Урок повторения и закрепления знаний по разделу "Площади и объемы геометрических фигур" на тему "Сквозь время и пространство"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Методическая цель урока: повторить и закрепить знания по разделу: «Площади и объемы геометрических фигур».

Психолого-педагогическая цель: повысить познавательную активность учащихся через обретение опыта самостоятельной работы с информационными источниками, повысить интерес к предмету.

Воспитательная цель: формирование умений работать в команде, продолжить воспитание ответственности за коллективный результат труда.

Дополнительный материал, освещенный в уроке: старые меры, история математики, нестандартные задачи.

Целевая аудитория: 5 класс.

Межпредметные связи: литература, история.

Формы работы на уроке: групповая работа, индивидуальная работа, экспертная группа.

«Сквозь время и пространство»

Примерные временные рамки подготовки и проведения урока:

1) Подготовительный период: (7 дней)

  • деление класса на группы, сообщение заданий для каждой группы. (1 день)
  • сбор материала, подготовка наглядных пособий, консультации (2-4 день)
  • сдача всего реквизита учащимися, тематическое оформление кабинета (7 день)

Примерные временные рамки подготовки и проведения урока:

2) Урок (1 час)

  • 1. Орг. момент (3 мин.)
  • 2. Устная работа. (3 мин.)
  • 3. Работа по командам (18 мин.)
  • 1.1 Ответ учащихся. (2 мин.)
  • 1.2 Решение задачи от 1 команды. (4 мин.)
  • 2.1 Ответ учащихся. (2 мин.)
  • 2.2 Решение задачи от 2 команды. (4 мин.)
  • 3.1 Ответ учащихся. (2 мин.)
  • 3.2 Решение задачи от 3 команды. (4 мин.)
  • 4. Минута славы (5 мин.)
  • 5. Решение дополнительной задачи. (4 мин.)
  • 6. Рефлексия урока (5 мин.)

Ход подготовительного периода: За 7 дней до урока, разделить учащихся на группы, и сообщить им задания.

Примерная структура деления для класса составом в 23 уч.:

  1. Экспертная группа (руководство разведывательной экспедиции) – 3 чел.
  2. Команды (разведывательные группы) –  3 по (6-7) чел. 

Состав экспертной группы: Трое учащихся, обладающих «отличными» или «хорошими» знаниями по предмету.

Задачи экспертной группы: Оценивать ответы команд, задавать командам контрольные вопросы по их материалу.

Задания для экспертной группы:

  1. Повторить весь изученный материал по разделу «Площади и объемы геометрических фигур», а также изучить дополнительный материал: старые меры и историю математики, используя, предоставленные учителем источники информации.
  2. Подготовить по 1 вопросу-задаче на каждую тему для команд.
  3. Подготовить жетоны для награждения за правильные ответы (в виде квадрата).

Количество команд: 3 команды (разведывательные группы), составляющие один разведывательный корабль.

Состав команды: 6-7 человек, подобранные таким образом, чтобы в ней были «сильные» и «слабые» ученики.

Структура команды:

  1. Глава разведывательной группы (руководит действиями своей группы, помогает)
  2. 2 исследователя-теоретика (собирают теоретический материал)
  3. 2 исследователя-практика (собирают практический материал)
  4. 2 исследователя-техника (готовят наглядные пособия)

Общие задачи команд:

  1. Собрать материал по своим темам.
  2. Сделать наглядные пособия.
  3. Подготовить краткое сообщение о теме (3 мин.) с заданиями (задачами-вопросами) по своим темам для других команд.

Задания для 1 разведывательной группы: Все о квадрате и прямоугольнике: макет, периметр, площадь, единицы измерения площади.

Задания для 2 разведывательной группы: Все о мерах объема, длины, веса, жидкостей… сделать на ватмане расшифровку различных мер.

Задания для 3 разведывательной группы: Все о прямоугольном параллелепипеде и кубе: макет, объем, единицы измерения объема.

Во время подготовки команд учитель консультирует учащихся, помогает им.

По завершении подготовки команды за день до начала урока приносят все реквизиты в кабинет.

В день перед началом урока учитель с некоторыми учащимися оформляет кабинет (установка оборудования, расстановка столов и стульев, оформление доски и т.д.).

