомами в веществе. Глубокое изучение химических реакций предполагает формирование у учащихся представления о том, что внешние явления при химическом превращении закономерно связаны с внутренней его сущностью. При реакции разрывается одни химические связи и возникают новые, и как следствие этого - одни вещества превращаются в другие.

Слайд №4

Образовательная программа "Химия" О.С. Габриеляна представлена учебно-методическим комплектом.

В него входят:

  • Программа курса "Химия" 8-11 класс для общеобразовательных школ
  • Учебники 8-11 класс
  • Рабочие тетради к учебникам
  • Контрольные и проверочные работы
  • Методические рекомендации для учителя

Слайд №5

Одним из основных и важнейших понятий в "Химии" является понятие о "Химической реакции" как форме движения материи. В процессе обучения формируется целостная картина мира.

Слайд №6

Целью обучения

в разделе "Химические реакции", является формирование личности,

  • обладающей знаниями основ химической науки как фундамента современного естествознания;
  • убеждённой в материальном единстве мира веществ и объективности химических явлений;
  • понимающей необходимость сбережения природы - основу жизни на Земле.

Слайд №7

При разработке раздела "Химические реакции" были поставлены задачи.

Образовательные

  • Формирование целостной картины мира.
  • Формирование практических умений и навыков.
  • Систематизация знаний о химических реакциях.

Развивающие

  • Развитие и совершенствование умений и навыков учебной деятельности.
  • Развитие способностей формулировать свои мировоззренческие позиции в процессе изучения темы.
  • Развитие познавательного интереса.
  • Развитие умения сравнивать, анализировать, делать выводы

Воспитательные

  • Становление и развитие нравственных и мировоззренческих устоев личности.
  • Воспитание трудолюбия, целеустремлённости и аккуратности

Слайд №8

Результатом обучения будет:

Будут знать

  • сущность химических реакций
  • классификацию химических реакций по различным признакам
  • взаимосвязь химических превращений между неорганическими и органическими веществами

Будут уметь

  • распознавать химические реакции по типам объяснять механизмы протекания химических реакций
  • решать задачи различных типов

Слайд №9

Разработка раздела "Химические реакции" представлены следующим кластером, на котором представлена последовательность работы этапов по теме "Химические реакции"

Слайд №10-11

Структура содержания тематических модулей образовательной программы представлена в виде таблиц по классам с указанием темы урока, её содержанием и деятельностью учащихся.

8 класс

Тема Содержание темы Деятельность учащихся
Физические и химические явления. Формирование понятия о физических и химических явлениях. Учатся распознавать, разделять и анализировать природные явления. Работают с раздаточным материалом. Выполняют химические опыты.
Признаки и условия протекания химических реакций. Закрепление знаний о признаках и условиях протекания химических реакций. Рассматривают признаки, по которым определяют химические реакции.
Закон сохранения массы веществ. Формулирование закона сохранения массы веществ при химических реакциях, показ его физической сущности. Знакомятся с работами М.В.Ломоносова в области химии.
Химические уравнения. Формулирование понятия "реагент" и "продукты реакции", правил подбора коэффициентов. Сравнивают схему и уравнение химической реакции. Составляют уравнение химических реакций.
Расчёты по химическим уравнениям. Получение информации о реакции из её уравнения. Формирование умения вычислять по уравнениям химических реакций. Знакомятся с алгоритмом решения расчётных задач по уравнениям химических реакций. Решают задачи по уравнениям химических реакций.
Типы химических реакций. Реакция разложения и соединения. Формирование знания о реакциях соединения и разложения. Знакомство с эндо и экзотермическими реакциями. Рассматривают сущность реакций. Знакомятся с термохимическими уравнениями и особенностями их записи.
Типы химических реакций. Реакции замещения и обмена. Формирование знания о реакциях замещения и обмена. Изучают реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции.

 

Тема Содержание темы Деятельность учащихся
Систематизация и обобщение знаний. Отработка умения составлять уравнения химических реакций и решать расчётные задачи. Рассматривание основных положений атомно-молекулярного учения и значение работ М.В.Ломоносова. Отрабатывают и закрепляют умения различать физические и химические процессы. Подготавливаются к контрольной работе. Выполняют задания различного вида.
Контроль знаний, умений, навыков. Контролирование усвоения основных понятий темы, умения решать расчётные задачи. Выполняют работу по карточкам.
Ионные уравнения реакций. Формирование понятий о реакциях ионного обмена. Объяснение отличия сокращённого ионно-молекулярного уравнения от молекулярного. Знакомятся с алгоритмом составления ионно-молекулярного уравнения реакции.
Условия протекания реакций обмена до конца в свете ТЭД. Ознакомление с реакциями, протекающими с образованием осадка, газообразного вещества, слабодиссоциирующего вещества. Закрепляют навыки написания полных и сокращённых ионно-молекулярных уравнений реакции.
Окислительно-восстановительные реакции. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях, степени окисления, окислителях и восстановителях. Учатся определять степень окисления.
Составление окислительно-восстановительных реакций. Знакомство с методом электронного баланса. Выполняют упражнения по составлению уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Реакции ионного обмена и окисл.-восстановит. реакции. Рассмотрение различий в окислительно-восстановительных реакциях ионного обмена. Упражняются в составлении уравнений реакций.

