Пояснительная записка
Класс: 1–Б.
Количество уч-ся: 25 человек (11 мальчиков +14 девочек).
По соцпаспорту: 16 полных семей и 9 неполных семей, с 1 ребёнком – 13 семей, с 2 детьми – 9 семей, с 3 детьми – 3 семьи. Образование родителей: высшее – 3о и7м, средне специальное – 8о и12м, среднее – 7о, и 4 м, без образования – 1м. Социальное положение родителей: рабочие – 4о и 1м, служащие – 11о и 16м, без работы – 20 и 1м, домохозяйки – 4м, пенсионеры – 1о, ч/п – 1о и 2м. Малообеспеченных – 4 чел, больной – 1 ребёнок (эпилепсия, ЗПР), 1 второгодник.
Входной мониторинг готовности детей к школе показал 5 человек высокого уровня,13 человек среднего уровня, 5 человек низкого уровня, 2 человека – не готовы. В целом класс средних способностей, 5 человек читающих (1 – бегло, 4 – по слогам), 12 человек знают буквы, 3 человека – знают часть букв, 5 человек – не знают буквы.
Программа: “Школа 2100”, авторы : Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, по данной программе работаю 13-ый год.
Учебник: Букварь, раздел “Учим буквы – учимся читать”
Аппаратура: магнитофон, компьютер, мультимедиапроектор, экран
Активные формы обучения: групповая, работа в парах, форма сотрудничества учеников с учителем, игровая деятельность, поисковая деятельность.
Этапы работы, задачи каждого этапа, формируемые УУД (универсальные учебные действия) представлены в Приложении 1 “ПРОЕКТ МИНИ-КОНСПЕКТ УРОКА”
Урок: обучение грамоте (чтение)
Тип урока: изучение новой темы
Тема: Буква к. Звуки [к], [к,].
Цель: познакомить с буквой к, звуками [к], [к,].
Задачи: – формирование умения выделять и характеризовать звуки [к], [к,], видеть и отличать букву к от других; наблюдение за местом её использования в словах; введение понятия “парные согласные”; расширение словарного запаса детей
– развитие фонематического слуха, речи, навыков слогового чтения, умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать
– воспитание познавательной активности
Методическая цель: показать формирование УУД в практической деятельности учителя и детей.
Ход урока
I. Орг.момент.
Всем! Всем! Добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
– Подумайте: те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихонько садитесь.
– Покажите пр. № 2 и № 6. Как правильно ученики сидят за партой.
II. Актуализация опорных знаний
.- “Минутка вхождения в день”
- Постановка учебной задачи.
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и мне. А я вам! Посмотрите на гостей. Гостям принято дарить подарки. Подарите им свои обворожительные улыбки.
– А теперь посмотрите на меня.
Чей взгляд самый внимательный? (…)
– Вижу вашу готовность!
Молодцы!
– Ребята, как называется страна, по которой мы путешествуем? (Букваринск)
– Кто там живёт? (Буквы)
Слайд 1. Букваринск. |
– Мы отправляемся в путь за новой буквой!
Слайд 2. Волшебный сундук |
- Игровой момент (ПРИЁМ ЯРКОГО ПЯТНА)
- Планирование. Целеполагание
– К нам сегодня на урок
Попал волшебный сундучок
– Хотите волшебство? (Да)
– Глазки дружно закрывайте
Сундучок свой получайте.
– Давайте скажем волшебные слова “Крибле-крабле-бумс”.
– 3-4! (…) Ещё раз! (…)
/ волш. музыка из сказки / магнитофонная запись/
– Откройте глазки!
(сундук на слайде “растворяется” на глазах детей и появляется
на столе – прикрыт платком)
– Ой! Что это? (Сундук)
– Ребята, а что с ним делать будем? (предлагают открыть)
– Ой, ребята, а вдруг оттуда джинн влетит? Не боитесь? (Нет)
– Кто откроет? (1 чел открывает)
– Что внутри? (Капсулы) Спасибо!
– А вот что с ними делать, нам подскажут слова!
Слайд 3. Руководство к действию: |
– Надо прочитать! Кто сможет? (…)
III. Изучение новой темы
.- Испытание 1./ Знакомство с новой буквой и соответствующими звуками
- Инструкция.
- Поиски буквы к: (в разных вариантах с разными картинками)
– Какие нашли, покажите, тихо садитесь!
– Куда их поместим? (в город Букв., в домик заселим и т.д)
– А пока оставим здесь!
- Выделение звуков
– Назовите рисунки, которые видите на всех этих картинках (кот, кит, кузнечик, крокодил и т.д.)
