Урок по обучению грамоте (чтение) с использованием современных образовательных технологий

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Класс: 1–Б.

Количество уч-ся: 25 человек (11 мальчиков +14 девочек).

По соцпаспорту: 16 полных семей и 9 неполных семей, с 1 ребёнком – 13 семей, с 2 детьми – 9 семей, с 3 детьми – 3 семьи. Образование родителей: высшее – 3о и7м, средне специальное – 8о и12м, среднее – 7о, и 4 м, без образования – 1м. Социальное положение родителей: рабочие – 4о и 1м, служащие – 11о и 16м, без работы – 20 и 1м, домохозяйки – 4м, пенсионеры – 1о, ч/п – 1о и 2м. Малообеспеченных – 4 чел, больной – 1 ребёнок (эпилепсия, ЗПР), 1 второгодник.

Входной мониторинг готовности детей к школе показал 5 человек высокого уровня,13 человек среднего уровня, 5 человек низкого уровня, 2 человека – не готовы. В целом класс средних способностей, 5 человек читающих (1 – бегло, 4 – по слогам), 12 человек знают буквы, 3 человека – знают часть букв, 5 человек – не знают буквы.

Программа: “Школа 2100”, авторы : Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, по данной программе работаю 13-ый год.

Учебник: Букварь, раздел “Учим буквы – учимся читать”

Аппаратура: магнитофон, компьютер, мультимедиапроектор, экран

Активные формы обучения: групповая, работа в парах, форма сотрудничества учеников с учителем, игровая деятельность, поисковая деятельность.

Этапы работы, задачи каждого этапа, формируемые УУД (универсальные учебные действия) представлены в Приложении 1 “ПРОЕКТ МИНИ-КОНСПЕКТ УРОКА”

Урок: обучение грамоте (чтение)

Тип урока: изучение новой темы

Тема: Буква к. Звуки [к], [к,].

Цель: познакомить с буквой к, звуками [к], [к,].

Задачи: – формирование умения выделять и характеризовать звуки [к], [к,], видеть и отличать букву к от других; наблюдение за местом её использования в словах; введение понятия “парные согласные”; расширение словарного  запаса детей

– развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения,  умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать

– воспитание познавательной активности

Методическая цель: показать формирование УУД в практической деятельности учителя и детей.

Ход урока

I. Орг.момент.

Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

– Подумайте: те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихонько садитесь.

– Покажите пр. № 2 и № 6. Как правильно ученики сидят за партой.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. “Минутка вхождения в день”
  2. – Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мне. А я вам! Посмотрите на гостей. Гостям принято дарить подарки. Подарите им свои обворожительные улыбки.

    – А теперь посмотрите на меня.

    Чей взгляд самый внимательный? (…)

    – Вижу вашу готовность!

    Молодцы!

  3. Постановка учебной задачи.
  4. – Ребята, как называется страна, по которой мы путешествуем? (Букваринск)

    – Кто там живёт? (Буквы)

Слайд 1.

Букваринск.

– Мы отправляемся в путь за новой буквой!

Слайд 2.

Волшебный сундук

  1. Игровой момент (ПРИЁМ ЯРКОГО ПЯТНА)
  2. – К нам сегодня на урок

    Попал волшебный сундучок

    – Хотите волшебство? (Да)

    – Глазки дружно закрывайте

    Сундучок свой получайте.

    – Давайте скажем волшебные слова “Крибле-крабле-бумс”.

    – 3-4! (…) Ещё раз! (…)

    / волш. музыка из сказки / магнитофонная запись/

    – Откройте глазки!

    (сундук на слайде “растворяется” на глазах детей и появляется

    на столе – прикрыт платком)

    – Ой! Что это? (Сундук)

  3. Планирование. Целеполагание
  4. – Ребята, а что с ним делать будем? (предлагают открыть)

    – Ой, ребята, а вдруг оттуда джинн влетит? Не боитесь? (Нет)

    – Кто откроет? (1 чел открывает)

    – Что внутри? (Капсулы) Спасибо!

    – А вот что с ними делать, нам подскажут слова!

    Слайд 3.

    Руководство к действию:
    Капсулы внутри найдите,
    Буквы вы не подведите –
    По порядку открывайте
    И задания выполняйте.
    + 3 капсулы (жёлт -1, кр-2, син-3)

– Надо прочитать! Кто сможет? (…)

III. Изучение новой темы.

  1. Испытание 1./ Знакомство с новой буквой и соответствующими звуками
    • Инструкция.

    • Поиски буквы к: (в разных вариантах с разными картинками)

– Какие нашли, покажите, тихо садитесь!

– Куда их поместим? (в город Букв., в домик заселим и т.д)

– А пока оставим здесь!

    • Выделение звуков

– Назовите рисунки, которые видите на всех этих картинках (кот, кит, кузнечик, крокодил и т.д.)

