Цель:
- Показать, что Честь воздаётся по заслугам (военным, ученым, за духовные высоты).
- Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям России.
- Развитие способности анализировать информацию
(Слайд 1)
Учитель:
Сегодня на уроке я пожелаю
узнать много нового, интересного;
хорошего настроения;
поделиться своими знаниями;
увидеть в своих одноклассниках добрых друзей;
научиться слушать других людей.
Про человека с чистой совестью и благородством души говорят: «Это человек чести». (Слайд 2) Праведнику воздают честь и хвалу. Народная мудрость учит: «Береги честь смолоду».
– Что общего в этих определениях? (Слово «честь»)
– Какова тема нашего урока? (Ответы детей)
(Слайд 3)
Учитель: Честь. Честь по заслугам.
Сегодня мы увидим, насколько важны почет и уважение.
Услышим, что благодарность и признание людей – главное для честного человека.
Почувствуем важность, гордость за наших земляков.
(Слайд 4)
Ресурсный круг:
Что стоит за словом «честь»? А поможет нам в этом лента («Георгиевская лента»)
Честь – это верно служить Родине…
(Мнение каждого ребёнка, лента передается).
Вы по единой цепочке передали то, что заложено в словаре.
Честь – это (Слайд 5) достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чести.
Мы держим в руке ленту. А почему именно такую? Может вы еще где-то видели такую же ленту?
(Ответы детей)
(Слайд 6)
Учитель: Георгиевская лента – символ военной доблести.
Более двух веков назад в России был учрежден орден – Георгиевский крест (Слайд 7)
Давайте посмотрим, какова же история Георгиевского креста?
Кто изображен на кресте? (Ответы ребят)
А почему именно такое изображение, нам об этом расскажет…
Символ ордена – всадник, поражающий копьём дракона – олицетворял мужественного воина, способного отстоять свою землю от врагов. На Руси этот образ связывался с именем Георгия Победоносца.
В Киевской Руси он был небесным покровителем русского воинства. Всадник с копьём появляется на печатях, монетах московской Руси. В 1730 году Георгий Победоносец появляется на гербе города Москвы.
Учитель: А сейчас, где мы с вами можем встретить изображение Георгия Победоносца? (деньги, герб, картины и.т.д.) (Слайд 8)
– А какова история самого креста? (Слайд 9)
Об этом нам поведает…
Крест – символ победы добра.
Орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия – боевая награда русского офицера – был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году. Он давался только за конкретные подвиги в военное время Это была исключительно почетная награда. Георгиевский орден был разделен на четыре степени и поэтому мог стать отличием любого офицера и солдата. Полных Георгиевских кавалеров, т.е. тех, кто имел все четыре степени, было всего четыре человека. (Слайд 10)
Кого могли наградить такой наградой? Каким должен быть этот человек? (Смелый, храбрый, мужественный и т.д., вера, правда, сила воли)
Учитель: Этим орденом награждались те, кто проявил особенную храбрость. И среди четырех кавалеров Георгия знаменитый русский полководец М.И. Кутузов. (Слайд 11)
– Почему жизнь и служение Кутузова – подвиг? (Полководец изгнал Наполеона, освободил Россию, проявил силу воли в защите Москвы (Фили, Бородино))
Георгиевские кавалеры пользовались всенародной любовью и уважением. (Слайд 12) Эту награду мог получить человек, который служил Отечеству верой и правдой. Это была честь по заслугам.
Вывод. Слава воинской доблести
(Слайд 13)
Можно ли совершить подвиг в мирное время трудом разума, сердца и души? (Ответы детей)
Да, наша страна может гордиться многими великими именами.
(Ученики читают стихотворение Н.А. Некрасова «Школьник»).
Это стихотворение в прошлом веке знал каждый ученик.
В этом стихотворении речь идет об удивительной судьбе великого русского ученого М.В. Ломоносова. (Слайд 14)
(Работа с учебником, читается отрывок текста на стр. 36-37)
За что русский народ воздает ему честь и хвалу? (Сила разума, умный, ученый во многих науках)
Вывод. Честь и слава мудрости.
Но история нашей страны может назвать много имён великих людей, есть они и среди наших земляков. (Слайд 15) Им поставлены памятники, их именами названы улицы, города, пароходы, они являются почетными гражданами города.
(Слайд 16)
Рассказ ученицы:
Мой прадед, Сидоров Михаил Иванович – ветеран трудового фронта, Ветеран труда.
Принимал участие в строительстве Ленска.
Заслуженный работник науки и культуры СР(Я)
Трудовая энергия Михаила Сидорова отмечена многими медалями. (Слайд 17)
Оставил свой след Михаил Иванович Сидоров в памяти народной, в друзьях, в своих песнях. А я, его правнучка, буду стараться, сохранять память о прошлом моего прадеда, связанном в историей города, района, республики.
(Слайд 19)
Рассказ ученика:
Мой дед, Петр Степанович Никонов, отец моей мамы, – участник Великой Отечественной войны. Внес большой вклад для развития города, района. После окончания войны начал трудиться в Орто-Нахаринском колхозе, затем был переведен управляющим в совхоз Беченча. В 70-х годах стал председателем Беченчинского Сельсовета. Многие жители Беченчи помнят Петра Степановича, как доброго наставника, отзывчивого человека, всегда готового прийти на помощь. Петр Степанович Никонов награжден Орденом Отечественной войны 1-ой степени, медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией», медалью «За доблестный труд» и многими другими наградами. Вот уже как десять лет моего деда нет в живых, но жива память о нем. Мы гордимся его делами.
(Слайд 20)
Рассказ ученицы:
У нас в гостях замечательный человек, великий труженик… (это моя бабушка Вацлава Брониславовна Левандовская, за высокие заслуги перед народом, Родиной моя бабушка и её семья была награждена впервые введенным в этом году в республике почетным знаком известного мецената Якутии Степана Прокопьевича Алексеева)
– В.Б, а, что для Вас значит слово «честь»?
Учитель: Вас смело можно назвать героем Отечества. Вы своим трудом достойны уважения. Мы Вами гордимся. Как хорошо, что у нас в Ленске трудятся такие замечательные люди.18 июля 2007 года постановлением главы города С.И. Высоких было утверждено Положение о знаке «За заслуги перед городом» (Слайд 21)
Главной наградой города Ленска награждены… (Слайд 22)
Говорят: «Труд – дело чести. Труд без награды не бывает».
Вывод. Честь – награда за праведный труд.
Заключительная часть:
Вывод. Сегодня на уроке мы говорили с вами о воинской доблести, о чести по заслугам перед Отечеством, о чести за праведный труд.
Ресурсный круг: «Что нужно, чтобы беречь честь смолоду?»
Домашнее задание: узнать об известных людях города, а может и в вашей семье есть герои Отечества.