– Я загадала две картинки. Отгадайте, какие:
Загадка 1. Живёт в доме хозяин –
Шубка атласная, лапки бархатные, ушки чуткие
Днём спит или сказку говорит,
Ночью бродит, на охоту ходит (Кот)
Загадка 2. По воде плывёт как дом
А фонтан-то прям на нём! (Кит)
– Произнесите первые звуки в этих словах:
КОТ – [К], [К]
КИТ – [К,], [К,]
– Какие звуки мы слышим. Дайте им характеристику.
– На улице осень, наш звуковичок замёрз. Оденьте его! / шляпка, башмачки (Букварь – стр 54: все, 1чел-на доске моделирует)
– Звуки [к], [к,] обозначаются буквой, кот называется К (ка)
Вот она!
– Из скольки карандашей её можно составить? (из трёх)
– Составьте на парте, я посмотрю!
(Составляют)
– На что похожа буква К? (…)
Ай да клоун!
Знаешь, кто он?
Этот клоун –
Буква “К”!
– Назовите слова, в которых встречается буква К. Определим её место в слове (в нач., в серед., в конце)
КАРТИНКИ (проговаривание во внешней речи)
– Посмотрите вокруг, в классе найдите слова с буквой “к” (доска, окно, сундук, проектор, компьютер)
– Молодцы! Ребята, посмотрите, а буква К нашла себе близкую подругу букву Г (учебник – стр 54) . Почему?
Произнесите [Г]– [К]
[Г,]– [К,]
– Ничего не заметили?
(Они произносятся одинаково, но “г” – с голосом, а “к” – с шумом).
– Иногда в словах при произношении они заменяют друг друга.
Это ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
– Заселите в домик! (составим пару)
2. Испытание 2./ Чтение слогов и слов.
- Инструкция.
(Встают, продолжается ориентация в пространстве, находят плакат со слогами, хором читают в правой части кабинета с плаката)
– Чтобы прочитать букву “к”, достаточно произнести [к], [к,].
- Чтение слогов хором с плаката – 3 раза
– Молодцы! А теперь ещё раз прочтём по учебнику те же самые слоги по очереди. Кто желает? (…)
- Индивидуальное чтение слогов
- Чтение слов – сам-но “жужжащее”
– в парах друг другу
– хором
– Найдите незнакомые слова. Объясните их лексическое значение.
// В это же время – 4 человека: составление схем этих слов на доске с молоточком (спец. игровой звучащий молоточек – для определения количества слогов и ударного слога)
КОН _____
КОРТ _____
КОРТИК _____
КАРТА _____
- Физминутка
– Ну вот и второе испытание преодолели. Устали? Дружно встали!
(1. У Оленя дом большой…\ подвижная с увеличение темпа
2. Раз-два. Выше голова …)
3. Испытание 3./ CD-диск “Баба Яга учится читать” – выручение буквы
- Инструкция.
/CD-диск “Баба Яга учится читать”/
– Муравей заблудился в кротовых коридорах, на развилке ему нужно помогать выбирать путь-букву, с которой начинается слово на картинке. 1 – я буква / учитель, 2-ая и др./ сопровождает ребёнок
– Молодцы!
– По чьим коридорам бродил муравей? (кротовым)
– Найдите в учебнике предложение про крота. Обведите его в кружок.
– В Букварик сходим? /чтение слогов с данного диска
– В Слогарик?/ прослушивание стихотворений про буквы в исполнении Бабы Яги
IV. Закрепление.
– Преодолели мы и 3–е испытание! В пути вы показали себя собранными, находчивыми. Я очень рада!
– А теперь сыграем в игру.
- Игра “Будь внимателен, дружок!”
– Хлопните в ладоши, если услышите звуки [к], [к,].
– Автобус, дом, класс, парта, кирпич, конь, дверь река, санки, дерево, лиса, окно, волк, сундук
- Одевание звуковичков ( на доске раздетые звуковички в разных позах)
– Как вы думаете, чему радуются звуковички? (к ним приехала новая буква)
– Собрались они на экскурсию, показать достопримечательности своего города. А одеть их некому. Оденьте звуковичков – работа у доски. (4 глас, 6 согл)
– Дорисуйте шляпки, башмачки.
V. Подведение итога
.– Сегодня мы с вами преодолели 3 разных испытания. Что нового узнали?
(1 испыт / 2 испыт / 3 испыт)
(познакомились с новой букв, учились читать, помогали выручать буквы)
– Что больше всего понравилось?
– Какое задание показалось трудным?
- Рефлексия.
– Ребята покажите своё настроение, оцените свой труд и всё ли у вас получилось – знакомыми мордашками! Вставьте их в кармашки, покажите своё настроение, свои ощущения после урока!
Спасибо за урок!