Масштабы и темпы урбанизации

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (444 кБ)


Учебно-методический комплекс: Учебник В.П. Максаковский  «Социальная и экономическая география мира. 10 класс» – основной учебник, В.Н. Холина, А.С. Наумов, И.А. Родионова «Социально-экономическая география мира. Справочное пособие», М: Дрофа, 2008 г., атлас «География 10 класс».

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями и главными чертами урбанизации в мире в целом и его отдельных субрегионах.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление об урбанизации как о всемирном процессе.
  • Рассмотреть особенности процесса урбанизации, выявить причины и тенденции его развития.
  • Рассмотреть особенности размещения городского населения в развитых и развивающихся странах.

Развивающие:

  • Продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа.
  • Продолжить развитие навыков работы с первичными источниками информации.
  • Закрепление умений и навыков работы с учебником и различными видами статистического материала и картами атласа.

Воспитательные:

  • Прививать умение слушать учителя и своих одноклассников.

Оборудование: Карта «Плотность населения и крупнейшие агломерации мира», политическая карта мира, статистические материалы, мультимедийная презентация,  компьютер, мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка ранее изученного материала.

  1. Назовите мировые религии и расскажите о их размещении на Земле.
  2. Как вы объясните территориальный разрыв между районов возникновения и ареалами современной концентрации верующего населения мировых религий?
  3. Работа с карточкой – 1 человек.

III. Объяснение нового материала.

Мы продолжаем изучать население мира. Сегодня мы будем говорить о городах и их роли в современном мире, рассмотрим особенности городского населения и  его размещения в разных районах мира, вспомним старые и познакомимся с новыми терминами.

Люди, как правило, не живут изолированно. Они концентрируются в поселениях, где на ограниченной территории компактно размещены дома, места работы, учебы, магазины, банки и т. п. Человеческие поселения занимают очень маленькую долю от площади Земли (около 1%), но оказывают огромное влияние на экономику и культуру, являясь центрами инноваций, кроме того, в городах проживает 47% населения мира.

Вопрос: Вспомните из курса истории, когда и где появились первые города, что послужило причиной возникновения городов?

Главной причиной формирования городской сети стали разделение ремесла и сельского хозяйства, а так же появление добавочного продукта, который можно было обменять или продать. Наиболее древние города возникли по берегам рек Нил, Тигр и Евфрат как центы торговли.

В средние века самыми большими городами мира были Нанкин (Китай, 470 тыс. чел.), Каир (Египет, 450 тыс. чел.), Виджаванагар (Индия, 350 тыс. чел.), Пекин (Китай, 320 тыс. чел.). Крупнейшим городом Европы был Париж (275 тыс. чел.), почти в два раза от него отставали Милан и Венеция, а население Лондона едва достигало 50 тыс. чел.

К началу ХIХ в. появился первый город-миллионер – Пекин, крупнейшими городами Европы стали Лондон (860 тыс. чел.), Париж (550 тыс. чел.), Неаполь (430 тыс. чел.), Константинополь (570 тыс. чел.), контролирующий стратегические проливы Средиземноморья. В Азии резко увеличилась численность населения в городах Японии – Токио (690 тыс. чел.), Осаке и Киото (по 380 тыс. чел.).

В мировой практике не существует единых критериев выделения города, поэтому данные национальной статистики о численности и доле городского населения являются несопоставимыми. В одних странах к городам относятся все административные центры, независимо от численности проживающего в них населения, в других, кроме показателя людности, учитывается плотность населения, наличие городских удобств, структура занятости. Различается и такой показатель, как число жителей в городе. Так, например, В Дании, Швеции и Финляндии к городу относится поселение с числом жителей свыше 200 человек, в Канаде, – свыше 1 тыс. человек, в Индии – свыше 5 тыс. человек, а в Японии – свыше 30 тыс. человек. Да и по внешнему виду населенного пункта, называемого «город», тоже нельзя принять однозначное решение.

Вопрос: Так что же существует общего у всех городских поселений, что их объединяет?

Слайд 2.

Признаки городского поселения:

  1. значительная численность населения, занятого преимущественно вне сельского хозяйства.
  2. характер жилой застройки – преобладание высотных зданий, большое количество учреждений.
  3. более высокая плотность населения;
  4. исторически сложившийся статус города – самый маленький город югославский Хум. Число постоянный жителей 25 человек, но имеет статус города с XIII века.
  5. административные функции;
  6. уровень благоустройства.

Вопрос: Какие функции выполняет современный город. Для ответа на этот вопрос прочитайте текст учебника на странице 74.

Слайд 3.

Главные функции городов:

  1. производство товаров и услуг;
  2. управление;
  3. межрайонный обмен;
  4. транспортные центры;
  5. культурные.

По особенностям выполняемых функций города делятся на многофункциональные и однофункциональные.

К числу наиболее важных социально-экономических процессов современного общества относится урбанизация.

Вопрос: Из курса географии 9 класса вспомните, что такое урбанизация. Найдите определение в тесте учебника, впишите его в тетрадь.