– Я загадала две картинки. Отгадайте, какие:

Загадка 1. Живёт в доме хозяин –

Шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие

Днём спит или сказку говорит,

Ночью бродит, на охоту ходит (Кот)

Загадка 2. По воде плывёт как дом

А фонтан-то прям на нём! (Кит)

– Произнесите первые звуки в этих словах:

КОТ – [К], [К]

КИТ – [К,], [К,]

– Какие звуки мы слышим. Дайте им характеристику.

– На улице осень, наш звуковичок замёрз. Оденьте его! / шляпка, башмачки (Букварь – стр 54: все, 1чел-на доске моделирует)

    • Знакомство с буквой.

– Звуки [к], [к,] обозначаются буквой, кот называется К (ка)

Вот она!

– Из скольки карандашей её можно составить? (из трёх)

– Составьте на парте, я посмотрю!

(Составляют)

– На что похожа буква К? (…)

Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква “К”!

– Назовите слова, в которых встречается буква К. Определим её место в слове (в нач., в серед., в конце)

КАРТИНКИ (проговаривание во внешней речи)

– Посмотрите вокруг, в классе найдите слова с буквой “к” (доска, окно, сундук, проектор, компьютер)

– Молодцы! Ребята, посмотрите, а буква К нашла себе близкую подругу букву Г (учебник – стр 54) . Почему?

Произнесите [Г]– [К]

,]– [К,]

– Ничего не заметили?

(Они произносятся одинаково, но “г” – с голосом, а “к” – с шумом).

– Иногда в словах при произношении они заменяют друг друга.

Это ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

– Заселите в домик! (составим пару) 

2. Испытание 2./ Чтение слогов и слов.

    • Инструкция.

(Встают, продолжается ориентация в пространстве, находят плакат со слогами, хором читают в правой части кабинета с плаката)

– Чтобы прочитать букву “к”, достаточно произнести [к], [к,].

    • Чтение слогов хором с плаката – 3 раза

– Молодцы! А теперь ещё раз прочтём по учебнику те же самые слоги по очереди. Кто желает? (…)

    • Индивидуальное чтение слогов
    • Чтение слов – сам-но “жужжащее”

– в парах друг другу

– хором

– Найдите незнакомые слова. Объясните их лексическое значение.

// В это же время – 4 человека: составление схем этих слов на доске с молоточком (спец. игровой звучащий молоточек – для определения количества слогов и ударного слога)

КОН _____
КОРТ _____
КОРТИК _____
КАРТА _____

  • Физминутка

– Ну вот и второе испытание преодолели. Устали? Дружно встали!

(1. У Оленя дом большой…\ подвижная с увеличение темпа

2. Раз-два. Выше голова …)

3. Испытание 3./ CD-диск “Баба Яга учится читать” – выручение буквы

    • Инструкция.

img6.gif (4132 bytes)

/CD-диск “Баба Яга учится читать”/

– Муравей заблудился в кротовых коридорах, на развилке ему нужно помогать выбирать путь-букву, с которой начинается слово на картинке. 1 – я буква / учитель,  2-ая и др./ сопровождает ребёнок

– Молодцы!

– По чьим коридорам бродил муравей? (кротовым)

– Найдите в учебнике предложение про крота. Обведите его в кружок.

– В Букварик сходим? /чтение слогов с данного диска

– В Слогарик?/ прослушивание стихотворений про буквы в исполнении Бабы Яги

IV. Закрепление.

– Преодолели мы и 3–е испытание! В пути вы показали себя собранными, находчивыми. Я очень рада!

– А теперь сыграем в игру.

    • Игра “Будь внимателен, дружок!”

– Хлопните в ладоши, если услышите звуки [к], [к,].

– Автобус, дом, класс, парта, кирпич, конь, дверь река, санки, дерево, лиса, окно, волк, сундук

    • Одевание звуковичков ( на доске раздетые звуковички в разных позах)

– Как вы думаете, чему радуются звуковички? (к ним приехала новая буква)

– Собрались они на экскурсию, показать достопримечательности своего города. А одеть их некому. Оденьте звуковичков – работа у доски. (4 глас, 6 согл)

– Дорисуйте шляпки, башмачки.

V. Подведение итога.

– Сегодня мы с вами преодолели 3 разных испытания. Что нового узнали?

(1 испыт / 2 испыт / 3 испыт)

(познакомились с новой букв, учились читать, помогали выручать буквы)

– Что больше всего понравилось?

– Какое задание показалось трудным?

  • Рефлексия.

– Ребята покажите своё настроение, оцените свой труд и всё ли у вас получилось – знакомыми мордашками! Вставьте их в кармашки, покажите своё настроение, свои ощущения после урока!

Спасибо за урок!

Приложение

Презентация