Наши земляки. А.В. Суворов

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Занятие проводится в виде внеклассного мероприятия в игровой форме.

В игре-соревновании участвуют 3 команды (от 3 классов).

Цели мероприятия:

  • Привитие интереса к краеведению.
  • Расширение кругозора учащихся.
  • Ознакомление с различными сторонами жизни великого русского полководца А.В. Суворова.
  • Закрепление туристических знаний, умений и навыков (первая медицинская помощь, «веревочный курс»).
  • Отработка навыков показа и рассказа.
  • Осознание межпредметных связей учащимися (история, ОБЖ, литература, математика).
  • Патриотическое и гражданское воспитание школьников на примере мужества и героизма русских солдат, полководческого искусства А.В. Суворова.
  • Сплочение коллектива.

Оборудование:

  • Компьютер, проектор, интерактивная доска.
  • Презентация.
  • Перевязочный материал, туристическое снаряжение.
  • Грамоты.
  • Выставка книг, посвященных А.В. Суворову.

Подготовка к занятию: воспитанники каждого класса  получают опережающее задание – подготовить сообщения об Александре Васильевиче Суворове:

  1. Детство и юность А.В. Суворова.
  2. Суворов А.В. – полководец.
  3. Личность А.В. Суворова.

Каждая команда формируется из учеников одного класса, выбирается командир, придумывается название команды; один из учащихся по поручению учителя готовит сообщение о А.В. Суворове.

План урока:

I. Вводная часть.

  1. Организационный момент.
  2. Презентация (слайд 1).

II. Конкурс 1.  

Домашнее задание (заслушивание сообщений учащихся о Суворове).

III. Конкурс 2. «Переход Суворова через Альпы».

Этапы:

  1. Разминка.
  2. «В здоровом теле – здоровый дух».
  3. Первая медицинская помощь.
  4. «Описание врага».
  5. «Веревочный курс».
  6. Конкурс капитанов.

IV. Рефлексия. «Своя игра».

V. Подведение итогов. Награждение.

Ход урока

I. Вводная часть.

1. Организационный момент.

Команды занимают свои места. Сообщение целей и задач занятия.

По плечу победа смелым:
Ждёт того большой успех.
Кто, не дрогнув, если нужно,
Вступит в бой один за всех.
Пусть жюри весь ход сраженья
Без промашки проследит –
Кто окажется дружнее,
Тот в бою и победит.

2. Вводное слово учителя. Презентация (слайд 1).

В истории нашей страны есть много памятных дат и событий, такие как Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение, ВОВ, 65 – летие которой в мае будет отмечать наша страна. В ноябре этого года исполнится 280 лет со дня рождения великого полководца А.В. Суворова, не проигравшего ни одного сражения. (На экране – портрет А.В. Суворова, затем Орден Суворова).  В сентябре этого года будет отмечаться еще одна знаменательная дата – 210 лет со дня знаменитого перехода русских войск под командованием А.В. Суворова (которому исполнилось 70 лет) через Альпы.

Давайте послушаем сообщения, которые подготовили ваши одноклассники.

II. Конкурс 1. Домашнее задание.

Заслушиваются сообщения воспитанников 3 команд о Суворове.

Сообщения оцениваются максимально 100 баллов.

III. Конкурс 2. «Переход Суворова через Альпы» (слайд-карта).

Но возраст не был помехой для полководца, он наравне с солдатами и офицерами переносил трудности, был для них во всем примером. Военный гений русского полководца проявил себя во всем блеске в этом походе. Знаменитый французский генерал Массена говорил, что он «за этот один переход отдал бы все свои 48 походов».

Сегодня мы с вами тоже совершим переход через высокие снежные Альпы и вспомним героические страницы подвига русских солдат.

Этапы:

А) Начало перехода.

31 августа 1799 года 20-ти тысячная армия Суворова выступила в поход. (Включается слайд карта).

Ни разу ни одни войска
Ещё не шли по этим тропам.
На них взирает вся Европа.
Во всех углах материка
Гадают, спорят и судачят:
Пройдут они иль не пройдут,
Что ждёт их – гибель или сдача?
Пусть их гадают! Только тут,
Среди лишений и страданий,
Среди камней и снежных груд,
Солдаты знали без гаданий,
Что русские всегда пройдут.

1. Разминка.  Загадки (каждый правильный ответ оценивается по 5 баллов).

А) Стоят 3 старушки, вздохнут они да охнут – Вблизи все люди глохнут. (пушка)

Б) Слухач и стукач в армии? (радист)

В) Команда корабля, самолёта, танка. (экипаж)

Г) Боец невидимого фронта? (разведчик)

Д) Специальность пехотинца. (стрелок)

2. «В здоровом теле – здоровый дух».

Б) Таверно – название появляется на слайд-карте.

В швейцарском городке Таверно
Суворов дал привал войскам.
Ночь выдалась дождливой, скверной
Туман сползал по ледникам,
Ветра с предгорий, как в мешок,
В тавернскую долину дули;
Как будто в Пскове или в Туле,
Холодный сыпался снежок.

В Таверне Суворов должен был получить от австрийцев запасы продовольствия и мулов для перевозки грузов. Ни того, ни другого не оказалось.

Австрийский генерал-бездельник
Опять недодал лошадей,
А из России ни вестей,
Ни пушек, ни полков, ни денег.

А) «Фуражисты»: 3 человека. Кто быстрее подтащит груз фуража на веревке, тот и победил.

Для того чтобы вам стало потеплее, предлагаю выполнить  следующее задание на время.

Б) Приседание.

В) Отжимание от  стула.

3. Первая медицинская помощь.

В) Сен-Готард – название появляется на слайд-карте.

