Некоторые рыбы живут в орурцах? Тип Иглокожие

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Тип урока:

  • по дидактической цели – изучение нового материала;
  • по способам организации – комбинированный.

Цели урока:

Образовательная: сформировать знания о строении, многообразии и роли иглокожих в природе и жизни человека.

Развивающая: продолжить развивать умения …

  • самостоятельно работать с учебником, рисунками; использовать их для ответов на вопросы;
  • сравнивать, находить сходство и различия,
  • доказывать относительность приспособленности.

Воспитательная: воспитание коммуникативных качеств.

Место в системе уроков по изучаемой теме: программой отведен 1 ч. на изучение этой темы, на усмотрение учителя.

Данная тема  имеет элементы занимательности и позволяет проследить связь между беспозвоночными и хордовыми животными  (происхождение от кольчецов; признаки сходства с хордовыми на личиночной стадии и у древних форм).

Оснащенность урока: ноутбук, проектор, учебник, карточки-задания

Домашнее задание: стр. 170–175, сообщение об интересных особенностях иглокожих или кроссворд.

Ход урока

I. Изучение нового материала

(Слайд 1)

Некоторые рыбы живут в огурцах? Этот вопрос был вам задан на маршруте в «День науки и творчества».

Сегодня мы рассмотрим основные черты сравнения и многообразие беспозвоночных морских животных, в названиях которых есть упоминание не только о растениях и наземных животных, но о космических телах.

Итак, тема нашего урока: Тип Иглокожие

Давайте с вами рассмотрим характеристику этого типа животных:

Конспект в тетрадях по плану

  1. Форма тела. Систематика.
  2. Особенности скелета.
  3. Симметрия.
  4. Расположение ротового отверстия.
  5. Особенности развития.
  6. Возможность восстанавливать утраченные органы.

– Что можно сказать о покровах этих животных? (Это животные, у которых есть иглы)

(Слайд 2)

По форме эти животных разнообразны и именно ей многие из них обязаны своими названиями.

  1. Пластинка (Слайд 3)

Морские маргаритки. Впервые были найдены на затонувших бревнах у берегов Новой Зеландии в 1986г. Они имеют уплощенное дисковидное тело с многочисленными краевыми иглами, придающими животному  сходство с цветком дикой маргаритки. Размеры менее 1см. не имеют лучей. Кишечник частично или полностью редуцирован. Их питание происходит за счет всасывания продуктов бактериального разложения древесины, для этого морские маргаритки тесно прижимаются ртом к поверхности гниющей древесины.

  1. Причудливый цветок (Слайд 4)

Морские лилии – животные с телом в виде чашечки. В центре которой находится рот, а вверх отходит венчик из ветвящихся лучей, вниз от чашечки отходит стебелек, который прирастает к грунту.  Часто ярко и пестро окрашены.

  1. Звезда (Слайд 5)

Морские звезды и офиуры (змеехвостки). Свое название получили за своеобразный способ передвижения – когда они ползут по дну, их «руки» извиваются как змеи.  Число лучей 5 (редко 10), в них нет отростков внутренних органов и существую четкая граница с центральным диском, в отличие от морских звезд.

  1. Шар или диск (Слайд 6)

Морские ежи. Иглы служат для передвижения, питания и защиты, у некоторых видом они ядовиты. Главным естественным врагом морского ежа является калан. Поймав ежа, калан либо долго крутит его в лапах, чтобы помять иголки и потом съедает; либо разбивает ежа камнем на собственной груди. Возраст морских ежей определяется количеством годичных колей на пластинках панцирей, в среднем это 10–15 лет, максимум 35 лет. В то же время, была информация о том, что обнаружены ежи возрастом 200 лет и возможно они бессмертны.

  1. Червеобразная (Слайд 7)

Голотурии или морские кубышки.  Виды, употребляемые в пищу – трепанги.  Древние китайцы издавна использовали трепанг как действенное средство против многих недугов и силу лечебного действия ценили наравне с женьшенем. Древние императоры использовали настой из трепанга как омолаживающий эликсир.

При подготовке к уроку я выбрала факты интересные мне, вам предлагается подготовить дома сообщение с интересными для вас особенностями животных типа Иглокожие.

Эти животные имеют известковый скелет.

(Слайд 8)

Сейчас мы с вами посмотрите кинофрагмент (кинофрагмент на диске «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»)

– Какая особенность отличает морских звезд от ранее изученных животных?

– Какой вид симметрии характерен для иглокожих?

Радиальная или лучевая симметрия: по мнению ученых, предки иглокожих были прикрепленными и у них возникла радиальная симметрия. Потом иглокожие стали ползать по дну, но не очень быстро, и лучевая симметрия им не мешала. Несмотря на внешнее несходство, иглокожие – довольно близкие родственники хордовых. Древние представители имели двустороннюю симметрию, хвост, возможно жаберные щели.