Задействованные в уроке литературные и исторические персонажи:

«Узбекские сказки» –
«Астрид Линдгрен» –
«Мифология» –
«Русские сказки» –

Али-Баба
Карлсон
Зевс
Иван-Царевич

Эпиграф и оформление:

Учиться можно только весело. Чтоб переварить знания, надо поглощать их с аппетитом. Анатоль Франс

Кто с детских лет занимается математикой,
тот развивает мозг, свою волю,
воспитывает в себе настойчивость
и упорство в достижении цели.

А. Маркушевич

Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется математик, который ее сделает. У.У. Сойер

Бесконечность – это то место, где происходит то, чего не бывает. Из ответа школьника

Как бы машина хорошо ни работала, она может решать все требуемые от нее задачи, но она никогда не придумает ни одной. А. Эйнштейн

Примерный (придуманный) текст рассказов исторических и литературных персонажей.

Карлсон: «Привет ребята! Я Карлсон, живу в маленьком домике, на крыше многоквартирного дома  в районе Вазастан в Стокгольме, в том же районе, де жила сама Астрид Линдгрен. Мой лучший друг – 11-летний Сванте, младший ребенок в семье Свантесон, по прозвищу Малыш. У Сванте скоро контрольная по математике на тему «Прямоугольник и Квадрат». Я очень хочу помочь своему другу, но беда в том, что я сам ничего не знаю о прямоугольнике. Ребята, помогите, пожалуйста, расскажите, что знаете о прямоугольнике. Я все запомню и смогу помочь Малышу…

Зевс: «Я, Зевс, сын Кроноса, верховного бога. Скоро мне предстоит решающая битва с титанами и их главой Кроносом, моим отцом. Битва будет происходить на вершине олимпа. Одна половина вершины имеет форму прямоугольного параллелепипеда, а другая форму куба. Чтобы победить, мне нужно изучить все пространство, которое займет сражение. Но я не знаю, что такое параллелепипед. Ребята, помогите мне!»

Иван-Царевич: «Здравствуйте! Я Иван-Царевич. У меня к вам есть просьба. Прошлой ночью я стрелял из лука по поручению отца, дабы найти себе жену. Скорость полета стрелы я знаю, а вот отыскать стрелу все равно не могу, потому что не знаю, чем измеряется длина и площадь. Помогите мне найти стрелу! Расскажите о мерах длины и площади!»

Ход урока

1. Итак, ребята, мы с вами изучили раздел математики «Площади и объемы геометрических фигур». И целью сегодняшнего урока – будет повторить и закрепить знания по этому разделу. Мы поделились на три разведывательные группы, в составе руководителей группы, исследователей-теоретиков, исследователей-практиков и исследователей-техников. Также были выбраны помощники командира корабля – три ученика с отличными знаниями по данному разделу. Каждая команда  выполняла свои задания.  На этом уроке мы подведем итог всей сделанной работе. Эта необычная форма закрепления полученных вами знаний определила название сегодняшнего урока «Сквозь время и пространство».  На этот урок – наш класс становится разведывательным кораблем, который отправляется в экспедицию, для достижения нашей цели, мы побываем в гостях в пространстве сказок, мифов, легенд. Во время путешествия будут препятствия, которые вам нужно будет преодолеть, поэтому нужно быть внимательными, работать слаженно и усердно.

Экран – временно становится иллюминатором, в котором мы сможем увидеть все самое необычное и удивительное.  В путь!

2. В путь… (Слайд 2)

Ребята, посмотрите в иллюминатор! Чтобы получить топливо – нужно отгадать загадки.

После нажатия (Слайд 3) реплика: Кто угадывает, о чем идет речь, поднимает руку.

3. На экране 9 загадок о фигурах. (Слайд 4) – устно. [1] (после того, как загадку отгадали – нажать на значок в левом нижнем углу для демонстрации ответа, затем в появившемся слайде с ответом нажать на значок в правом нижнем углу для перехода к следующей загадке)

4. (Слайд 22) Идет отсчет времени для отправления в путешествие. (Слайд 23)

Устный счет: (Слайд 24) ребята разгадывают волшебные слова из сказки «Али-баба и 40 разбойников». (Приложение 1)

Ребята, вот и наша первая остановка –мы в гостях у узбекской народной сказки. Кто отгадает, что это за сказка? («Али-баба и 40 разбойников»). (Слайд 25)

5. Конверт №1 – открываем – там задание. Выполняем, кто выполнит первым – поднимает руку. На это задание вам 1.5 минуты. Ответ видим в иллюминаторе: (Слайд 26)

6. Отправление в путь: (Слайд 27). Где же мы оказались с вами? (Слайд 28): А прибыли мы в гости – в мир сказок Астрид Линдгрен, а именно в гости к «Карлосону, который живет на крыше». Звучит приветствие от Карлосона, и он просит ребят помочь.

