Тип урока: объяснение нового материала.
Структура урока: исследование.
Урок проводится в компьютерном классе.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями внешнего строения листа.
Задачи урока:
- изучить разнообразие листьев;
- научить распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположению на стебле;
- научить различать простые и сложные листья;
- развивать мышление, речь, познавательные интересы;
- воспитывать чувство коллективизма, ответственности перед товарищами, учить работе в группе.
Оборудование: гербарии растений с различными типами листовых пластинок.
Ход урока
I. Игра «Где мы находимся?» (для ввода учащихся в учебную задачу в начале урока) (Презентация).
– По каким признакам мы определяем то или иное растение?
– Очень часто мы определяем вид того или иного растения по форме или размерам его листьев. Сегодня на уроке мы с вами разберемся во всем разнообразии листьев, изучим их типы и формы, расположение на стебле и жилкование. Но сначала с опорой на личный жизненный опыт дайте определение, что такое лист? (Дети отвечают).
II. Рассказ учителя с элементами беседы.
Лист – это надземный орган растения, занимающий боковое положение на стебле и выполняющий функции фотосинтеза, транспирации (испарения) и дыхания. Но в строении листьев самых разных растений можно выделить некоторые общие черты. Давайте познакомимся с внешним строением листа на примере листьев березы и рябины.
Строение листа. Простые и сложные листья
Каждый лист имеет достаточно сложное строение. Основная часть листа обычно плоская и расширенная. Ее называют листовой пластинкой. От листовой пластинки у большинства растений отходит черешок. Он гораздо уже листовой пластинки и похож на стебелек. Именно благодаря черешку лист может поворачивать свою листовую пластинку к свету так, чтобы на нее попадало как можно больше солнечных лучей. Место прикрепления черешка к стеблю всегда немного расширено. Это основание листа. У основания листа некоторых растений, плотно прижавшись с двух сторон к черешку, располагаются два маленьких листочка. Это тоже часть листа. Такие выросты у основания листа называются прилистники. Они могут иметь очень разнообразную форму и окраску.
Закрепление №1 с использование тренажера (Приложение 1)
Листья могут состоять из одной или нескольких листовых пластинок. Лист березы имеет одну листовую пластинку, а у листа рябины их одиннадцать. И это не веточка, а всего-то один лист. Листовые пластинки рябины сидят не на стебле, а на черешке – ведь у его основания мы видим прилистники. Лист березы простой, а у рябины – сложный.
Сидячие и черешковые листья
– Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают: «...о способах прикрепления листьев к стеблю»)
По наличию или отсутствию черешка у листьев существуют разные способы прикрепления к стеблю. Может, вам приходилось видеть, что у некоторых растений листовая пластинка «сидит» на стебле без всякого черешка. Такие листья называют сидячими, а те, у которых есть черешок, – черешковыми.
– Вспомните, листья каких растений не имеют черешков? (Ответы детей)
Сложные листья
Листовые пластинки могут быть очень разнообразны по величине, по форме, структуре и многим другим признакам, поэтому существует несколько разнообразных классификаций листьев, основанных на различных признаках. Сравним сложный лист рябины со сложным листом люпина и клевера. А помогут вам три подсказки: перо, ладонь и цифра три. Соотнесите подсказку и форму листа. (Дети называют соответствия)
У рябины листовые пластинки расположились в два ряда по обе стороны черешка. Правда, это напоминает перышко? Такой лист называется перистосложным. А у листа люпина листовые пластинки прикреплены как бы в одной точке на верхушке черешка. Они очень похожи на растопыренные пальчики. Поэтому такой лист называют пальчатосложным. Если у люпина в сложном листе листовых пластинок много, то у клевера их всего три. Такой лист получил название тройчатосложный.
Закрепление №2 с использование тренажера (Приложение 2)
Простые листья
– Какими бывают простые листья? Посмотрите, например, на лист монстеры. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (Дети отвечают)
Он состоит из одной листовой пластинки, соответственно является простым. Но обратите внимание на его причудливую форму. Листья такого типа называют расчлененными (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки).
