Честь по заслугам. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель:

  • Показать, что Честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты).
  • Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям России.
  • Развитие способности анализировать информацию

(Слайд 1)

Учитель:

Сегодня на уроке я пожелаю
узнать много нового, интересного;
хорошего настроения;
поделиться своими знаниями;
увидеть в своих одноклассниках добрых друзей;
научиться слушать других людей.

Про человека с чистой совестью и благородством души говорят: «Это человек чести». (Слайд 2) Праведнику воздают честь и хвалу. Народная мудрость учит: «Береги честь смолоду».

– Что общего в этих определениях? (Слово «честь»)

– Какова тема нашего урока? (Ответы детей)              

(Слайд 3)

Учитель: Честь. Честь по заслугам.

Сегодня мы увидим, насколько важны почет и уважение.

Услышим, что благодарность и признание людей – главное для честного человека.

Почувствуем важность, гордость за наших земляков.

(Слайд 4)

Ресурсный круг:

Что стоит за словом «честь»? А поможет нам в этом лента («Георгиевская лента»)

Честь – это верно служить Родине…

(Мнение каждого ребёнка, лента передается).

Вы по единой цепочке передали то, что заложено в словаре.

Честь – это (Слайд 5)  достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чести.                

Мы держим в руке ленту. А почему именно такую? Может вы еще где-то видели такую же ленту?                   

(Ответы детей) 

(Слайд 6)

Учитель: Георгиевская лента – символ военной доблести.

Более двух веков назад в России был учрежден орден – Георгиевский крест (Слайд 7)

Давайте посмотрим, какова же история Георгиевского креста?

Кто изображен на кресте? (Ответы ребят)

А почему именно такое изображение, нам об этом расскажет…

Символ ордена – всадник, поражающий копьём дракона – олицетворял мужественного воина, способного отстоять свою землю от врагов. На Руси этот образ связывался с именем Георгия Победоносца.

В Киевской Руси он был небесным покровителем русского воинства. Всадник с копьём появляется на печатях, монетах московской Руси. В 1730 году Георгий Победоносец появляется на гербе города Москвы.

Учитель: А сейчас, где мы с вами можем встретить изображение Георгия Победоносца? (деньги, герб, картины и.т.д.) (Слайд 8)

– А какова история самого креста? (Слайд 9)

Об этом нам поведает…

Крест – символ победы добра.

Орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия – боевая награда русского офицера – был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время Это была исключительно почетная награда. Георгиевский орден был разделен на четыре степени и поэтому мог стать отличием любого офицера и солдата. Полных Георгиевских кавалеров, т.е. тех, кто имел все четыре степени, было всего четыре человека. (Слайд 10)

Кого могли наградить такой наградой? Каким должен быть этот человек? (Смелый, храбрый, мужественный и т.д., вера, правда, сила воли)

Учитель: Этим орденом награждались те, кто проявил особенную храбрость. И среди четырех кавалеров Георгия знаменитый русский полководец М.И. Кутузов. (Слайд 11)

– Почему жизнь и служение Кутузова – подвиг? (Полководец изгнал Наполеона, освободил Россию, проявил силу воли в защите Москвы (Фили, Бородино))

Георгиевские кавалеры пользовались всенародной любовью и уважением. (Слайд 12) Эту награду мог получить человек, который служил Отечеству верой и правдой. Это была честь по заслугам.

Вывод. Слава воинской доблести

(Слайд 13)         

Можно ли совершить подвиг в мирное время трудом разума, сердца и души? (Ответы детей)

Да, наша страна может гордиться многими великими именами.

(Ученики читают стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»).

Это стихотворение в прошлом веке знал каждый ученик.

В этом стихотворении речь идет об удивительной судьбе великого русского ученого М.В. Ломоносова. (Слайд 14)

(Работа с учебником, читается отрывок текста на стр. 36-37)

За что русский народ воздает ему честь и хвалу? (Сила разума, умный, ученый во многих науках)

Вывод. Честь и слава мудрости.

Но история нашей страны может назвать много имён великих людей, есть они и среди наших земляков. (Слайд 15) Им поставлены памятники, их именами названы улицы, города, пароходы, они являются почетными гражданами города.

(Слайд 16)

Рассказ ученицы:

Мой прадед, Сидоров Михаил Иванович – ветеран трудового фронта, Ветеран труда.

Принимал участие в строительстве Ленска.

Заслуженный работник науки и культуры СР(Я)

Трудовая энергия Михаила Сидорова отмечена многими медалями. (Слайд 17)

Оставил свой след  Михаил Иванович Сидоров в памяти народной, в друзьях, в своих песнях.  А я, его правнучка,  буду стараться,  сохранять память о прошлом моего прадеда, связанном в историей города, района, республики.

(Слайд 19)

Рассказ ученика:

Мой дед, Петр Степанович Никонов, отец моей мамы, – участник Великой Отечественной войны.  Внес большой вклад   для развития  города, района. После окончания войны начал трудиться в Орто-Нахаринском колхозе, затем был переведен управляющим в совхоз Беченча. В 70-х годах стал председателем  Беченчинского Сельсовета. Многие жители Беченчи помнят Петра Степановича, как доброго наставника, отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь. Петр Степанович Никонов награжден Орденом Отечественной войны 1-ой степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медалью «За доблестный труд» и многими другими наградами. Вот уже как десять лет моего деда нет в живых, но жива память о нем. Мы гордимся его делами.

(Слайд 20)

Рассказ ученицы:

У нас в гостях замечательный человек, великий труженик… (это моя бабушка Вацлава Брониславовна Левандовская, за  высокие заслуги перед народом, Родиной моя бабушка и её семья была награждена впервые введенным в этом году в республике почетным знаком известного мецената Якутии Степана Прокопьевича Алексеева)

– В.Б, а, что для Вас значит слово «честь»?

Учитель: Вас смело можно назвать героем Отечества. Вы своим трудом достойны уважения. Мы Вами гордимся. Как хорошо, что у нас в Ленске трудятся такие замечательные люди.18 июля 2007 года постановлением главы города С.И. Высоких было утверждено Положение о знаке «За заслуги перед городом»  (Слайд 21)

Главной наградой города Ленска награждены…  (Слайд 22)

Говорят: «Труд – дело чести. Труд без награды не бывает».

Вывод. Честь – награда за праведный  труд.

Заключительная часть:

Вывод. Сегодня на уроке мы говорили с вами о воинской доблести, о чести по заслугам перед Отечеством, о чести за праведный труд.

Ресурсный круг: «Что нужно, чтобы беречь честь смолоду?»

Домашнее задание: узнать об известных людях города, а может и в вашей семье есть герои Отечества.