Поможем Карлсону? Конечно!

Команда, которая готовила сообщение о квадрате и прямоугольнике рассказывает теорию, используя наглядное пособие.

В следующих конвертах лежат задачи придуманные вами. Открываем конверт №2 и решаем задачу.

Огород крупного землевладельца огорожен забором, имеющим форму прямоугольника. Длина огорода в 3 раза больше ширины. Какова площадь огорода, если длина забора 9 км 600 м? Выразите площадь в гектарах. На экране решение задачи – (Слайд 29):

Поскольку, каждая команда состоит из исследователей-теоретиков, практиков и техников, то каждый из них готовит свою часть  и во время рассказа команда демонстрирует свою подготовку и умение работать в команде, сообща.

Руководство экспедиции оценивает рассказ следующим образом: за сделанный макет, сообщение дается по 1 квадрату. За решение задачи – команде решившей первой 2 квадрата, остальным по квадрату.

7. (Слайды 30-31): Мы пребываем в мифологию Древней Греции и в былины. В гостях у верховного бога Олимпа – Зевса.

Зевс рассказывает свою историю, и просят ребят помочь и поведать о параллелепипеде и кубе. Далее та же схема…

Ученик рассказывает. Затем Открываем конверт №3. Решаем задачу. Проверяем решение с экраном. (Слайд 32):

8. (Слайды 33-34): И где же мы теперь? Мы в мире русских народных сказок. Встречаемся с Иваном-Царевичем.

Иван-Царевич просит ребят рассказать о старых мерах. Далее по той же схеме, описанной вначале… 

Открываем конверт №4 [2]. Решение задачи: (Слайд 35)

9. Физкультминутка. Молодцы. Ну а теперь пора возвращаться домой! Для этого нужно будет выполнять те движения, которые я скажу. Все встали. (Слайд 36):

10 – руки вверх, 9 – в стороны. 8 – одну назад, 7 – одну вперед, 6 – наклонились, 5 – посмотрели вверх, 4 – вправо, 3 – влево, 2 – вниз. 1 – потянулись. 0 – сели.

10. А теперь будет то, чего вы  не ждали! Поднимите руки, кто смотрел по телевизору программу «Минута славы»? Молодцы. А теперь ребята у нас своя Минута Славы! (Слайд 37): Из всех задач, что вы придумывали я выбрал лучшую, это задача Имя Фамилия. Имя, выходи и читай условие задачи. А вы ребята открывайте конверт №5. (Слайд 38):     

11. Вы молодцы. Если остается время, решается дополнительная задача – конверт №6. (Слайд 40-41): Если времени мало – то эту задачу задать на дом. Далее рефлексия урока. (Слайд 42): переход со слайда 39 – нажатием на кнопку в правом нижнем углу.

Итог урока – рефлексия. Итак, ребята, вот и закончилось наше путешествие!

Мы с вами побывали в гостях у сказочных, исторических, мифологических, былинных персонажей.

Скажите, что же мы с вами повторили?

Ответы: геометрические фигуры, как находятся площади и объемы этих фигур, улучшили знания по старинным мерам.

Итак, мы вспомнили и обобщили все, что мы с вами знаем о площадях и объемах известных нам фигур.

Сейчас предлагаю вам подумать над такими вопросами:

  1. Какое из заданий было самым трудным?
  2. Какое самым легким?
  3. Какое было самым интересным?

Прослушать ответы учащихся, обобщить сказанное ими.

Спасибо. Урок окончен. До свидания.

Литература:

  1. Хребтюгов Анатолий Александрович. Lib.ru: Журнал "Самиздат". Загадки о геометрических фигурах. http://zhurnal.lib.ru/h/hrebtjugow_a_a/zagadki29.shtml
  2. Олехник С. Н., Нестеренко Ю. В., Потапов М. К. Старинные занимательные задачи. – М.: Наука Главная редакция физико-математической литературы, 1985. – 160 с.