Дифференцированный подход к оценке деятельности классного руководителя

Разделы: Администрирование школы, Классное руководство


В нашей школе осуществляется дифференцированная доплата классным руководителям в зависимости от объёма и качества выполненной ими работы. Инструментом для данной оценки служит специальная карта, которая была создана нами.

На основе Приказа Министерства образования и науки РФ от 3 февраля 2006 года и "Должностных обязанностей классного руководителя", принятых в школе, были выделены основные направления деятельности классного руководителя:

  • организационно-координирующие (взаимодействие классного руководителя с родителями, с работниками школы, с каждым обучающимся и коллективом класса в целом, ведение документации);
  • коммуникативные (регулирование межличностных отношений между обучающимися, установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися);
  • аналитико-прогностические (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамика их развития, определение состояния и перспектив развития коллектива класса);
  • контрольные (контроль за успеваемостью и посещаемостью учебных занятий).

На основе деятельности классного руководителя мы выделили критерии оценки деятельности классного руководителя: условия работы, деятельность и результативность. Каждый критерий был представлен набором измерительных показателей, которые составили схему (карту) анализа деятельности классного руководителя за год. Мы выделили следующие критерии: условия, деятельность классного руководителя, результаты работы, и отдельно методическая работа (по воспитанию) классного руководителя.

Под условиями в нашей карте подразумевается количество учащихся в классе и количество "трудных" ребятишек в классном коллективе.

В деятельности классного руководителя мы выделили следующие направления его деятельности: работа с документацией; работа с учащимися (куда входят мероприятия (в том числе и классные часы) по различным направлениям воспитания); диагностика воспитательного процесса; организация классного самоуправления, участие учащихся класса в школьном самоуправлении, работа с родителями, работа с учителями-предметниками, работающими в классе.

Под результатами мы выделили следующие критерии: качество обучения; посещаемость; уровень воспитанности; уровень сформированности классного коллектива; внешний вид учащихся; участие детей в классных и школьных КТД; занятость детей в отделениях дополнительного образования; отзыв общественности (в том числе и родителей) о деятельности классного руководителя.

Отдельно выделена методическая работа классного руководителя. Этот критерий был выделен нами потому, что классный руководитель (впрочем, как и любой учитель) должен постоянно развиваться и совершенствоваться.

При заполнении карты за каждый показатель выставляются баллы (2 балла, если данный вид деятельности выполнялся классным руководителем полностью и без замечаний, 1 балл - если данный вид деятельности выполнялся эпизодически, или были замечания по поводу данного вида деятельности; и 0 баллов, если данный вид деятельности классным руководителем не выполнялся совсем). Если в карте указанно другое количество баллов за какой-то вид деятельности, то чётко указываются показатели, лежащие в основе оценивания.

Ниже приводится данная карта анализа деятельности классного руководителя. В скобках возле указанных критериев будут даны соответствующие пояснения к оценке.

Критерии баллы
Условия 1. Количество детей в классе (до 10, до 20, более 20). до 3
2. Количество "трудных" детей (до 5, до 10, более 10). до 3
 

 

 

 

 

 

Д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

1. Работа с документацией.

1.1. Введение классного журнала (на основе справок зам. директора по УВР).

до 2
1.2. Введение личных дел учащихся (информация зам. директора по УВР). до 2
1.3. Работа с дневниками учащихся (информация зам. директора по ВР) до 2
1.4. Протоколы родительских собраний (наличие протоколов всех родительских собраний, проводимых в течение года). до 2
1.5. Введение журналов по технике безопасности (наличие и введение журнала) до 2
1.6. План воспитательной работы на год (информация зам. директора по ВР) до 2
2. Работа с учащимися.

2.1. Организация дежурства по классу и школе (на основе заполнения соответствующей схемы анализа, разработанной в школе)

до 2
2.2. Деятельность по сохранению учебной литературы (информация библиотекаря) до 2
2.3. Мероприятия, направленные на гражданское воспитание. 1 балл за каждое проанализированное (классным руководителем) мероприятие.
2.4. Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание.
2.5. Мероприятия, направленные на нравственное воспитание.
2.6. Мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни.
2.7. Мероприятия, направленные на трудовое воспитание.
2.8. Мероприятия, направленные на экологическое воспитание.
2.9. Мероприятия, направленные на экономическое образование.
2.10. Мероприятия, направлены на эстетическое воспитание.
2.11. Мероприятия, направленные на правовое воспитание.
2.12. Мероприятия, направленные на интеллектуальное развитие
2.13. Мероприятия по профориентации.
2.14. Проведение классных мероприятий, праздников.
2.15. Организация выездных экскурсий. 2 за каждую
2.16. Работа с учащимися во время каникул. до 2
2.17. Создание и реализация проектов различной направленности (уровень класса, школы, села, района, края, страны). 1,2,3,4,5,10
3. Диагностика воспитательного процесса.

3.1. Изучение межличностных отношений.

1 за каждое проанализированное (классным руководителем)

исследование

3.2. Изучение интересов учащихся.
3.3. Изучение мотивации учебной деятельности.
3.4. Изучение самооценки школьников.
3.5. Изучение эмоционального состояния.
3.6. Профориентационное исследование.
3.7. Анкетирование на различные темы.
4. Организация классного самоуправления.