Слайд №12

9 класс

Тема Содержание темы Деятельность учащихся
Систематическое повторение реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных при изучении тем "Металлы" и "Неметаллы". Рассмотрение общих свойств классов химических элементов металлов и неметаллов. Повторяют, обобщают и развивают полученные в 8 классе основные понятия, законы и теории базового курса.

Слайд №13

10 класс

Тема Содержание темы Деятельность учащихся
Особенности изучения химических реакций в органической химии. Формирование понятия особенностей реакций для органических веществ. Ознакомление с классификацией органических реакций по характеру превращения. Анализируют различия в разной скорости протекания реакций в неорганической и органической химии, необходимость катализатора для химических реакций органических веществ.
 

Реакции замещения.

Формулирование определения "реакции замещения", как реакции, в результате которой происходит замена одного атома или группы атомов в исходной молекуле на другие атомы. Выясняют особенности реакции замещения, сравнивают с рассмотренными реакции замещения в неорганической химии (между простыми и сложными).
 

Реакции присоединения.

Формулирование понятия реакций присоединения, в которые вступают ненасыщенные соединения, их отличие от реакций присоединения в неорганической химии. Различают реакции присоединения:
  • гидрирование;
  • галогенирование;
  • гидрогалогенирование;
  • гидратации.
Реакции отщепления. Определение реакций отщепления или элиминирование. Знакомятся с отличием для реакции отщепления. Сопоставляют, что реакции отщепления являются процессами обратными реакциям присоединения.
Способы образования и разрыва ковалентной связи. Типы реакционноспособных частиц в органической химии. Ознакомление учащихся с типами реакционноспособных частиц в органической химии. Вспоминают, что для органических соединений наиболее распространённая химическая связь - это ковалентная.

Слайд №14

11 класс

Тема Содержание темы Деятельность учащихся
Реакции, идущие без изменения состава вещества. Рассмотрение сущности реакций, идущих без изменения состава. Обобщают понятия аллотропия и аллотропные видоизменения О2, О3, С, Р
Реакции, идущие с изменением состава вещества. Повторение реакций замещения, соединения, разложения, обмена в органической и неорганической химии. Рассматривают классификацию химических реакций на конкретных примерах.
Энергетика химических реакций. Формирование представления учащихся о тепловом эффекте реакции. Учатся производить расчёты по термохимическим уравнениям.
Скорость химических реакций. Определение понятия "скорость химической реакции". Рассмотрение зависимости скорости от различных факторов. Углубляют знания о факторах, влияющих на скорость реакции. Формируют умение решать задачи на химическую кинетику.
Обратимость химических реакций. Актуализирование и расширение знаний учащихся о химическом равновесии и его смещении. Углубляют знания о необратимых и обратимых реакциях. Знакомятся с понятием химического равновесия и его смещением.
Гидролиз органических и неорганических соединений. Определение понятия о реакции веществ с водой. Гидратация в органической химии. Знакомятся с обратимым и необратимым гидролизом, его практическим значением для получения спирта и мыла.
Окислительно-восстановительные реакции. Закрепление понятия "степень окисления", "окислительно-восстановительные реакции". Закрепляют умение определять степени окисления по формуле соединения. Различают процессы окисления и восстановления.

Слайд №15

Принципы отбора содержания

  • Преемственность
  • Последовательность
  • Связь обучения с практикой
  • Соответствие содержания требованиям современного образования
  • Единство содержания и методики преподавания
  • Учёт возрастных особенностей учащихся

Слайд №16

При проведении уроков использую следующие

технологии и формы организации деятельности

  • ИКТ (информационно коммуникативные технологии)
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Коммуникативные технология

Классно-урочная система

  • Урок (комбинированный, сообщения новых знаний, формирования и закрепления умений и навыков, обобщающий, контрольный )
  • домашняя работа
  • внеклассная работа
  • внеурочная работа
  • экскурсии
  • факультативы

