Класс: 4.
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».
Учебно-методическое обеспечение: Р.Н. Бунеев «Русский язык» 4 класс, часть 2.
Время реализации урока: 45 минут.
Авторский медиапродукт:
- вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала Microsoft PowerPoint, 25 слайдов,
- структура медиапродукта: последовательная модель.
Необходимое оборудование и материалы для урока: компьютер, проектор, экран, карточки с разноуровневым заданием, рабочие тетради по русскому языку.
Цель урока:
- знакомство с новой орфограммой «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода», овладение алгоритмом написания слов с данной орфограммой;
- развитие речи, творческих способностей, расширение кругозора;
- формирование познавательного интереса, учебной мотивации и активности.
Стенограмма урока
1. Оргмомент, приветствие (Слайд 2)
– Здравствуйте, ребята.
– Кто готов к новым открытиям?
– Надеюсь на продуктивную работу.
2. Минутка красивого письма. Словарная работа, актуализация (Слайд 3)
Отгадайте загадку:
Эта буква – хитрый знак,
Не сказать её никак.
Она не произносится,
Но в слово часто просится.
– Эта буква – мягкий знак.
– Напишите строчку букв «ь» (показ учителя).
– Что вы знаете про эту букву?
– Может обозначать мягкость согласных звуков.
– Бывает разделительным, в этом случае стоит между согласным и гласными е, ё, ю, я, и.
– Выполните задание: если вы считаете, что в слове разделительный мягкий знак, то вы обводите его в кружочек, а если он является показателем мягкости, то – подчёркиваете: вьюга, деньки, мальчик, перья, коньки, пальто, воскресенье, письмо, деньги.
– Кто заметил закономерность?
– Это значит, что вы правильно выполнили задание.
3. Определение темы урока (Слайд 4)
– Сегодня мы узнаем ещё об одной особенности мягкого знака.
– Кто может определить, каких слов не хватает в названии темы урока? (Дети не могут дать ответ)
– Если сумеем определить недостающие слова, то мы сможем ещё и сформулировать правило о написании новой орфограммы.
4. Работа с группой картинок (Слайд 5)
– Назовите предметы.
– Тушь, брошь, мелочь, шалаш, кирпич, гараж, книга, ручка.
– К какой части речи относятся?
– Это существительные.
– В каких словах не может быть мягкого знака на конце?
– Книга, ручка.
– Что общего в звучании оставшихся слов? (Какие звуки на конце оставшихся слов?)
– Шипящие.
– Оставшиеся слова разделите на 2 группы.
– Существительные мужского и женского рода.
5. Наблюдение над особенностями написания существительных мужского и женского рода (Слайд 6)
– Посмотрите, как пишутся эти слова.
– Что заметили?
– На конце существительных женского рода мягкий знак есть, а на конце существительных мужского рода – нет.
– Это новая орфограмма.
6. Формулирование темы урока (Слайд 7)
– Кто теперь может назвать пропущенные слова в теме урока?
– «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода»
7. Формулирование правила (Слайд 8)
– Уверена, что вы сможете сформулировать правило.
– После шипящих на конце существительных женского рода пишется мягкий знак.
– Молодцы. Проверьте по учебнику.
– У вас всё получилось.
8. Первичное закрепление новой темы (Слайды 9–12)
– Отгадайте загадку, запишите отгадку с комментированием.
- Его бьют, а он не плачет, только выше, выше скачет. (Мяч)
- По небу лебедь чёрный рассыпал чудо-зёрна. (Ночь)
- Что за весенняя птица может за плугом ходить и кормиться? (Грач)
- Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке, потому что дотемна в норке прячется она (Мышь)
9. Физминутка (Слайд 13)
– Если в слове есть «ь» – выполняете прыжки, если нет – шагаете на месте.
10. Картинный диктант (Слайд 14)
– Итак, что нужно сделать в первую очередь, если встретилось существительное с шипящим на конце?
– Определить род.
– Кто считает, что сможет самостоятельно записать грамотно слова с новой орфограммой?
– Если потребуется помощь – обратитесь к соседу. (Камыш, ключ, врач, стриж, печь, ландыш)
– Сверьте результаты работ в паре.
– Какое слово лишнее?
– Печь, с мягким знаком на конце, остальные существительные мужского рода.
– Какое слово имеет несколько значений?
– Ключ.
11. Работа над многозначным словом «ключ» (Слайд 15)
– Составьте предложение со словом «ключ», чтобы было понятно его значение.
12. Работа с пословицей (Слайд 16)
– Попробуйте «собрать» пословицу.
– Мал ёрш, да колюч.
– В какой ситуации её можно употребить?
13. Беседа о речных рыбах, рыбалке (Слайды 17, 18)
– Кто был на рыбалке? Что запомнилось? и т.д.
14. Минутка релаксации под звуки природы (Слайд 19)
15. Рассматривание фотографий на тему «Удачная рыбалка» (Слайды 20, 21)
16. Работа по карточкам с текстом «Рыбная ловля»
Разноуровневое задание:
1) Списать, вставив пропущенные буквы.
Дорога шла через густую рож__. Под корнями старой берёзы бьёт холодный ключ__. Мы подошли к реке и поставили шалаш__. Наступила ноч__. Кругом тиш__. Сначала попадалась мелоч__. Но скоро мне попался ёрш__, а у дяди на леске бился жирный лещ__. Вот и полноч__. Ночной пейзаж__ был удивительно красив.
2) Списать, вставив существительные с шипящими на конце.
Дорога шла через густую ___. Под корнями старой берёзы бьёт холодный ___. Мы подошли к реке и поставили ____. Наступила ___. Кругом ___. Сначала попадалась ____. Но скоро мне попался ____, а у дяди на леске бился жирный ____. Вот и _____. Ночной ____был удивительно красив.
Проверка (Слайд 22)
17. Задание-«ловушка» (Слайд 23)
– Какие слова написаны неверно? (Дети выясняют, что все слова написаны правильно, в зависимости от части речи, формы слова)
18. Рефлексия (Слайд 24)
– Продолжите фразу: «Я узнал, что …..», «Мне понравилось…..»
– Кто доволен своей работой?
– Как вы думаете, что ещё необходимо нам сделать, над чем поработать, чтобы не допускать ошибок в словах с новой орфограммой?
– Выберите рисунок, соответствующий вашему настроению.
19. Домашнее задание
– Составить карточку или сочинить сказку на новое правило.
20. Благодарность за работу (Слайд 25)