Нетрадиционные формы урока истории

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Изучение истории является для учащихся процессом непосредственного восприятия общественно-исторического опыта предшествующих поколений, обеспечивающего преемственность и связь времен. В последнее время обнаружилась опасная тенденция снижения интереса учащихся к занятиям истории. Произошло в какой-то степени отчуждение их от познавательного труда. Использование традиционных форм обучения привело к тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении, самопознании и самоутверждении.

Перед современным учителем истории стоят проблемы, навеянные пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы к решению и оценке проблем прошлого, выбор пути развития в тот или иной период, прогнозирование событий и явлений, нравственно-этические оценки личностей и хода событий. Этим можно объяснить все более настойчивое внимание учителя истории к нетрадиционным формам урока.

Чем же характеризуется нетрадиционный урок? Это урок, который не относится ни к одной из известных классификаций, ему присуща большая вариативность структуры, он основан на творчестве, импровизации, на взаимодействии ученика и учителя, при их увлеченности совместной творческой деятельностью. И, наконец, он основан на том, что ученик есть не только объект, но и субъект учебной деятельности.

В последнее десятилетие начали получать широкое применение уроки проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, уроки деловых игр, уроки с использованием различных учебных дисциплин, уроки эвристического и проблемного обучения, урок-спектакль, урок-праздник, урок-экскурсия, видеоурок и другие.

Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.

Развитие формы урока вызвано и стремлением обеспечить обучение и развитие отстающим, неуспевающим, а также – одаренным детям. Забота о нравственности и духовном развитии молодежи побуждает педагогов к совершенствованию воспитательной стороны урока.

Сегодня практически любой учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения учащихся. 

 Многое при проектировании таких уроков зависит от мастерства учителя. Педагогическое творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к истории. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Учителю нужно в какой-то степени отойти от стандартного урока, внести что-то новое, что могло бы привлечь внимание, активизировать деятельность учащихся, заставить их мыслить, искать, действовать.

Цель нетрадиционных уроков: отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что ведет к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предполагают:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • использование средств слуховой и зрительной наглядности;
  • адаптация  материала к возрастным особенностям учащихся;
  • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;
  • активизацию психических процессов: внимания, запоминания, восприятия, мышления;
  • становление новых отношений между учителем и учениками.

Итак, в заключение следует сказать, что использование нетрадиционных уроков или их элементов в процессе преподавания истории доступно каждому учителю, стоит только немного отойти от стандарта и задуматься о том, что сделать такого на уроке, что заинтересовало бы детей. А использование таких уроков как раз и служит для повышения мотивации, интереса к предмету, желания изучать предмет.  Однако необходимо отметить, что слишком частое  обращение  к подобным формам  организации  учебного  процесса  нецелесообразно,  так  как нетрадиционное  может  быстро  стать  традиционным,  что,  в  конечном  счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Вашему вниманию я предлагаю разработку урока по теме «Гражданская война и иностранная интервенция 19181920 гг.». За основу взят метод литературно-исторической композиции как метод нетрадиционного построения урока. Учебный материал к уроку отбирался  в соответствии с критериями проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из различных научных дисциплин, например литературы.

Тема урока: Гражданская война и иностранная интервенция в России 19181920 гг.

Цели урока:

Образовательные: учащиеся должны:

  • Давать понятия «гражданская война» и «иностранная интервенция»;
  • Называть причины гражданской войны и ее последствия;
  • Называть противников  в  войне и давать их характеристику;
  • Определять периодизацию гражданской войны и иностранной интервенции.

Воспитательное воздействие урока: способствовать развитию нравственности,  толерантности, политической культуры, патриотизма, любви к Родине .

Развивающее воздействие: создать условия для развития коммуникативных умений, навыков выразительной устной речи.

Оборудование: презентация, мультимедийное оборудование, оценочные листы урока.

План новой темы:

  1. Понятия «гражданская война» и «иностранная интервенция».
  2. Причины гражданской войны в России.
  3. Периодизация гражданской войны и иностранной интервенции.
  4. Военно-политические силы в войне.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Метод урока: историко-литературная композиция.

