Урок природоведения "Пищевые отношения в природе". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока:

  • Пробудить интерес учащихся к познанию взаимосвязей в природе, углубить представления детей о пищевых отношениях между организмами. Дать представление о последовательности передачи энергии через трофические уровни. Ввести понятие "экологическая пирамида".
  • Используя сформированные у старших школьников умения, практический опыт и знания, через культурное общение, товарищеские контакты, передавать их младшим детям.
  • Продолжать воспитание по формированию экологического мировоззрения в процессе изучения темы.

Оборудование и наглядности:

1. Плакат "Холмистая равнина"

2. Опорные схемы "Луговая цепь".

3. Модели: "Трофические уровни", "Биоценоз леса", "Биоценоз луга";

4. Детская игрушка - пирамидка;

5. Салфетки с печеньем;

6. Раздаточные материалы: бумажные градусники с терминами, картинка с обитателями луга, клей и кисточки и т. д.;

7. Магнитофон, запись музыкального ряда "Волшебный цветок";

8. Элементы костюмов для театрализованного представления "Кто самый важный на лугу?".

Ход и основное содержание урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня ребята у нас будет необычный урок, вы ведь хотите узнать, почему я пригласила 3 класс и 4 класс вместе. Секрет очень прост, я хочу пригласить всех вас сегодня в поход. Мы с вами много уже путешествовали, а сегодня давайте пройдёмся пешком по родным окрестностям нашего Игрима. Вместе нам будет интересно играть, общаться друг с другом и узнавать что-то новое.

2. Работа с экологическими терминами.

Прежде чем мы определим наш маршрут (место, куда мы отправимся) мне надо знать ваше самочувствие. Все ли вы здоровы? А для этого я раздам вам "градусники", на них написаны термины, которые вы должны объяснить. (3 класс - биоценоз, особь, среда, растительноядные, плотоядные, всеядные, насекомоядные и т. д. ; 4класс - биосфера, экосистема, оптимальные условия, абиотический фактор, гидробионты и т. д. ).

Приём "по кругу", дети по цепочке быстро отвечают.

Теперь я знаю состояние вашего здоровья, его можно оценить в баллах (оценка знаний детей за термины). И главное, что мы теперь знаем, кому из вас какую помощь оказать в походе.

3. Эвристическая беседа.

Показываю детям модели "Биоценоз луга" и "Биоценоз леса", прошу сравнить, дать определение луга. Затем спросить где чаще дети бывали в походах. Обычно мы бываем в лесах, а сегодня я хочу отправиться с вами на луг - красивый, разнотравный, вот, например такой

Приложение,

"Холмистая равнина" и на ней очень хорошо просматривается разнотравный луг).

Театрализованный спектакль "Кто самый важный на лугу?"

Сначала показываю детям животных луга и леса

Приложение разнообразие животных луга - парад картинок.

И напоминаю, что луг - это природное сообщество, хранящее множество тайн.

Луг-это природное сообщество (экосистема), в котором "всё связано со всем".

Нет лишних.

Все друг другу нужны. Все живут сообща.

Звучит мелодия, и учащиеся 4 класса показывают спектакль 3 классу. (На лугу спорят травка, мышка и лисица).

Травка: Я самая важная на лугу, меня надо выбирать.

Мышка (пищит): Не правда, я самый первый кандидат.

Лиса: Ну, уж нет, выиграю этот конкурс я.

(выходит девочка)

Девочка: Что здесь происходит? Кто и что собирается выбирать?

Лиса: Мы устраиваем конкурс, чтобы выяснить, кто же самый главный на нашем лугу. Несомненно, самая красивая претендентка - я. В моей великолепной рыжей шубке, да в движении я неотразима, а в лапах моих вся власть (показывает лапки и рычит).

Девочка: Да, ты красива, да ещё и бегунья великолепная! (выходит мышка)

Мышка: Самая важная - я, я ведь ем много семян, из которых выросла бы сорная трава. А знаете ли вы, сколько моих родственников живёт на лугу? Сотни! А может даже тысячи! Они все проголосуют за меня, и я буду победительницей.

Девочка: да, ты права мышка, вас мышей здесь много. Я совсем сбита с толку, как же мы определим, кто самый главный? Ведь не может быть хорошего луга без травы и на хорошем лугу всегда много мышей, а значит, есть и лисы, которые за ними охотятся.