(Слайд 9)

Уникальной особенностью иглокожих является наличие амбулакральной системы. Амбулакральные ножки для многих иглокожих – основные органы передвижения. При сокращении ампул, расположенных в разветвлениях каналов, внутрь ножки нагнетается вода, и та распрямляется и выпячивается. На конце ножки есть присоска, смазанная слизью. Присосавшись ко дну, ножка сокращается; в результате вода снова выходит в ампулу, а тело подтягивается.

(Слайд 10)

У морских ежей в глубине ротового отверстия имеется особый жевательный аппарат «аристотелев фонарь», на вершине которого расположены  пять очень прочных челюстей, могущих высовываться изо рта. С их помощью ежи соскребывают пищу с камней. Некоторые виды могут сверлить норы в скалах.

(Слайд 11)

Интересны и особенности размножения и развития. Личинка двустороннесимметрична и не похожа на взрослую особь. А превращаясь во взрослую особь, претерпевает сложный метаморфоз, причем у многих видов она временно прикрепляется ко дну. Исследования эмбриологов показали, что развитие иглокожих во многом сходно с развитием ланцетника – примитивного хордового. Это является главным свидетельством родственных отношений между иглокожими и хордовыми. В результате дробления у иглокожих формируется бластула, покрытая жгутиками. На ее заднем конце образуется втягивание – зачаток кишечника. Однако в дальнейшем на месте втягивания развивается не рот, а анальное отверстие. Рот прорывается на брюшной стороне в передней части тела личинки. Животных с такими особенностями эмбрионального развития относят к группе вторичноротых.

(Слайд 12)

II. Вопросы для обсуждения:

  1. Что представляют собой покровы иглокожих? Как они двигаются?
  2. Как происходит газообмен и выделение у иглокожих?
  3. Как устроена нервная система и органы чувств?
  4. Как происходят дыхание, пищеварение и выделение?
  5. Что такое гермафродитизм и регенерация?
  6. Какова роль иглокожих в водных природных сообществах?
  7. Можно ли сравнить иглокожих с хордовыми? Найти черты сходства и различия.
  8. На конкретных примерах докажите относительность приспособленности иглокожих к середе обитания.

Вопросы с 1 по 5 распределены по группам, а с 6 по 8 – общие для всех.

(Слайд 13)

III. Характеристика

Проверяем записи в тетради и дополняем их.

IV. Закрепление

(Слайд 14)

Задание 1. Верно/ неверно

  1. Иглокожие – обитатели морей.
  2. Предками иглокожих являются древние многощетинковые кольчецы
  3. Голотурии относятся к классу морских ежей
  4. Органы чувств иглокожих развиты слабо.
  5. Все иглокожие – гермафродиты.
  6. Морские звезды передвигаются с помощью лучей.
  7. Иглокожие дышат всей поверхностью тела.

(Слайд 15)

Задание 2. Вставьте пропущенные слова

Иглокожие — обитатели ________ , преимущественно ______животные, способные к _________передвижению. Тип включает около ______ современных видов. Размеры иглокожих от нескольких___до____. Предками иглокожих и _______ считают ________ животных, выделившихся из группы древних________.

(Слайд 16)

– Какие из рассмотренных нами животных похожи на огурцы?

Интересные факты о голотуриях

Крупные экземпляры морских огурцов порой предоставляют кров маленькой прозрачной «жемчужной» рыбке Carapus affinis, которая хвостом вперед проникает в анальное отверстие хозяина. С помощью этого отверстия морские огурцы дышат, вернее втягивают в себя насыщенную кислородом воду. Полость, открывающаяся таким отверстием, представляет собой удобное жилище для рыбки, поскольку здесь она защищена и имеет запас свежей воды. Часто можно наблюдать, как рыбка высовывает голову из отверстия; но свое убежище она покидает лишь в ночное время, отправляясь на поиски пищи.

Некоторые морские огурцы, когда на них нападают или досаждают им, через ротовое или анальное отверстие швыряют во врага свои внутренности. Извержение может произойти даже через разрыв в боку животного. Продукты этого извержения отчасти представляют собой массу слизистых нитей; разбухая, они образуют клейкую сеть, которая опутывает омаров, крабов и других хищников. Морской огурец, по-видимому, ничуть не страдает от подобной операции. Спустя шесть-восемь недель у него отрастает новая «серия» внутренних органов.

Литература:

  1. Бенуж Е.М. Тесты по биологии к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие организмов. 7 класс». Москва: Экзамен, 2008.
  2. Захаров В.Б. Учебник. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Москва: Дрофа, 2008.
  3. Захарова Н.Ю. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие организмов. 7 класс». Москва: Экзамен, 2008.

Интернет-ресурсы:

  1. Голотурии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Holothuroidea
  2. Кто такой "морской огурец"?.. Почему его так назвали? http://otvet.mail.ru/question/13564385/
  3. Малахов В.В. Новые группы беспозвоночных животных. http://window.edu.ru/window/library?p_rid=20595
  4. Морские лилии. http://ru.wikipedia.org/wiki/Crinoidea
  5. Офиуры. http://ru.wikipedia.org/wiki/Ophiuroidea
  6. Чудодейственные свойства Дальневосточного трепанга. http://www.trepang.ru