Урок окружающего мира "Население тундры и его занятия". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Проработав по системе Л.В.Занкова достаточно продолжительный промежуток времени (14 лет), пришла к выводу, что краеведческий материал дает благодатную почву для формирования у обучающихся целостного взгляда на окружающий мир и создает условия для духовно-нравственного воспитания и практической ориентации в окружающем мире, пробуждает интерес к накоплению знаний о народах, проживающих в родном крае, содействует развитию школьника. Поэтому свои уроки стараюсь строить на основе веры в учеников, в стремлении внушить им, что урок - это взаимный процесс сотрудничества и сопереживания учителя и ученика. Ведь, испытав вместе чувство успеха в поисках нового, дети проявляют желание и готовность в дальнейшем решать интересные задачи.

Краеведческий материал достаточно широко можно использовать на любом уроке, а также во внеклассной работе.

Цели урока:

  • познакомить с населением, живущим в тундре, и его основными занятиями;
  • формировать умение использовать знания о взаимосвязях компонентов в природе, сравнивать и делать выводы;
  • использовать дополнительный информационный и краеведческий материал к уроку;
  • воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному краю.

Ход урока

Организационный момент, тема и цели урока.

Учитель. Я прочитаю вам четверостишье из стихотворения известной вам саамской поэтессы Октябрины Вороновой, а вы попробуйте найти ответ на вопрос, о ком и о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?

- Долго путь нелегкий длится.
Ночь полярная глуха.
Довелось остановиться
Мне в жилище пастуха.

(Ответы детей)

Совершенно верно, мы будем говорить о тундре.

Наша цель дать ответ на вопрос, какое население в этой природной зоне проживает и чем оно занимается.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Чем знакомо вам слово "тундра"?

(Ответы учащихся. Мы живем в тундре. Есть Ловозерские тундры.)

Учитель. Давайте уточним,о чем пойдет речь? Что же такое Ловозерские тундры?

(Ответы. Горы)

Учитель. Верно, но раз они невысокие, то лучше сказать, что возвышенности у нас на Кольском полуострове носят такое название. Есть Ловозерские тундры, Хибинские тундры. Посмотрите на карте, где они расположены.

- Какой еще смысл мы вкладываем в слово "тундра"?

(Ответы: это природная зона, где мало растительности)

Учитель. Верно. Тундра - это природная зона с бедной растительностью в приполярных областях. Покажите на карте, где она расположена?

(Ученик у доски: вдоль побережья Северного Ледовитого океана тянется тундра с запада на восток).

Учитель. Что вы знаете о климате в тундре?

(Ответы детей: лето короткое, а зима длинная до 8 месяцев. Зимой не только холод, но и жестокие метели, полярная ночь. Осадков выпадает мало.

Из-за малого испарения почвы здесь заболоченные, маломощные. Для всей тундры характерна вечная мерзлота.)

Учитель. Вы верно заметили, что зимой у нас полярная ночь. Как думаете, а оказывает ли она влияние на человека, а если "да", то какое?

(Ответы детей. Постоянно темно и человеку от этого тяжело. Ему не хватает солнца, света, хочется спать, он вялый и т.п.)

Учитель. А можно ли его состояние облегчить? И как это сделать?

(Ответы детей. Можно не выключать свет. Пить витамины и есть больше овощей и фруктов. Правильно соблюдать режим дня: труд и отдых чередовать, спать достаточно. Больше двигаться.)

Учитель. Найдите в учебнике на с.178 ответ на вопрос: как облегчена жизнь населения в городах в полярную ночь?

(Ответы учащихся после чтения отрывка в учебнике)

Учитель. Вы были правы. Давайте и мы сделаем физкультминутку.

Физкультминутка. Вновь у нас физкультминутка, наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать и совсем не уставать.
Голова устала тоже, так давайте ей поможем.
Вправо, влево, раз и два. Думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.

Учитель. А теперь расскажите, какая растительность в тундре?

(Ответы детей. Много полезных растений: ягодники, кормовые, лекарственные.