Лиса: Вот, вот, видишь, насколько я важна? Если бы я не ловила мышей, их развелось бы столько, что ты стояла бы по колено в мышах.

Девочка: О, это было бы страшно!

Давайте сделаем так: пусть все претенденты на звание главного скажут, по одному предложению объясняя свою важность.

(вдруг появляется солнышко)

Солнышко: О - дорогие! Здравствуйте!

Девочка: Привет, Солнышко! Мы забыли включить тебя в наш конкурс, ты уж прости нас.

Солнце: да ладно, я только хочу, чтобы ребята подумали, какую роль я играю в жизни луга, (диалог - 3 класс)

Да, я дарю всем тепло и свет. Без меня не росла бы трава, поэтому мышкам нечего было бы, есть и негде было бы прятаться. Не было бы мышей - голодали бы лисы. Чтобы луг был хорошим, всем нам надо прикладывать много усилий.

До свиданья друзья! В подарок я дарю вам свою энергию - печенье, а вы подумайте - кто же кому нужен?

(дети говорят, что травка нужна мышке, мышка нужна лисице, а учитель на доске из магнитных карточек составляет цепь питания)

Ребята, посмотрите внимательно на это последовательное соединение и учащиеся 4 класса должны вспомнить, как оно называется, и дать определение.

Ответы детей: Пищевая цепь - это последовательное взаимодействие, при котором каждый последующий съедает предыдущего при передаче вещества и энергии.

Приложение,

А чтобы вы ребята поняли, лучше как это происходит, в природе, солнышко и подарило вам печенье.

5. Игра "Пищевая цепочка".

На лугу растет, очень много травянистых растений и печенье первыми получат те ребята, которые их правильно назовут(3 класс закрепляет материал по теме предыдущего урока "Что растет на лугу"? Кто живет на лугу). Презентация №4, рисунки-эмблемки: пастушья сумка, тимофеевка, одуванчик, мятлик, клевер, подорожник, клубника, лютик едкий и т. д. (детям правильно ответившим раздаются по 2 печеньки). Это солнышко подарило вам свою энергию.

На лугу у нас есть еще мышки (все кроме лисички, оставшиеся, получают эмблему мышки). Мышкам чтобы жить, надо питаться, им нужны семена растений. Энергия от растений переходит растительноядным, но мышки забирают энергию у двух растений (по 1 печенью каждое растение отдает мышкам - у мышек тоже стало 2 печенья). Лисичка к нам сегодня пришла одна поохотиться, ей тоже надо жить - двигаться, дышать и она поймала мышек, (мышки отдают по 1 печенью лисичке). Лисичке много мышек надо чтобы восстановить свою энергию. Вот мы и узнали одну из тайн нашего луга, давайте теперь отдохнем.

6. Физкультминутка "Прыгайте кузнечики"

(выходит заранее подготовленный мальчик в костюме кузнечика).

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,
Прыг - скок, прыг - скок,
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем (тишь - тишь)
Тише, тише - высоко,
Прыгай на носках легко.

7. Работа у доски.

Кузнечик живет на лугу и тоже питается травкой, а кто же может поймать кузнечика?

Давайте сделаем из магнитных карточек пищевую цепь с кузнечиком. Подумайте, а кто на лугу может съесть еще мышку?

Трава - кузнечик - синичка - лисичка. Трава - мышка - сова.

Составляют пищевую сеть и даем определение.

8. Работа в тетрадях.

На доске с одной стороны размещается материал для 3 класса, с другой для 4 класса.

Чтобы нам не забыть тайн нашего луга, давайте запишем тему урока и определения.

Запись на уроке.

3 класс

Биоценоз луга. Пищевые цепи.

Пищевые цепь - это последовательное взаимодействие, при котором каждый последующий съедает предыдущего при передаче вещества и энергии.

4 класс

Пищевые отношения в Природе.

Пищевая цепь - это пищевое взаимодействие, состоящее из двух и более пищевых цепей, каждая из которых является отдельным каналом, по которому передается вещество и энергия.

9. Моделирование пирамиды пищевых отношений в природе.

