Цели урока:
1) обучить технологии работы с текстом при подготовке к сжатому изложению;
2) используя метод аудирования, развивать речевой слух, оперативную память, навык вероятностного прогнозирования;
3) воспитание чувства патриотизма.
Оборудование: мультимедийный проектор
Ход урока
1. Орг. момент.
Итак, однажды по лесу шел мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. "Что ты делаешь?"– спросил мудрец. "Не видишь – я работаю!" – сердито ответил лесоруб. "Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдет гораздо быстрее," – посоветовал мудрец. "Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо," – ответил упрямый лесоруб.
Не так ли и мы, торопясь сделать что-то, не думаем, как можно заточить наши инструменты?
2. Вступительное слово учителя: цели, план работы (слайд 2).
3. Подготовка учащихся к первому прослушиванию текста (даётся установка и формулируется коммуникативная задача)
– что вы будете делать при первом прослушивании текста?
(Внимательно слушаем, про себя проговариваем вслед за учителем, стараемся зрительно представить себе то, что слышим)
– каковы ваши действия после прослушивания? (определяем тип речи, стиль, тему, основную мысль текста, составляем план)
4. Чтение текста учителем.
… Различная сила воздействия пейзажа зависит от степени его родственности нашим ощущениям.
Мы никогда не променяем на самые торжественные красоты тропиков и Запада наши скромные дали. Мы родились и жили “под сереньким ситцем этих северных тихих небес”, их красота слилась со всей нашей жизнью, они были ее свидетелями, и потому только мы можем с полной силой ее ощутить и понять. Исключения бывают редко.
Во время путешествий мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу русскую. Наоборот, чем ярче чужое, тем ближе свое. Ничто – ни лиловый пожар Эгейского моря, ни розовеющий мрамор и алые олеандры Эллады, ни синий сказочный воздух Сицилии, ни золотая тусклая дымка над бессмертным Парижем, – ничто не только не может приглушить нашу память о своей стране, но, наоборот, доводит ее до почти болезненной остроты. Я испытал это на себе, когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой, как старая позолота, листвой, с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики. И у меня заныло сердце.
К.Г. Паустовский
5. Осмысление текста учащимися (речеведческий анализ текста).
Релаксация. Прежде чем мы с вами начнём обсуждение того, что у вас получилось, давайте представим, что вы – автор. Это вы написали текст, с которым мы только что работали. Что видел, слышал и чувствовал автор в момент написания? Итак, 1-ый ряд – вы только видите, 2-ой ряд – вы только слышите, 3-ий ряд – вы только чувствуете.
30 секунд на размышление.
Ученики.
1 ряд – я вижу…, 2 ряд – я слышу…, 3 ряд – я чувствую…Вот сколько разных образов создаётся, когда вы только слушаете этот текст.
6. Обсуждение результатов. Образец представлен на слайде (слайд 3).
Каков тип речи этого текста?
К какому стилю относится текст?
Какова тема текста?
Определите основную мысль.
Назовите последовательность микротем, то есть план.
На каком приеме построен текст? (антитеза: наши скромные дали, серенький ситец северных небес и блеск чужеземной природы, красоты тропиков).
Для чего нам важно определить тип речи, стиль текста, тему и основную мысль? (чтобы при передаче текста сохранить тип речи и стиль текста, донести основную мысль автора)
7. Вторичное чтение текста.
Коммуникативная задача: прослушайте текст и, используя в качестве опоры план (слайд 4), выпишите ключевые слова, словосочетания, которые передают авторский замысел, стиль и несут основную информацию.
8. Самостоятельная работа с черновиком.
9. Обсуждение результатов, сопоставление с образцом (слайд 5)
10. Используя рабочие материалы урока, создайте текст (слайд 6).
Различная сила воздействия пейзажа зависит от (чего?)
Мы никогда не променяем на (что?) Их красота слилась ( с чем?)
Во время путешествий мы бываем восхищены (чем?), но она не сможет затмить (что?) Наоборот… Ничто не только не может приглушить (что?) но, наоборот, доводит ее до (чего?) Я испытал это на себе, когда среди (чего?) вспомнил (что?) И у меня…
Вы видите перед собой деформированный текст. Какие части предложений сохранены, а каких нет? Почему?
11. Рефлексия: сравните с образцом (слайд 7).
Посмотрите, какой текст должен был у вас получиться.
Удалось ли нам сохранить тип речи, стиль, тему и основную мысль исходного текста?
Какие слова вы использовали, чтобы восстановить текст?
12. Сравнение с исходным текстом (слайд 8).
Посмотрите, какой текст у нас был.
Объясните, какие части текста подверглись сжатию и почему?