Если листовая пластинка рассечена не более чем на 1/4 ширины, такой лист называют лопастным. Если листовая пластинка рассечена на 1/3, такой лист называют раздельным. Если же рассечение достигает главной жилки листа, такой лист называют рассеченным. Но и количество рассечений на одном листе может быть различным. Если лист рассечен на три части, такой лист называют тройчато-, если на пять частей – пальчато-, если на большое количество частей – перисто- (лопастным, раздельным, рассеченным). Давайте попробуем назвать простые листья, используя три подсказки: перо, ладонь и цифра три.
Самостоятельная работа учащихся (Приложение 3)
Рассмотрите формы листовых пластинок на слайде. Заполните таблицу полными названиями листьев и соответствующими цифрами.
Название листа |
Лопастной (рассечен не более чем на 1/4 ширины) |
Раздельный (рассечен на 1/3 ширины) |
Рассеченный (рассечен до главной жилки) |
Тройчато- |
|
|
|
Пальчато- |
|
|
|
Перисто- |
|
|
|
Форма пластинок листа
– Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают)
– Назвать форму листьев помогут вам три подсказки: яйцо, линейка и круг. Соотнесите подсказки к соответствующим листьям. (Дети называют соответствия)
Листья разных растений отличаются друг от друга и по форме листовых пластинок. Форма листа кувшинки называется округлой, а у гладиолуса – линейной, форма листьев жасмина – яйцевидная. Существует огромное количество форм листовых пластинок: округлые, яйцевидные, линейные, ланцетные, копьевидные, стреловидные, сердцевидные, продолговатые и др.
Форма края листовых пластинок
– Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают)
Форма края листовых пластинок листьев разных растений может быть как цельной, так и изрезанной. Например, у листьев кофейного дерева край ровный. У листьев крапивы край листовых пластинок имеет листовые зазубринки, напоминающие зубья у пилы. Поэтому он и называется пильчатым. А вот у листьев лугового растения манжетки край листа зубчатый. В отличие от пильчатого края зубчики не скошены, а похожи на равнобедренные треугольники.
Жилки
– Глядя на листья, догадайтесь, о чем сейчас пойдет речь? (Дети отвечают)
Если посмотреть на листовую пластинку, можно заметить жилки – пучки проводящих сосудов. Расположение жилок на листе может быть разным. Способ расположения жилок называют жилкованием листа. Выделяют несколько типов жилкования: параллельное, дуговое, сетчатое, пальчатое. Например, лист осины украшает тончайшая сеточка из жилок. Такое жилкование называется сетчатым. В листе клена крупные жилки расходятся из одной точки у черешка. Это пальчатое жилкование. У длинного заостренного листа гладиолуса все крупные жилки расположены параллельно друг другу. Такое жилкование называется параллельным. В листе подорожника все жилки, кроме центральной, изогнуты как дуги. И жилкование называется дуговым. Параллельное или дуговое жилкование характерно для однодольных растений, а сетчатое – для двудольных.
Закрепление №3 с использование тренажера (Приложение 4)
III. Основное закрепление знаний и умений по группам (выполнение практической работы «Определение простых и сложных листьев» в группах) (Приложение 3)
Цель работы: научиться различать простые и сложные листья, давать полную характеристику листьев.
Оборудование: гербарии простых листьев с цельной листовой пластинкой и рассеченных листьев, различных сложных листьев; определительные таблицы-памятки.
Ход работы
– Опишите гербарные образцы листьев, лежащие на ваших столах, по плану:
1. Каков способ прикрепления этого листа к стеблю? |
|
2. Каково жилкование листа? |
|
3. Простой это лист или сложный? |
|
4. Какова форма листовой пластинки этого листа? |
|
5. Какова форма края листа? |
|
6. Какому растению – однодольному или двудольному – принадлежит это лист? |
|
- Группа №1 – клен;
- Группа №2 – люпин;
- Группа №3 – земляника.
IV. Подведение итогов урока
– Ребята, сегодня на уроке вы обменивались мнениями, выслушивали друг друга, приходили к общему выводу, т.е. проявили навык учебного сотрудничества. Если вы заметили, я не сказала вам тему урока. Сможете ли назвать ее сами. (Дети отвечают)
– Спасибо за урок!
Использованная литература:
- А.А. Калинина «Поурочные разработки по биологии». М.: «Вако», 2005.
- Ю.В. Малеев, В.В.Чуб «Биология. Флора». М.: «Дрофа», 1994.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии. 6 класс.
- ЦОР к учебнику Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. «Биология 6 класс», «Вента-Граф, 2007.