Растет карликовая березка, ива, можжевельник. Низкий рост растений позволяет им пользоваться защитой от вымерзания. Это снеговой покров.

Летом они получают тепло от почвы, которая нагревается сильнее, чем воздух вокруг.)

Учитель. А животные тоже приспособились к суровым условиям тундры? А как?

(Ответы детей. У них густой мех, белая или светло-серая окраска зимой, а летом - коричневая.)

Учитель. Выполните задание. Из данных объектов природы исключите те, которые не встречаются в тундре.

Объекты ( на доске ): песец, дятел, ягель, морошка, малина, ландыш, лемминг, дуб, олень, брусника, куропатка, скворец.

Проверка работы. Какие объекты вы исключили и почему условия тундры им не подходят?

(Ответы учащихся с объяснением)

Учитель. Узнали ли вы дома, какие народы живут в тундре?

(Краткие сообщения учащихся).

Учитель. Совершенно верно вы рассказали, но некоторые из них - это коренные жители Крайнего Севера России (например: саами, ненцы, коряки, эвенки, чукчи и т.п.), а некоторые сюда переселились (например, коми).

Скажите, подстерегают ли опасности человека в тундре? Какие?

(Ответы: хищники, зимой - сильные метели)

Учитель. Условия тундры очень суровые. Как приспособились люди к тяжелым природным условиям вы узнаете поработав с учебником на с.179.

(Ответы детей. Население малочисленно. Жилище - чум. Это переносное жилище северных народов - шатер, покрытый шкурами или корой.

Одежда - малица. Это кожаная рубаха с капюшоном и рукавицами.

Обувь - меховые унты, пимы.

Транспорт - олени, сейчас используют вездеходы, снегоходы - бураны, вертолеты, а у некоторых народов - собаки.)

Учитель. Узнайте из учебника с. 178, когда используются разные виды транспорта и в связи с чем?

(Ответы учащихся)

Учитель. О ком мы сегодня ведем речь на уроке?

(Ответы: о населении, живущем в тундре)

Учитель. Подумайте и скажите, какое основное занятие населения в тундре и почему?

(Ответы учащихся. Оленеводство, так как жизнь оленеводов связана с оленями.

Это для них основной вид транспорта, дом, одежда, пища)

Учитель. Почему оленеводы вынуждены вести кочевой образ жизни?

(Ответы учащихся.Это связано с сезонностью. Олений корм ягель растет очень медленно, всего на 2 - 3 мм в год. Во время летнего выпаса оленей запасы его значительно уменьшаются. Поэтому надо знать и помнить о правилах поведения в тундре, чтобы не нанести большого вреда в окружающей среде)

Учитель. Чем еще по вашему занимается население тундры?

(Ответы учащихся. Рыболовством, охотой, народными промыслами)

Учитель. Узнайте из учебника на с.180, какую рыбу ловят в тундре и для чего?

(Ответы учащихся)

Учитель. А на кого охотятся в тундре и что должны знать охотники?

(Ответы учащихся).

Учитель. Какие народные промыслы северных народов вы знаете?

(Ответы учащихся).

Учитель. Где еще живет население тундры и чем занимается?

(Ответы учащихся: в городах, поселках, где есть школы, больницы, клубы, детские сады, магазины и т.п..)

Викторина. Приложение 1.

Итог урока.

- В тундре живут разные народы.

- Они приспособились к природным условиям.

- Основные занятия: оленеводство, рыболовство, охота, народные промыслы.

- Значительная часть населения перешла от кочевого образа жизни к оседлому.

- Развивается добыча нефти, газа, цветных металлов, угля и других полезных ископаемых.

Учитель. Мне бы хотелось подвести итог нашей работы сегодня словами саамской поэтессы Октябрины Владимировны Вороновой:

- Тундра ты, тундра, красавица моя,
Спутница, тундра, кормилица моя.

- Действительно, тундра тогда останется красивой, когда мы о ней не будем забывать, а будем бережно и разумно использовать.

Рефлексия деятельности.

- Выполнили мы поставленные задачи?

- Какие открытия вы для себя сделали?

- О чем бы вы хотели рассказать своим родителям?