Давайте, еще раз обратим внимание на то, кого же должно быть больше, а кого меньше, чтобы никто у нас не умер с голода? (ответы детей)

Для выяснения объема пищевых потребностей каждого, давайте построим пирамиду, Я попрошу всех, у кого эмблемки травки, взять с лотка зеленые кубики; у кого эмблемки мышки - серые, а лисице - оранжевый кубик. "Травинки" из кубиков на демонстрационном столе составляют первый уровень. Сверху поставим серые кубики мышек, а затем свой кубик поставит лисица.

Чтобы кубики стояли прочно, каким должно быть основание? (Оно должно быть больше второго уровня, а второй уровень, больше третьего.) Строится экологическая пирамида и дается объяснение об устойчивости пирамиды, для лучшего восприятия детьми понятия "экологическая пирамида" продемонстрируем детскую пирамидку (игрушку).

Вопрос детям: Как на нашем лугу соблюдается правило пищевой пирамиды? (ответы детей)

Если бы у нас были волшебные весы, и мы смогли бы взвесить всю траву на нашей планете, всех растительноядных и всех плотоядных, то травы, конечно же, было бы больше, чем хищников.

Такое соотношение ученые и назвали "Правило экологической пирамиды".

10. Практическая работа по закреплению нового материала.

Рассматриваем модели "Экологических пирамид", затем 3 классу раздаются цветные заготовки, и они наклеивают их в тетради, сравнивая с большими моделями; 4 класс записывает расшифровку понятия "Экологическая пирамида"

"Экологическая пирамида" - это модельное соотношение между пищевыми уровнями (растениями и животными основанное на пищевых отношениях). Четвероклассники по трафаретке рисуют экологическую пирамиду и подписывают ее.

Пока дети делают практическую работу, включаю фонограмму "Волшебный цветок". Пора ребята собираться нам домой, путешествие - поход был долгим.

11. Домашнее задание (задание запишите в дневнике).

Домашнее задание 3 класс: выучить определение "цепь питания", составить пищевую цепь (задание выполняется с условием - проявить творчество).

Домашнее задание 4 класс: выучить определение "пищевая сеть", "экологическая пирамида", составить пищевую сеть (задание выполняется с условием - проявить творчество).

Ребята, возвращаясь, домой, давайте поговорим о том, что же нового вы узнали, побывав в походе?

12. Итог урока. Учащиеся делают самооценку, выводы по уроку и оформляют разноцветную полянку "Понравился ли урок?"

13. Дополнительная информация.

А знаете ли вы ребята, что хищников тоже надо охранять. Вот, например, сова за лето спасает тонну зерна! Хищники поедают в первую очередь больных животных, сохраняют устойчивость биоценозов. Необходимо беречь всю окружающую природу, беречь ее красоту.

ПОМНИТЕ!

Правила поведения на лугу.

1. Не рвите охапками цветы.

2. Не ловите бабочек, не разоряйте гнёзда шмелей. Без этих насекомых у многих растений не произойдет опыление - не будет плодов и семян.

3. Не уничтожайте гусениц. Большинство гусениц никакого ущерба человеку не приносят.

4. Не поджигайте на лугу сухую прошлогоднюю траву. В огне погибают подземные части многих растений, божьи коровки, шмели, гнезда птиц.

5. Бережно относитесь к живущим на лугу птицам, ящерицам, жабам. Они поддерживают экологическое равновесие луга. Если их не станет, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.

Человек! Ты царь природы!
О тебе веду я речь.
Можешь ты помочь живому,
Иль на гибель всех обречь.
Помоги траве родиться,
Белкам жить, а речкам течь.
Ты на свете самый главный.
Значит должен всех беречь!

Литература.

  1. В. А. Алексеев "300 вопросов и ответов по экологии", Ярославль, "Академия развития", 1998г. , стр. 47-48;
  2. Л. Н. Ердаков и др. "Учебное пособие-экология в картинках", "Звери у себя дома", г. Новосибирск, СОРАСХ, стр. 21;
  3. Ричард Спаржев "Энциклопедия окружающего мира", Экология, Москва, 1997г, стр. 9;
  4. А. А. Плешаков "Природоведение (1-4) - 4 класс", Москва, "Просвещение" 1998г. , стр. 132-134;
  5. А. А. Плешаков "Природоведение (1-4) - 3 класс", Москва, "Просвещение" 1998г. , стр. 152-153.