Лекционно-семинарская система

  • лекция - практику
  • семинар - экзамены
  • зачёт - собеседование
  • консультация

Слайд №17-35:

Методы и приёмы изучения

  • Соблюдение правил техники безопасности
  • Учёт закона сохранения масс веществ при расчётах
  • Анализ и распределение природных явлений
  • Проведение тематических диктантов
  • Использование наглядных таблиц
  • Составление схем химических реакций
  • Работа со схемами реакций
  • Проведение тематических викторин
  • Систематизация знаний
  • Вопросы с деформированным ответом
  • Проведение лабораторных опытов
  • Закрепление знаний химических свойств
  • Выполнение практических заданий
  • Проведение самостоятельных работ
  • Возможность применения теоретических знаний на практике
  • Использование видеофильмов и презентаций
  • Демонстрация опытов
  • Использование знаний при решении экологических проблем

Слайд 36-38:

Результаты апробации содержания данного раздела программы представлены по каждому классу в форме аналитического отчёта по годам

Слайд 39:

Вывод:

Система работы по данному разделу - целенаправленный процесс, в результате которого учащиеся убеждаются в том, что "химическая реакция" является одной из важных форм движения материи, через которую происходят познания целостности картины мира.

Слайд №40:

Список использованной литературы для учителя.

1) Аверкиева Г.И. Загадки реакций обмена. -М: Химия в школе, 1982 г №2 стр.57

2) Брейгер Л.Н. Химия 11-й класс поурочные планы. -Волгоград: Учитель, 1997 г

3) Габриелян О. С. Химия 8-9/ методическое пособие. -М: Дрофа, 2001 г.

4) Габриелян О. С., Рунов Н. Н. Химический эксперимент в школе. -М: Дрофа, 2000 г.

5) Городова Н.М. Сборник тестовых заданий по химии для 8-9 классов. -М: Наука, 1998 г

6) Денисова В.Г. Мастер- класс учителя химии 8-11 класс. -М: Глобус, 2010 г

7) Кирюшин Д.М. Методы обучения в средней школе. -М: Просвещение, 1991 г.

8) Крицман В.А. Д.И. Менделеев о химических реакциях. -М: Химия в школе, 1984 г №3 С.16

9) Маршанова Г.Л. Сборник задач по органической химии. -М: Издат-школа, 2005 г.

10) Маршанова Г.Л. 500 задач по химии 8-11 классы. -М: Издат-школа, 2000 г

11) Пасечник Б.Н. Развитие самостоятельности и творческих способностей учащихся при изучении химии. -М: Химия в школе 1986 №1 С.55

12) Плетнер Ю.В., Полосин В.С. Практикум по методике обучения химии. -М: Просвещение, 1998 г.

13) Радецкий А.М., Курьянова Т.Н. Дидактический материал по общей химии для 11 класса./ Пособие для учителя. -М: Просвещение, 2001 г

14) Савич Г.З. Формирование понятий о химической реакции. -М: Просвещение, 1991 г.

15) Чертков И.Н. Обучение химии в 10-м классе ( в двух частях). -М: Просвещение, 1992 г

16) Эмануэль Н.М. Химическая кинетика. -М: Знание, 1991 г.

Слайд №41:

Источники информации для учащихся.

1) Авербух А.Я., Богушевская К.К. Из чего, как и что получается. -Л: Лениздат, 1967 г.

2) Бальян В. Чудесные превращения". -Л: Лениздат, 1979 г.

3) Галичкина О.В. Занимательня химия на уроках 8-11 классов. -Волгоград: Учитель, 2007 г

4) Гладков К.А. Атом от А до Я. -М: Атомиздат, 1966 г

5) Егоркин В.Ф., Кирюшин Д.М., Полосин В.С. Внеклассные занятия по химии. -М: Просвещение, 1965 г.

6) Лукашёв К.И. Атомы и наша планета. -М: Знание, 1995 г.

7) Марголис Л.Я. Волшебная палочка химии. -М: Наука, 1998 г.

8) Минченко Е.Е. Зазнобина Л. С. Химия 8

9) Николаев Л.А. Катализ и катализаторы. -М: Учпедгиз, 1961 г.

10) Паринин В.П., Казакова З.С. Палитра химии -М: Наука, 1985 г.

11) Перельман А.И. Атомы в природе. -М: Наука, 1997 г.

12) Регель Дж. Энергия, Жизнь и Организм, -М: Мир, 1985 г.

13) Розен Б.Я. Тайны невидимого мира. -М: Знание, 1996 г.

14) Шпаусус З. Путешествие в мир химии. -М: Просвещение, 1985 г.

15) Энциклопедия для детей Химия. -М: Аванта, 2000 г.