Цели:
- Обобщить знания учащихся об орфограммах корня.
- Развивать умения распознавать безударные гласные в приставках.
- Познакомить со способом проверки безударных гласных в приставках.
- Развивать мышление, внимание.
- Воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, тетрадь по чистописанию, карточки для самостоятельной работы по теме "Приставки и предлоги", смайлики для рефлексии.
Ход урока
I. Организационный момент
А сейчас проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку "пять".
II. Актуализация знаний
- О какой части слова говорили на прошлом уроке?
- Что такое приставка?
- Для чего она служит?
- Как отличить приставку от предлога?
У: Сейчас мы проведём самостоятельную работу и проверим, как вы научились отличать приставку от предлога.
III. Формулирование темы и цели урока. Постановка учебной проблемы.
У: Теперь выполним задание, которое поможет узнать тему сегодняшнего урока. Некоторые ученики получили карточки со словами и должны определить, какая орфограмма в корне есть в этом слове. Прикрепить карточку на доску в нужный столбик. (Детям предлагаются слова: морской, честный, свистнул, травинка, листок, младший, ветка, лёгкий, радостно, походы).
У: Какое слово вызвало затруднение?
Д: Походы
У: Почему?
Д: Потому что в этом слове есть орфограмма, но находится она не в корне.
У: Сформулируйте тему урока.
Д: Безударная гласная в приставках.
У: Как вы думаете, что по этой теме нам нужно узнать? На какие вопросы ответить?
Д: Можно ли проверить безударные гласные в приставках?
(Этот вопрос фиксируется на доске, как проблемный)
Физкультминутка
IV. Поиск решения проблемы. Наблюдение над безударными гласными в приставках и корнях слов.
У: Чтобы ответить на наш вопрос, выполним упражнения.
(упр. 147, с 103)
У: В каких частях слова находится безударная гласная?
Д: В корне, в приставке.
У: Какой можно сделать вывод?
Д: Безударные гласные могут находиться не только в корне, но и в приставке. Безударные гласные в корне можно проверить.
У: А как же быть с безударными гласными в приставках?
(Предположения детей)
У: Проверим ваши предположения. Выполним упражнение 148, с 103
(выполняется под руководством учителя)
У: Что общего между приставками под ударением и без ударения? Какой вывод можете сделать?
Д: Гласные в приставках под ударением и без ударения пишутся одинаково.
У: Проверим наши предположения, прочитаем правило.
Работа над правилом
- Прочитай правило.
- Какие приставки с гласной о запомнили?
- В каких приставках пишется буква а ?
У: Вернёмся к вопросу, который у нас возник в начале урока: "Можно ли проверить безударные гласные в приставках?"
Д: Можно. В качестве проверочных нужно использовать слова, где гласные звуки в приставках находятся под ударением.
На доску учитель прикрепляет слова-помощники:
V. Итог урока и рефлексия
У:
- Чему был посвящён сегодняшний урок?
- Приведите примеры слов с приставками.
- Какое личное достижение сегодняшнего урока вы бы отметили?
У: У вас на партах лежат смайлики, прикрепите их на доску:
У: Спасибо за урок