Задачи занятия:
- Познакомить учащихся с новым для них иностранным языком, с учебным комплектом и другими учебными материалами.
- Познакомить учащихся со странами, в которых говорят на немецком языке.
- Научить учащихся приветствовать друг друга, знакомиться, представлять себя и прощаться, используя выражения: (Слайд 2)
- Guten Morgen!
- Guten Tag!
- Guten Abend!
- Ich heiße…
- Und du? Wie heißt du?
- Auf Wiedersehen!
- Познакомить учащихся с графикой и правилами чтения букв Aa, Ee, Ii, Oo, Uu, Gg, Tt, Nn.
Ход занятия
1. Вводный момент. Знакомство с классом.
Guten Tag! Setzt euch! Ich bin eure Deutschlehrerin. Ich heiße…
Und wie heißt du? Und du? (Freut mich! Sehr angenehm!)
(Слайд 3)
2. Организационный момент.
I. Выполнение первой задачи занятия. Знакомство с немецким языком.
Вводная беседа (С картой Европы)
Ребята! Несколько лет назад вы открыли одно окошко в Европу – в Англию. (Слайд 4) Вы начали изучать английский язык. Сегодня мы с вами приоткроем, и с каждым днём будем открывать всё шире другое окно – в Германию. Мы сегодня начнём изучать немецкий язык и научимся говорить правильно первые немецкие слова. Я должна вам сказать, что эти окна расположены очень близко. Английский и немецкий языки дружат между собой и имеют много общего.
(Слайд 5)
Например, зима на английском winter на немецком звучит как Winter, лето – summer на немецком – Sommer, трава – gras на немецком – Gras и таких похожих слов друг на друга в английском и на немецком языках – очень много.
(Зрительная опора на доске: Ball, Tiger, Hand,Wolf, Haus, Elefant) (Слайд 6)
Изучая немецкий, вы заметите и другое сходство. Английский язык будет вам всё время помогать запоминать немецкие слова и выражения, поэтому вам будет легче учить немецкий, чем детям, которые не знают английского. Заканчивая через несколько лет школу, вы будете говорить, читать, писать, слушать и понимать на английском и немецком языках. И я уверена, что вы станете не только хорошими специалистами в своём деле, но и хорошо овладеете этими двумя языками. А ещё немецкий язык откроет перед вами огромные возможности.
(Слайд 7)
Кто же нам будет помогать учить немецкий язык?
Наши помощники: (Слайд 8)
(Я называю и показываю)
- Во-первых – ваш учебник. Учебник – замечательный, он предлагает нам несколько проектов на выбор, чтобы помочь нам в изучении немецкого языка.
- Во-вторых – рабочая тетрадь.
- Диски с учебными и мультипликационными фильмами на немецком языке.
Учащимся предлагается физминутка.
Turne, turne,turn mit mir
Beide Hände reich ich dir
Hopp, hopp, ho!
Spring auch so!
Einmal hin
Einmal her
Rundherum
Das ist nicht schwer!
II. Выполнение второй задачи.
Кто же говорит на немецком языке? Это дети и взрослые, живущие в Германии. Австрии, Лихтенштейне, в части Швейцарии, Бельгии и Люксембурге, и для них немецкий язык – родной. (Я называю страны и одновременно показываю их на географической карте Европы.)
III. Выполнение третьей задачи.
Как же нам познакомиться с маленькими немцами, бельгийцами, швейцарцами?
Надо научиться здороваться и представляться на немецком языке.
(Объясняю, как правильно произносить немецкие звуки.)
Guten Tag! (Слайд 9)
Итак, можно просто сказать Tag! 3 звука [ta:k].
[t] – я обращаю внимание на очень сильное напряжение мышц рта, положение кончика языка на альвеолах и глухой взрыв при произношении этого согласного.
Tag, Taube, Tasse, Tasche, Tank, Tante, tanzen, tapfer
[a:] – я объясняю, как правильно произносить немецкий звук [a:]: рот широко раскрыт, передняя и средняя часть языка лежат плоско, задняя часть поднимается к нёбу, но не закрывает его полностью. У немецкого звука – более тёмный оттенок:
Mammy – мама! Tag, Namе, da, nah, klar, Gras, Mass
[k] – я обращаю внимание на очень сильное напряжение мышц рта, положение языка у нижних зубов и глухой взрыв при произношении этого согласного.
Tag, Sack, nackt, Lack, klar, Paket, Paeckchen
Guten Tag!
[u:] – губы округлены и вытянуты вперёд, язык сильно вытягивается к нёбу.
Gut, guten – повторяем несколько раз.
Итак, Tag! Guten Tag! – повторяем хором 3-4 раза.
Аналогичным образом отрабатывается Ich heiße…/ Und du? Wie heißt du?
Я обращаю внимание детей на звук [i] губы не растягиваются, язык – у нижних зубов, очень похож на русский «й» в слове «ива». Затем [h] и [c] и отрабатываем – ich, отрабатываем ива – Ich / Ich – Ich heiße.
Понимание отрабатывается на провокационных вопросах типа:
- Heißt du Klaudia Schiffer?
- Heißt du Arnold Schwarznegger?
- Heißt du Pavel Bure?
- Heißt du Vladimir Putin?
- Heißt du Cinderella?
Игра-диалог для закрепления.
Ученик 1: Guten Tag Ученик 2: Guten Tag!
Ученик 1: Wie heißt du? Ученик 2: Ich heiße … Und du?
Ученик 1: Ich heiße … Ученик 2: Freut mich! (Sehr angenehm!)
IV. Выполнение четвёртой задачи.
Познакомимся с первыми немецкими буквами.
Вот основные гласные: Aa, Ее, Ii, Oo, Uu
Вот несколько согласных: Gg, Tt, Nn
Представляя демонстрационные карточки с изображением букв, размещаю их на доске. Учащиеся выполняют работу в тетрадях на печатной основе, записывая каждую букву в начале строки. Затем вслед за учителем записывают приветствие Guten Tag!
Предлагаю детям дома ближе познакомиться с тетрадью, просмотрев блок I , выбрать каждому самостоятельно домашнее задание.
3. Подведение итогов вместе с детьми. (Слайд 10)
Чему мы научились?
- Здороваться по-немецки и представляться.
- Выучили первую немецкую считалочку.
- А сейчас научимся прощаться по-немецки:
Auf Wiedersehen!