Безударные гласные в приставках. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Обобщить знания учащихся об орфограммах корня.
  • Развивать умения распознавать безударные гласные в приставках.
  • Познакомить со способом проверки безударных гласных в приставках.
  • Развивать мышление, внимание.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, тетрадь по чистописанию, карточки для самостоятельной работы по теме "Приставки и предлоги", смайлики для рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент

А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку "пять".

II. Актуализация знаний

  1. О какой части слова говорили на прошлом уроке?
  2. Что такое приставка?
  3. Для чего она служит?
  4. Как отличить приставку от предлога?

У: Сейчас мы проведём самостоятельную работу и проверим, как вы научились отличать приставку от предлога.

III. Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной проблемы.

У: Теперь выполним задание, которое поможет узнать тему сегодняшнего урока. Некоторые ученики получили карточки со словами и должны определить, какая орфограмма в корне есть в этом слове. Прикрепить карточку на доску в нужный столбик. (Детям предлагаются слова: морской, честный, свистнул, травинка, листок, младший, ветка, лёгкий, радостно, походы).

У: Какое слово вызвало затруднение?

Д: Походы

У: Почему?

Д: Потому что в этом слове есть орфограмма, но находится она не в корне.

У: Сформулируйте тему урока.

Д: Безударная гласная в приставках.

У: Как вы думаете, что по этой теме нам нужно узнать? На какие вопросы ответить?

Д: Можно ли проверить безударные гласные в приставках?

(Этот вопрос фиксируется на доске, как проблемный)

Физкультминутка

IV. Поиск решения проблемы. Наблюдение над безударными гласными в приставках и корнях слов.

У: Чтобы ответить на наш вопрос, выполним упражнения.

(упр. 147, с 103)

У: В каких частях слова находится безударная гласная?

Д: В корне, в приставке.

У: Какой можно сделать вывод?

Д: Безударные гласные могут находиться не только в корне, но и в приставке. Безударные гласные в корне можно проверить.

У: А как же быть с безударными гласными в приставках?

(Предположения детей)

У: Проверим ваши предположения. Выполним упражнение 148, с 103

(выполняется под руководством учителя)

У: Что общего между приставками под ударением и без ударения? Какой вывод можете сделать?

Д: Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково.

У: Проверим наши предположения, прочитаем правило.

Работа над правилом

  1. Прочитай правило.
  2. Какие приставки с гласной о запомнили?
  3. В каких приставках пишется буква а ?

У: Вернёмся к вопросу, который у нас возник в начале урока: "Можно ли проверить безударные гласные в приставках?"

Д: Можно. В качестве проверочных нужно использовать слова, где гласные звуки в приставках находятся под ударением.

На доску учитель прикрепляет слова-помощники:

V. Итог урока и рефлексия

У:

  1. Чему был посвящён сегодняшний урок?
  2. Приведите примеры слов с приставками.
  3. Какое личное достижение сегодняшнего урока вы бы отметили?

У: У вас на партах лежат смайлики, прикрепите их на доску:

У: Спасибо за урок