Цель урока: формирование качества толерантности.
Задачи:
- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием
- развивать коммуникативные умения детей
- развивать устную речь учащихся, обогащать их словарный запас
- формировать культуру воспитанного человека, положительные качества личности
- развивать умение пользования словарями
Оборудование:
- индивидуальный лист «Тест» (Приложение 1)
- индивидуальный рабочий лист (Приложение 2)
- история-притча (Приложение 3)
- изображение цветов (тюльпана, георгина, нарцисса, столетника, розы)
- музыкальная фонограмма
- магнитофон
- «Краткий словарь современных понятий и терминов» М. изд. «Республика», 1995
Ход занятия
I. Организационный момент «Минутка радости»
Учитель. Создадим хорошее настроение. Найдите молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
II. Сообщение темы
Учитель. Сегодня необычный урок. (слайд 1) Мы не будем заниматься математикой, чтением и т.п. Мы будем изучать…? Это вы узнаете, разгадав загадку. (слайд 2)
Утром на четырёх, днём на двух, вечером – на трёх. (Человек) Проверяем отгадку. (слайд 2-1)
Дети. Делают предположения, с помощью учителя приходят к разгадке.
Учитель. Мы будем говорить о человеке и очень важном и нужном качестве его личности.
III. Вступительная беседа
Учитель. Любой человек – это личность. Учёные считают, что личность складывается из трёх составляющих: из твоего физического тела, из твоего образа (роли) и твоего характера(души).
Что такое душа сформулировать точно никто не может уже многие сотни лет. Говорят, что душа – это великая тайна. У русского народа существует пословица – «Чужая душа – потёмки». Нелегко познать чужую душу, чужую личность, но и свою душу тоже нелегко познать.
Время то времени очень полезно вглядываться в себя: кто я? какой я? как я общаюсь с другими людьми?
Чтобы заглянуть в свою душу, мы познакомимся на уроке с новым словом.
Оно зашифровано цифрами (запись на доске). Чтобы его отгадать, вам нужно назвать положительные качества человека. Я буду помогать вам в толковании этих слов.
- проявление заботы, внимания, уход за кем-то (заботливость)
- легкое устанавливание контактов (общительность)
- мироощущение, проникнутое бодростью, верой в успех (оптимизм)
- радость от жизни, её проявлений (жизнерадостность)
- устойчивое положительное отношение к жизни (позитивизм)
- стремление сделать другому добро (доброта)
- сострадание (милосердие)
- почтительное отношение (уважение)
- готовность понять другого, помочь ему (отзывчивость)
Дети с помощью учителя называют положительные качества и расшифровывают слово.
(слайд 3)
Учитель. Это слово обозначает вид поведения, общения человека. Толерантность основывается на всех качествах, которые мы назвали, Давайте посмотрим в «Словаре современных понятий» как растолковывается это слово.
Дети. Находят определение. Толерантность – терпимость, допущение.
Учитель. Таким образом, быть толерантным – уметь ладить с другими людьми, жить в обществе без конфликтов, проявлять терпимость к чужому мнению. Давайте проверим, толерантны ли вы?
IV. Тестирование (практическая работа)
Учитель. Вам предложены 5 вопросов, на которые даны 3 варианта ответов. Вам нужно выбрать только один, совпадающий с вашим мнением. Затем мы подсчитаем количество баллов, полученных за ответы, и выясним уровень вашей толерантности.
Дети. Отвечают на вопросы теста на индивидуальных листах. (Приложение 1)
Учитель. Подсчитайте количество баллов и прочитайте вывод. Задумайтесь над ним.
V. Физкультминутка.
Учитель. Как у вас настроение? Чтобы оно стало ещё лучше, давайте порадуемся за своих одноклассников.
Дети танцуют на месте под музыкальную фонограмму. После названного имени смотрят на ребёнка и жестами, мимикой выражают ему радость.
Мы так рады за Янусю –
У неё «пятёрка» с плюсом!
Мы так радуемся с Дашей-
На тарелке много каши!
Мы так рады за Кирилла –
Видел он во сне гориллу.
А Илья – то та-ра-ра-
Песни нам поёт с утра.
Мы так рады за Алину –
Нам представила картину!
За Данилов тоже рады-
Будет чистота в тетради.
Мы так рады за Алёну –
Умная она с пелёнок!
Мы так рады за Виталю –
Он мечтает об Италии.
Мы так рады за Кристину –
Съела всю она малину!
Паша с Мишей молодцы –
Вырастили огурцы!
Мы так рады за Полину –
Полная грибов корзина!
Рады мы за весь наш класс–
Каждый- личность ведь у нас!
VI. Практическая работа (эмоциональный тренинг) (Приложение 2)
Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку, которая называется «Столетник» [2] (слайд 4) Что такое столетник?
Дети. Это – травянистое растение, домашний цветок.
Учитель демонстрирует цветок для показа детям. (слайд 4-1) По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.
– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:
- красный
- зелёный
- розовый
- коричневый
- жёлтый
В одном ботаническом саду жила красавица – роза. (слайд 4-2) Все цветы этого сада восхищались её красотой.
Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы? (слайд 5)
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
1. |
Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
2. |
Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
3. |
Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
4. |
Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
5. |
Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
6. |
Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
7. |
Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.
– Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
8. |
Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.
(По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник»)
– Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.
Учитель открывает на доске палитру цветов (слайд 6).
- красный – чувство возбуждения
- зелёный – чувство спокойствия
- розовый – чувство счастья
- коричневый – чувство угнетённости
- жёлтый – чувство уверенности
Дети. Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом. Идёт обмен мнениями в парах. Некоторые дети высказываются индивидуально.
Учитель. Быть терпимым, толерантным – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает.
VII. Работа в группах
Учитель. Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.
1 ситуация.
На перемене при игре тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?
2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Паши телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?
3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твой дневник и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?
4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?
Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы.
VIII. Итог.
Учитель. Пришло время заканчивать наш необычный урок – урок толерантности.
Вы порадовали меня своей активностью, откровенностью и желанием стать лучше. Значит, душа ваша сегодня трудилась, приобретала новые положительные качества. У Н. Заболоцкого, поэта, есть такие строчки: (слайд 7) Прочитайте их.
«Не позволяй душе лениться.
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день, и ночь. И день, и ночь»
Для семейного домашнего чтения я приготовила для вас историю-притчу. (Приложение 3)
А какой вы извлечёте из неё урок, мы обсудим на следующем классном часе.
Список использованной литературы:
- «Краткий словарь современных понятий и терминов» М., «Республика», 1995 г.
- «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде» Т.А.Соловьева, Е.И. Рогалёва М., «ВАКО», 2008 г.
- «Родительские собрания» 2 класс («Шаги к мудрости»), 1994 г.
- «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.