4.1. Создание системы классного самоуправления (из анализа работы кл. руководителя).

до 2
4.2. Оформление и работа классного уголка (демонстрация) до 2
4.3. Выпуск классной газеты. Участие в выпуске школьной газеты. (информация зам. директора по ВР). до 2
4.4. Введение дневника (летописи) класса (демонстрация). до 2
5. Участие класса в органах школьного самоуправления (информация вожатой) до 2
6. Работа с родителями (из анализа работы кл. руководителя).

6.1. Беседы с родителями.

до 2
6.2. Проведение родительских собраний. до 2.
6.3. Проведение открытых уроков для родителей. до 2
6.4. Вовлечение родителей в жизнедеятельность классного коллектива. до 2
6.5. Проведение мероприятий для родителей. до 2
6.6. Посещение семей. до 2
7. Индивидуальная работа с учащимися.

7.1. Осуществление и анализ индивидуальной воспитательной работы с учащимися (информация зам. директора по ВР).

до 2
7.2. Работа с трудновоспитуемыми детьми (информация соц. педагога) до 2
7.3. Работа с одарёнными детьми (информация зам. директора по ВР) до 2
7.4. Формирование "портфолио" учащихся (демонстрация) до 2
8. Работа с учителями, работающими в данном классе, специалистами (из анализа работы кл. руководителя).

8.1. Индивидуальные беседы.

 

до 2

8.2. Посещение уроков. до 2
8.3. Привлечение специалистов для работы с классом и родителями. до 2
8.4. Проведение педагогического консилиума (малого педсовета). до 2
  8.5. Проведение совместных родительских собраний. до 2
Результаты 1. Качество обучения в классе (до 30 %, до 40 %, до 50 %, до 60 %, более 70 %) до 5
2. Количество пропусков уроков без уважительных причин (количество детей, пропускающих занятия без уважительных причин, и количество уроков) до 2
3. Уровень воспитанности учащихся по классу (средний, хороший, высокий) до 3
4. Внешний вид учащихся (соответствующий школьной форме). до 2
5. Уровень сформированности классного коллектива (средний, хороший, высокий). до 3
6. Степень вовлеченности учащихся класса в деятельность отделений дополнительного образования (до 50 %, до 75 %, до 100 %). до 3
7 Активность классного коллектива в общешкольных мероприятиях (КТД). до 2
8. Активность в КТД класса и школы каждого учащегося. до 2
9. Проведение общешкольных мероприятий (уровень проведения удовлетворительный, хороший, высокий), районных, краевых. до 9
10. Отзыв общественности (в т.ч. и родителей) о деятельности классного руководителя (удовлетворительный, хороший, отличный) 1,2,3
Методическая работа 1. Использование инноваций в воспитательной деятельности с классом (информация зам. директора по ВР). до 2
2. Участие классного руководителя в заседаниях методического объединения классных руководителей (информация зам. директора по ВР). до 2
3. Посещение и анализ воспитательных мероприятий у коллег. до 2
4. Обмен опытом с коллегами по воспитательной работе (уровень МО, школы, района, края, России). 1,2,3,4,5
5. Участие классного руководителя в профессиональных конкурсах (уровень школьный, районный, краевой, российский) до 4

Эффективность воспитательной работы классного руководителя ______ баллов

Введение данной системы оценки деятельности классного руководителя и доплаты за эту деятельность положительно сказалось на активизации деятельности классных руководителей. Результаты заполнения карты в за 2006-2007 учебный год показали, что эффективность деятельности классных руководителей повысилась. Теперь разрыв доплат находился в пределах 9 - 17 %. А в 2007-2008 учебном году доплаты осуществлялись в пределах 10 - 20 %.

Представляем вашему вниманию диаграмму деятельности наших классных руководителей за последние 3 года. Данные взяты из заполненных карт по каждому классному руководителю за 3 года. У нас школа сельская, 11 классов, параллелей нет. В диаграмме обозначены номера классов, в которых осуществляли свою деятельность классные руководители в 2007-2008 учебном году. 5 класс взял классный руководитель, который не выполнял раньше такую функцию.

Положительным моментом при использовании данной карты явилось и то, что предела роста в ней практически нет. "Зарабатывать" баллы можно постоянно, осваивая и практикуя новые виды деятельности в различных направлениях воспитания.

Но самым ценным результатом введения представленной выше карты анализа деятельности классного руководителя, на наш взгляд, явилось то, что теперь каждый классный руководитель точно знает, за что он "заработал" свои баллы. Зная это, он становится в субъективную позицию при планировании и организации воспитывающей деятельности на следующий учебный год, совершенствуя свои прежние умения и осваивая новые. Открывая для себя новые направления работы, они вынуждены заниматься самообразованием, что сразу отражается на их воспитанниках. Например, в настоящее время ряд классных руководителей осваивают метод проектов (во внеклассной деятельности) и решились (наконец-то!) участвовать в конкурсах классных руководителей различных уровней. Мы рады тому, что подтолкнули своих педагогов к построению своих траекторий самообразования и развития.