Ход урока

I. Организационно-мотивационный момент.

Вступительное слово преподавателя: Тема нашего урока «Гражданская война и иностранная интервенция в России 19181920 гг.»

Эпиграфом к нашей теме сегодня послужат строки из стихотворения Роберта Рождественского, которые родились после посещения поэтом кладбища во Франции, на котором похоронены многие участники «белого движения»:

«Я прикасаюсь ладонью к истории,
Я прохожу по Гражданской войне»

Учащиеся записывают тему урока и эпиграф в тетрадь.

Беседа:

  1. Чем закончился октябрьский переворот в Петрограде в октябре 1917 г.? (К власти пришли большевики во главе с В.И. Лениным).
  2. Как отреагировало на это событие население России? (Разделилось на сторонников и противников советской власти. Были и такие, которые не приняли ни тех и ни других).
  3. Какова была судьба Учредительного собрания? (С 6 на 7 января 1918 г. ВЦИК принял решение о его роспуске, т.к. его участники отказались принять «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая узаконила бы советскую власть).

Преподаватель: Итак, мы можем сказать, что захват власти большевиками ознаменовал собой переход гражданского противостояния в новую вооруженную фазу – гражданскую войну.

II. Новая тема.

Преподаватель: Раньше мальчишки играли в красных и белых. Ответить на вопрос: кто такие красные и кто такие белые для них не составляло труда. «Белые» были буржуями и помещиками, стремившимися ввергнуть народ в прежнее угнетение. Многочисленные красочные плакаты подтверждали это. На них люди с пухлыми животами в картузах и котелках – купцы и капиталисты – держали на поводках беснующихся псов, на которых было написано «Деникин, Врангель, Юденич, Колчак». «Красные» же это бравые солдаты-красноармейцы в буденовках, защитники бедных и угнетенных, которые воюют за добро, справедливость, светлое будущее.

Что знают сегодняшние мальчишки о красных и белых. Ответ на этот вопрос менее вразумительный, чем отвечали те мальчишки, которые когда-то самозабвенно играли в красных и белых. Впрочем, справедливости ради, следует сказать, что ответ на такой вопрос не принадлежит к простым. «Стихия исторического познания – это спор». Спор может быть непрекращающимся никогда. Революция и гражданская война – это огромный пласт нашей истории, целая эпоха, исполненная драматизма борьбы. Неверно думать, что это всего лишь вчерашний мир, канувший в небытие. Нет, он живет, говорит, кричит, требует внимания, настаивает на понимании, на справедливости. И сегодня мы прикоснемся к этой интереснейшее и драматичной теме истории нашего государства. А помогут нам понять и осмыслить те далекие события наши ведущие, которые предлагают вашему вниманию историко-литературную композицию «Гражданская война и иностранная интервенция в России 19181920 гг.»

Ваша задача, слушая участников композиции постараться определить причины войны и ее последствия, периодизацию военных действий, назвать военно-политических противников  в войне и постараться дать свою оценку тем событиям.

Заслушивается историко-литературная композиция. (Приложение 1)

Обобщение учителя: Гражданскую войну только на полях сражений никто и никогда не выигрывал. Она братоубийственна и потому в равной степени губительна для всех ее участников. Сея смерть и разрушения, гражданская война страшна, прежде всего, деградацией общества, девальвацией ценностей, цементирующих его. Выиграть мог только тот, за кем пусть временно, но шло устойчивое большинство. Решающее слово оставалось за крестьянством, от его выбора зависела победа на полях сражений. Белый и красный террор слились в единый кровавый поток насилия и горя. Военная диктатура белых выглядела непривлекательнее диктатуры пролетариата. Она в равной степени сметала на своем пути всех сторонников зарождающейся демократии.

III. Рефлексия. Подведение итогов. Заполнение оценочных листов урока.

Д/з: Работая с текстом учебника, самостоятельно записать в тетрадь причины войны и ее последствия, периодизацию военных действий,  военно-политических противников  в войне и  дать свою оценку тем событиям.