10 сентября главные силы Суворова тронулись из Таверно к Беллинцоне. Впереди дорогу преграждал центральный горный массив Сен-Готард. (Название появляется на слайд-карте).

Вот что писал сам Суворов об этих местах: «дремучие, мрачные ночи, непрерывно ударяющие громы, льющиеся дожди и густой туман облаков при шумных водопадах с каменьями с вершин низвергавшихся, увеличивали... трепет».

Приняв решение атаковать Сен-Готард, Суворов направил свои силы двумя потоками, чтобы осуществить обход противника. Во время штурма командование правой колонной было возложено на Багратиона.

… Суворов ждал.
А время шло, тумана клочья
Спускались на горы. Беда!
Фельдмаршал приказал хоть ночью
Быть в Сен-Готарде. Но когда
Последний заходящий луч
Уже сверкнул за облаками,
Все увидали: выше туч,
Край солнца зацепив штыками,
Там, где ни тропок, ни следов,
От ветра, как орлы, крылаты,
Стоят на гребне синих льдов
Багратионовы солдаты.

Три атаки в течение дня (13 сентября) провели и войска средней колонны. Неприступный Сен-Готард был взят!

Да, после такой жестокой схватки и среди вас появились раненые, которым необходимо оказать первую медицинскую помощь.

Из каждой команды выходят по 1 пострадавшему и 1 «мед. работнику». Условия конкурся: кто быстрее и качественнее сделает перевязку (переломы верхних  и нижних конечностей, головы).

4. «Веревочный курс».

Г) Чертов мостназвание появляется на слайд-карте.

Чудеса героизма показали русские солдаты при взятии знаменитого Чертова моста. (Изображение на карте-слайде).

Позже в донесении А.В. Суворов вспоминал: «Войска... проходят через темную пещеру... занимают мост, удивительную игрою природы из двух гор сооруженный и поименованный Тейфельсбрюке (Чертов мост). Оный разрушен неприятелем. Но сие не останавливает победителей, доски связываются шарфами офицеров, по сим доскам бегут они, спускаются с вершин в бездны и, достигая врага, поражают его всюду».

Задание командам – связать веревки узлами, как это сделали солдаты Суворова, а жюри оценит, какая команда это сделает быстрее и качественнее.

5. Конкурс капитанов.

Д)  Муттенталь – название появляется на слайд-карте.

Исключительным по трудности был переход через высокий снеговой хребет Росшток на соединение с союзными войсками. Всего 16 км. составлял путь до Муттенталя, а ушло на него более 12 часов! (Изображение на слайд-карте).

Но,

Прорвавшись в Муттен, он узнал
От муттентальского шпиона,
Что Римский-Корсаков бежал,
Оставив пушки и знамёна,
Что все союзники ушли, —
Кругом австрийская измена,
И в сердце вражеской земли
Ему едва ль уйти от плена.

Гибель войска Суворова казалась неизбежной.

Все генералы крепко спали,
Когда фельдмаршал, встав чуть свет,
Пошёл бродить по Муттенталю.
В отряде больше нет, хоть плачь,
Ни фуража, ни дров, ни хлеба.

Суворов смерил долгим взором
Отроги, пики, ледники.
По направлению руки
На сотни вёрст тянулись горы;
Чтоб через них пробиться грудью,
Придётся многим лечь. Жесток
Путь через Альпы на восток.

Прошу капитанов также собраться на совет и поломать голову над задачами (прилагаются), для того, чтобы команды могли дальше продолжить путь через Альпы.

Задача на время:  За б суток армия прошла более 150 км. и достигла города Таверне. С какой скоростью двигались  войска?

Пока капитаны решают задачи, команды участвуют в следующем конкурсе.

Е) Спуск с Паникса – название появляется на слайд-карте.

Впереди был еще один горный переход – через Паникс, который превзошел по трудности все, что было до этого. (Изображение на слайд-карте).

Последний горный перевал...
На Рингенкопфе пела вьюга,
Холодный ветер завывал,
Гуськом, хватаясь друг за друга,
Ползли солдаты. Ни кирки,
Ни альпенштока. Ветер в спину.
Перевернувши карабины,
Шли, опираясь на штыки.
Подряд, как волны в океане,
У ног катились облака.
Протянешь руку – и рука
Сейчас же пропадёт в тумане.
По сторонам тропы лежали
Обледенелые тела.

Последний ледяной ночлег,
Вповалку с ружьями, с конями,
Друг друга прикрутив ремнями,
Плашмя ложились прямо в снег.
Где не улечься – долго щели
Искали в каменной стене
И, штык всадивши, на ремне
Всю ночь над пропастью висели.

Не менее мучительным был спуск с Паникса. Мороз и ветер превратили снег в сплошную ледяную корку... Но природная смекалка русского солдата и здесь нашла выход. Солдаты садились на край хребта и катились по ледяному склону. (На экране – репродукция картины В.И. Сурикова «Переход Суворова через Альпы»).

А теперь проверим вашу выдержку, смекалку и дружбу. Сумеете ли вы преодолеть это препятствие и закончить переход через Альпы?

6. «Описание врага».

«Описание врага»: за 15 сек. рассмотреть изображение на слайде и описать как можно подробнее.

Ж) Армия А.В. Суворова преодолела последнее препятствие и к вечеру 26 сентября собралась в г. Иланц. (Изображение на карте-слайде). Их было теперь 15 тыс. человек, перенесших беспримерный двухнедельный горный поход.

Подведение итогов 2 конкурса.

Закончился и ваш переход через Альпы, вы показали мужество, смекалку, умение помогать друг другу, совместно выходить из трудных ситуаций.

IV. Рефлексия. «Своя игра». (Приложение 1)

V. Подведение итогов. Награждение.