Вид занятий: Беседа об изобразительном искусстве, рисование по памяти и по представлению.
Цели:
- Раскрыть богатство и разнообразие изображения в различной технике, на мятой, гладкой бумаге (крафте), кракле.
- Познакомить детей с историей появления изображения, живописи; петроглифы в пещерах Испании (Альтамир), Франции (Ласко)
Задачи:
- Образовательная: Создать необходимые условия для раскрытия творческих способностей детей; мотивацию творческой атмосферы, овладеть знаниями элементарных основ реалистического изображения, формирование художественно- эстетических потребностей детей;
- Развивающая: Развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного, ассоциативно- образного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного; развитие активного, прочувтвованного и осознанного восприятия лучших образов художественной культуры, развитие сотворческой активности детей, их способностей вступать в диалог в процессе восприятия, осознания исполнения и личностной оценки конкретных художественных произведений.
- Воспитательная: Воспитание интереса к зобразителъной деятельности, эмоционально- эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, практических навыков; воспитание бережного отношения к произведениям мировой художественной культуры, интереса памятникам регионального значения (Наскальные изображения на Ленских столбах) воспитание навыков выражения своего отношения к творческим заданиям .
Оборудование:
- для учителя: план-конспект, наглядный раздаточный материал.
- для детей: гуашь, бумага-крафт, кисть, восковые карандаши, фломастеры.
План занятий:
- Организационная часть -2минуты.
- Сообщение учебного материала -20 минуты.
- Самостоятельная художественно- творческая деятельность детей -15минут.
- Подведение итогов -8мин; Мини выставка, анализ обсуждения творческих работ
Ход занятий
Возникновение искусства означало огромный шаг вперёд в развитии человечества. Тесно связанное с первобытными мифологическими воззрениями искусство основывалось на одухотворении сил природы (анимизм) и культе животных- прародителей рода (тотемизм).
В течение тысячелетий совершенствовалась техника изображения. Например, в росписях пещеры Альтамира (Испания) появились объёмные изображения мамонтов, оленей, бизонов в характерных позах их движений. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла:
- Керамика
- Золотые и серебряные украшения
- Изделия из бронзы
- Мелкая пластика
В искусстве получил широкое развитие орнамент. На рубеже бронзового железного веков скотоводческие племена Азии и Восточной Европы создали металлические изделия в "Зверином стиле".
История живописи начинается с наскальных изображений первобытного человека. Формирование первобытного искусства относится к позднему палеолиту(около 33 тыс. лет до н. э.), искусство палеолита отражает главные жизненные интересы первобытного человека- охоту и рыболовство.
Настенные изображения (петроглифы) палеолитического искусства (Рельефные, графические и живописные) поражают реализмом и жизненностью, яркостью образов. Жизнь и благосостояние палеолитического человека во многом зависели от знания животных и их повадок, от умения выследить их, поэтому меткость и острота наблюдений помогали ему в охоте.
Художественное творчество человека позднего палеолита вдохновлялось окружающей природой, богатым животным миром и было посвящено главным образом охоте.
Например, полные движения и жизни фигуры животных украшают пещеры Ласково Франции.
Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род комплекса духовной культуры.
Художественное отражение действительности в звуках (музыке), в слове (художественная литература), в красках (живопись), посредством синтеза отдельных видов искусства (театр, кино, телевидение), в предметах быта (прикладное искусство), в сооружение (архитектура).
Живописъ - это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль. Живопись означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность.
По своему практическому назначению живопись разделяется на:
- Монументальную.
- Станковую.
- Иконопись.
- Миниатюру.
- Театрально-декорационную, декоративную роспись.
Практическая художественно-творческая деятельность детей:
Педагог: Добрый день! сегодня мы продолжаем тему: "...Из истории изображения". Повторим художественные термины ПЕТРОГЛИФЫ – это наскальные рисунки нашего предка. ФАКТУРА – поверхность любых предметов. Бывает гладкая поверхность шероховатая, зеркальная матовая и т.д. Для создания эффекта наскальных рисунков мы будем рисовать на крафте. КРАФТ – это бумага грубой обработки. Наши предки рисовали углем, минеральными красками.
Дети : Появление изобразительного искусства относится 33 тысяч лет тому назад до н.э.
Педагог: Сегодня мы будем шуршать бумагой. (Все вместе шуршим бумагой), развиваем моторику рук, мнем бумагу, мягко гладим бумагу. Восковыми карандашами на выбор, гуашью, цветными карандашами, фломастером наносим изображение: сцены охоты; оленей; сюжеты из повседневной жизни пещерного человека. (Раздаются материалы – бумага крафт, художественные принадлежности)
Прикладное творческое задание: На картоне приклеиваем ПВА яичную скорлупу. Фигуры оленей выделяет белой скорлупой, а фон коричневой. Покрываю образец творческой композиции.
Дети: Как держать бумагу?
Игра: Составление с одного слова худ. направления два и более слов.
Педагог: Изображение (показ наглядности головы ) оленя – первобытный художник передает плавно поворот головы, подмечает направление мышц, как интуитивно (по наитиию) передает серазмерностъ и пропорциональность строения форм, пластичность объемов.
Подведение итогов:
Образы живописи очень наглядны и ярки. Живопись способна запечатлеть сложный мир человеческих чувств и характеров, предать тончайшие изменения в природе, вечные философские идеи и фантастические образы. Вопросы для повторения, закрепления.
- Что такое петроглиф?
- Когда появилось первое изображение?
- Что такое фактура?
Мини выставка.