Это первый урок по данной теме, урок – введение нового материала.
Материал этого урока построен на основе учебника «Алгебра и начала анализа. 10-11 класс», авторы: Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В.Сидоров и другие.
Урок построен по биоадекватной методике. Автор данного метода профессор психологии, член-корреспондент Российской академии естественных наук, академик Маслова Наталья Владимировна.
По форме данная методика – релаксационно-активная. (Relaxation action learning = REAL), в которой этапы релаксации (накопления информации, работа правого творческого полушария) чередуются с этапами активности (тренировка левого полушария: логика, анализ, синтез информации).
Этапы восприятия информации в проведении данного типа уроков полностью соответствуют стандартной структуре урока, сохраняя все рабочие этапы урока:
- Приобретение знаний.
- Формирование умения использовать знания.
- Закрепление навыка использования знаний.
Примерная структура урока:
- Оргмомент, фронтальный опрос, повторение, проверка д/з – 5 минут (активность).
- Введение нового материала – 10 минут (релаксация).
- Обсуждение, рисование – 10 минут (активность).
- Прослушивание нового материала – 5 минут (релаксация).
- Решение задач по новому материалу – 15 минут (активность).
Таким образом, биоадекватная методика преподавания представляет собой совокупность скоординированных действий учителя и ученика, целью которых является формирование целостных мыслеформ по предмету и навыков инструментальной работы с ними.
Основная цель биоадекватной методики – сформировать учебный мыслеобраз как единицу знания, заложить его в долговременную память ученика и научить пользоваться этим мыслеобразом. Как уже было сказано выше, приобретение знаний происходит в состоянии релаксации. Во время этого этапа формируется мыслеобраз учебного материала, на который накладывается теоретическая информация в определенном алгоритмическом порядке.
Далее осуществляется выведение образа на уровень словесного описания и графического образа, выраженного в рисунке. При этом ученик поставлен в такие условия, когда ему приходится самостоятельно неоднократно вслух повторять новый материал, комментировать его во время создания образа на бумаге, что, несомненно, ведет к лучшему запоминанию информации.
Цель урока: ввести правило использования формул приведения; ввести формулы приведения и рассмотреть их использование при решении задач.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Введение нового материала:
– Найти cos 840° и sin 840°.
– В какой четверти находится угол: 545°; 740°; 420°; 290°; 175°; 950°.
3. Релаксация.
Займите удобное положение. Расслабьте лицо, руки, шею, тело. Представьте, как мышцы лица становятся мягкими, расслабленными. Почувствуйте свое расслабленное тело. Улыбнитесь и представьте, как вы красивы, когда улыбаетесь. Представьте, что все ваше тело улыбается.
Представьте ваш любимый уголок природы или какое либо другое место, где вы чувствуете себя спокойно, где вы счастливы, место вашего покоя. Представьте себя в месте покоя, как вы выглядите, когда отдохнули, освободились от ненужных мыслей. Поблагодарите этот образ, ваше место покоя. Будьте искренни с собой.
А теперь представьте, что вы стоите перед полем с подсолнухами. Полюбуйтесь его красотой. Посмотрите, какие краски вас окружают. Наклонитесь и рассмотрите подсолнухи. Какие они. Почувствуйте запахи этого поля. Вдохните его аромат. Прислушайтесь к звукам, которые вас окружают: листьев, цветов подсолнуха, пению птиц. Ощутите легкий ветерок на своем лице. Насладитесь покоем. Пройдитесь по этому полю. Почувствуйте, как цветы мягкие и теплые, касаются ваших рук, ног, тела, как они нежно вас гладят, слегка щекочут. Попросите это поле стать символом правила, использования формул приведения. Возьмите цветок одного подсолнуха и посмотрите, как волшебным образом на нем появляется надпись:
1) В правой части формулы ставится тот знак, который имеет левая часть при условии 0<α<π/2.
2) Если в левой части формулы угол равен π/2±α или 3π/2±α, то синус меняется на косинус, тангенс на котангенс и наоборот. Если угол равен π±α или 2π±α, то замены не происходит».
Еще раз посмотрите на поле с подсолнухами. Наклонитесь и рассмотрите один подсолнух. Еще раз прочитайте правило, записанное на подсолнухе волшебным образом. А теперь поблагодарите подсолнух за то, что он так легко помог нам узнать правило формул приведения. Поблагодарите все поле. Еще раз насладитесь его красотой. Почувствуйте ступни ног, прилив сил к рукам и ногам. Ощутите спину, плечи. Улыбнитесь и сделайте глубокий вдох. Медленно каждый в своем режиме возвращайтесь в класс. Откройте глаза, потянитесь. Поверните голову влево, вправо. Улыбнитесь соседям, сидящим слева и справа. И давайте обсудим, что кому удалось увидеть.
4. Визуализация.
– Удалось ли вам увидеть место покоя? Какое оно: реальное или фантазийное?
– Увидели ли вы поле подсолнухов? Какое она было? Опишите его.
– Увидели ли вы подсолнух? Какой он был? Опишите его.
5. Закрепление.
– Какая появилась запись на подсолнухе?
– А теперь зарисуйте свой образон.
– А сейчас давайте решим несколько задач. Для этого воспользуемся презентацией к уроку.
– А теперь решим № 525 (1, 3, 5, 7), 527 (1).
6. Итог урока.
– Итак, что нового мы сегодня узнали на уроке? Как пользоваться формулами приведения?
7. Домашнее задание.
§3 п. 5, 6, № 525 (четные), 527 (2). Нарисовать свой образон.
8. Оценки за урок.