В мировом процессе урбанизации выделяют 3 этапа:

  1. Начальный этап (локальный)– XIX век. Процесс урбанизации начался в Европе и Северной Америке; . Так, среди жителей Англии и Уэльса в середине 19 в. горожан было 50% (в мире – 6,3%), а в начале 20 в. – уже 75%. За счет урбанизации на Западе доля горожан во всем мире выросла с 5,1 % до 13,6 %.
  2. Планетарный этап –  первая половина XX века. Этот этап характеризуется ускорением роста городского населения и распространением урбанизации почти на все регионы мира; За 50 лет 20 в. горожан стало больше на 0,5 млрд. Этот этап характеризуется развитием в основном больших городов (100 тыс. чел. и более). Если в 1800 г. их было 65, 1900 г. – 360, то в 1950 г. – 950.
  3. Глобальный этап  – вторая половина XX века. Для этого этапа характерно еще большее ускорение темпов роста городского населения, развитие больших городов, переход от точечного города к агломерации (территориальной группировке городов и сельских поселений), а также формирование мегалополисов (слияние городских агломераций), что приводит к распространению городского образа жизни на сельскую местность. Современная урбанизация характеризуется преимущественным развитием крупных (свыше 500 тыс. жителей) и миллионных городов и является одним из факторов глобализации мира.

Современная урбанизация как всемирный процесс обладает общими чертами, характерными для большинства стран.

Задание: В тексте учебника (стр. 75-76) определите главные черты урбанизации.

Слайд 4.

  1. Быстрые темпы роста городского населения, особенно в наименее развитых странах.

Рост доли городского населения и числа городских агломераций, 1700–2015 гг.:

Год

1700

1800

1900

1950

1980

1990

2007

2015

% городского населения

10

12

13

30

39

43

50

58

Вопрос: Прокомментируйте пример 1 на странице 76 и данные таблицы 3 на странице 77 учебника. Для каких регионов мира характерен наиболее высокие темпы урбанизации. Прокомментируйте данные слайда.

Комментарии к слайду 5.

рис.1
  1. Концентрация населения и хозяйства в основном в больших городах.

Вопрос: С чем, на ваш взгляд, связана данная тенденция?

Слайд 6.

Среди крупнейших городов особо выделяют города миллионеры.

рис.2

Год

1700

1800

1900

1950

1970

1990

2005

2015

Число городских агломераций с населением более 1 млн. чел.

0

1

16

83

165

326

447

564

Слайд 7.

  1. «Расползание» городов, расширение их территорий.

Переход от компактного, точечного года к городским агломерациям.

Вопрос: Вспомните, что такое городская агломерация?

Агломерация – территориальные скопления городского и сельского населения вокруг крупного города.

Задание: По рисунку 17 на странице 76 в учебнике определите наиболее крупные городские агломерации мира и закономерности их размещения.

Следующая стадия городского развития – это уже срастание агломераций между собой и возникновение мегалополисов. В настоящее время в мире насчитывается 6 мегаполисов. (Работа с картой и мультимедиа слайд 8.)

При наличии общих черт процесс урбанизации в разных странах имеет свои особенности, которые выражаются в уровне и темпах урбанизации.

Слайд 9.

По уровню урбанизации можно выделить:

Высокоурбанизированные страны

Среднеурбанизированные страны

Слабоурбанизированные страны

Доля городского населения более 50%

Доля городского населения 20-50%

Доля городского населения менее 20%

Вопрос: На основе анализа рисунка 18  на странице 77 назовите страны, которые относятся к  каждой группе стран.

Уровень урбанизации в разных регионах мира различен. Наиболее высок он в Северной Америке, Зарубежной Европе, Латинской Америке и Австралии (71–75%); средний уровень – в Зарубежной Азии (особенно в Южной и Юго-Восточной) и Африке (27–34%), низкий уровень – Эфиопия, Непал, Уганда.

Страны с минимальной и максимальной долей городского населения в мире и в России, 2005 г.

рис.3

По темпам урбанизации резко различаются развитые и развивающиеся страны. В развивающихся странах темпы роста городского населения в 4,5 раза превышают темпы развитых стран. Наиболее высоки они в Африке и Зарубежной Азии, в странах, где уровень урбанизации сегодня наиболее низок. Высокие темпы роста численности горожан в развивающихся странах получили название «городской взрыв».

Пространственная дифференциация процесса урбанизации велика и разнообразна. Развитие промышленности в Азии и Латинской Америке привело к бурной урбанизации. Урбанизация в этих  странах началась недавно и проходит более высокими темпами, чем в развитых. В них основным фактором роста городов, как правило, является миграция из сельской местности в города по экономическим причинам, большое значение имеют и высокие темпы естественного прироста населения. Важную роль при переселении в города имеют и социально психологические мотивы – престижность жизни в городе, возможность получения образования. Однако из за общей хозяйственной отсталости, нехватки рабочих мест выходцы из сел, не имеющие никакой квалификации, пополняют ряды городских безработных. Неконтролируемый рост городского населения и площади городской застройки опережают возможности городской экономики, развитие производственной базы города и приводят к непропорциональному увеличению сферы обслуживания. Урбанизация такого типа часто называется ложной урбанизацией.

Особенностью процесса урбанизации в развитых странах стало явление субурбанизации – переезд части городского населения в пригороды. В США 60% жителей агломераций проживает в пригородах. Это связано с ухудшением экологических условий в крупных городах, удорожанием инфраструктуры.

IV. Закрепление изученного материала.

  • Почему города стали главной формой расселения людей в современном мире?
  • В чем разница понятий «город», «агломерация», «мегалополис»?
  • Назовите качественные и количественные различия урбанизации в развитых и развивающихся странах.