Индивидуальная образовательная программа как средство развития личности младшего школьника

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


В настоящий момент в современном обществе происходят большие изменения. Всё острее ощущается необходимость в человеке, который свободно ориентируется  в огромном потоке информации, умеет принимать ответственные решения в нужный момент и отвечать за свои поступки, а для этого необходимо научиться ставить цели, определять задачи и подчинять свою деятельность их достижению. Важно уметь планировать и самоконтролировать свою деятельность, а также уметь находить  и решать проблемы, которые выявляются в ходе достижения цели. Школа  как одна из ступеней социализации личности имеет наибольшие возможности в воспитании именно такой личности.

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», как известно, «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Сегодня и федеральный компонент Государственного стандарта общего образования определяет в качестве цели основного общего образования  «выращивание функционально грамотной личности, способной использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни умения, навыки, знания для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений».

Ориентация на личность воспитанника была главной  и в воспитательной системе А. С. Макаренко. Он убедительно показал, что неправильное взаимодействие учителей с учениками может превратить учение в тягостное, насильственное занятие, вызвать неприязнь ко всему, что связано с учителем, школой, учением. У такого взаимодействия много разновидностей: подавление личности ученика, неприязнь, противодействие. Понятно, что это становится препятствием для личностно-ориентированного образования, потому что педагог не доверяет детям, не верит в их возможности. Чтобы этого не было, он должен сочетать чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости. А. С. Макаренко смотрел с оптимизмом на каждого воспитанника, проектировал в нём самое лучшее.

Мне  тоже кажется, что самое важное в практике учителя – это «учить незаметно», непосредственно в форме игр, путешествий, превращая урок  в привычную, близкую для них обстановку. Желание учиться, познавать новое кроется в учении без принуждения. Поэтому в своей работе я руководствуюсь словами К.Д.Ушинского: «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребёнка и   не  превратить эту  работу  в  забаву  –  вот  одна   из труднейших  и  важнейших  задач в дидактике».

В развивающих системах образования на первом месте стоит не накопление   учащимися знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, её «самостроительство» в процессе деятельности ребёнка в предметном мире, причём не просто индивидуальной, а совместной, коллективной деятельности.

Значит, процесс учения – это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Следовательно, ведущим принципом  в организации обучения необходимо считать деятельностный подход. Развитие личности может происходить при реализации любой программы. Всё зависит от того, какими методами пользуется учитель. Долгое время в школе использовались репродуктивные методы, согласно которым учитель всё сам рассказывал, а ученики только запоминали и воспроизводили материал. Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Развитие же – это качественное наращивание всё новых возможностей и их реализация. Сейчас педагоги  видят необходимость ежедневной, кропотливой работы по выращиванию в учениках личностных качеств, без которых вхождение в реальную жизнь сильно затруднено.

От учителя, его профессиональной самоорганизации зависит  и качество образования. Именно он подбирает готовую или создаёт новую подходящую  технологию и производит по ней продукцию, соотнося с целями, пожеланиями заказчиков и своих возможностей.

Работая 20 лет в школе, из них 12 лет – по развивающей программе «Школа 2000» – «Школа 2100», могу с уверенностью сказать, что одним из эффективных условий  успешности школьников, инструментом  для развития личности, приобретения навыков планирования и самоорганизации своей деятельности, является индивидуальная образовательная программа (ИОП). Индивидуальная образовательная программа школьника – это своего рода индивидуальный маршрут, это согласованная и последовательная деятельность всех участников образовательного процесса по преодолению проблем школьника: личностных и познавательных.

На одном из родительских собраний мною совместно с родителями была разработана форма  ИОП, которая оказалась очень удобной в использовании и предлагается к распространению в более широкие массы. Индивидуальная образовательная программа (ИОП) хранится у каждого ученика лично и состоит из 2-х частей, отражающих:

  1. Учебные достижения учащихся.
  2. Личностное саморазвитие.

У ребёнка – «Карта успеха» с личными достижениями, у учителя находятся общие сводные таблицы.

I часть: учебные достижения учащихся.

Позитивные изменения, повышение учебных достижений происходит  в результате  систематической работы тренинговых занятий на трёх уровнях: I уровень понимания  (коллективный тренинг) – в течение нескольких уроков изучается тема, проводится рефлексия. II уровень – групповой тренинг: доп.разъяснение, работа в группах по карточкам, рефлексия. III уровень – индивидуальный тренинг: индивидуальное объяснение, игровой тренинг на ПК или индивидуальные карточки, рефлексия. 

И в системе тренингов идёт отработка по уровням. Если ребёнок желает изучить тему заранее, ему предлагается набор упражнений по ключевым темам, ученик может изучать самостоятельно, может консультироваться, главное, чтоб он достиг результата.

II часть: личностное саморазвитие.

В 1-2 классах отводим достаточное количество времени на изучение личностных качеств, проводятся специальные этические занятия, исследования, проектная деятельность, игровые практикумы. А в 3-4 классах работаем по программам самовоспитания.

Для этого  ученик сам отмечает свои положительные качества – то, что он о себе может рассказать; и – свои отрицательные качества, советуясь с родителями, учителем,  психологом и т.д., как их можно изменить. Затем дополняют графу положительных качеств родители и кл.руководитель. А на отрицательные качества они прямо не указывают, а рекомендуют в качестве советов – над чем ребёнку надо поработать. В дальнейшем, в другой части таблицы, в рабочем режиме заполняется графа его результатов. Если какое-то отрицательное качество ученик исправил, то иногда возможен вариант перехода его противоположного значения в графу положительных качеств. Например, неуверенность в себе при определённых обстоятельствах может превратиться в уверенность.

В результате   использования  данной программы, что подтверждено собственной практикой и результатами мониторинга, учебные достижения учащихся растут, число призовых мест в предметных олимпиадах и конкурсах увеличивается, уровень мотивации повышается. Растёт активность детей в общественных делах школы и класса, увеличивается число участников творческих проектов, дети приобретают навыки самоорганизации, вырабатывается внутренняя позиция ребёнка. Дети приобретают опыт самоорганизации своей деятельности: они учатся адекватной самооценке, постановке целей и умению подчинять свою деятельность их достижению,  учатся анализировать результаты, исправлять свои недостатки, закрепляют позитивные моменты.

Индивидуальная образовательная программа является эффективным средством  развития личности  школьника в современном мире.                                          

Литература:

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
  2. Концепция «Школа 2000…»  и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы.//Под научной редакцией А.А.Леонтьева. Выпуск 1.-М., «Баллас», «С-инфо», 1997.
  3. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке…– Мн.: Университетское, 1989.
  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.
  5. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1985.
  6. Фридман Л.М. Психология в современной школе. –М.: ТЦ «Сфера», 2001.

И в заключение, небольшое резюме собственного сочинения (в качестве призыва):

К стремленью двигаться вперёд
Нас побуждают только дети,
Неважно, сколько лет пройдёт,
Но мы всегда за них в ответе.
Пусть наступают перемены,
Но личность деток нужно развивать.
Для этого  отслеживать проблемы,
Их корректировать и устранять. Пусть личность будет позитивной,
Успешной, смелой, волевой,
Целеустремлённой и активной,
Терпимой, доброй, деловой.
И в завершенье, коротко и прямо
Скажу: чтоб не было проблем,
Индивидуальную образовательную программу
Внедрять необходимо ВСЕМ!!!