Цели урока:
- Обучающие: познакомить учащихся с новыми понятиями: землетрясение, очаг землетрясения, эпицентр, цунами, вулкан, обвал, оползни; подвести учащихся к пониманию стихийности и непредсказуемости этих явлений; ознакомить учащихся с правилами поведения в экстремальных ситуациях.
- Развивающие: продолжить формировать умение работать с картой атласа, умение пользоваться дополнительной литературой, умение логически мыслить, обобщать, сравнивать, анализировать, участвовать в обсуждении.
- Воспитывающие: воспитание чувства ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей; толерантного отношения к друг другу.
Оборудование урока: карта «Районы распространения землетрясений и вулканов», атласы по географии 6 класс, мультимедийная презентация, модель «Строение вулкана», ТСО.
Урок проведен с использованием современных технических средств: мультимедийного проектора, персонального компьютера, интерактивной доски.
Ход урока
1. Актуализация знаний, необходимых для изучения темы. (слайд 2–4)
- Какие составные части образуют литосферу? (Литосфера состоит из земной коры и верхней части мантии)
- Из чего состоит земная кора и можно ли её считать неподвижной? (Земная кора состоит из литосферных плит, которые находятся в постоянном движении)
- Почему двигаются литосферные плиты? (Мантия в недрах Земли находится в расплавленном виде, эти потоки расплавленного вещества двигают литосферные плиты)
2. Постановка темы урока, проблемного вопроса и цели. (слайды 5, 6, 7)
– Сегодня на уроке мы будем говорить о стихиях литосферы. Откройте тетради и запишите тему урока «Стихии литосферы». (слайд 5)
Вступительное слово учителя:
Довольно часто в сводках новостей появляются тревожные сообщения о самых катастрофических стихийных бедствиях – землетрясениях, извержениях вулканов, обвалах, когда за несколько секунд разрушаются здания, возникают пожары и выбросы вредных веществ. Зачастую это сопровождается паникой среди населения, всё это влечет за собой гибель людей. У меня к вам вопрос: «Как вы думаете, как нужно себя вести людям, живущим в районах извержения вулканов, частых землетрясений и других стихийных бедствий, происходящих в литосфере?» (слайд 6). (Варианты ответов)
Чтобы правильно и полно ответить на этот вопрос, мы с вами должны рассмотреть, что такое землетрясения и можно ли их предсказать, что такое цунами и как оно образуется, что такое вулканы, обвалы и оползни и как себя вести в чрезвычайных ситуациях. (слайд 7).
3. Изучение новой темы
– Итак, давайте начнем с грозного явления, о котором, наверное, слышал каждый – землетрясения. (слайд 8). А почему грозное? Да потому, что сильные землетрясения способны вызвать серьезные нарушения. И за несколько секунд окружающая местность может стать неузнаваемой от разрушенных зданий. В результате гибнет много людей.
Как вы думаете, почему происходят землетрясения? (Земная кора состоит из плит, которые постоянно двигаются. При их столкновении возникают подземные толчки – землетрясения)
– А где именно на поверхности будут наблюдаться самые серьёзные нарушения? (слайд 9) (В центре землетрясения, т.е. в его очаге – это место, где происходит сдвиг горных пород)
– Правильно. А над очагом на земной поверхности расположено место наибольшего проявления землетрясения – эпицентр. Колебания земной коры передаются на большие расстояния. По рисунку выявите зависимость между силой разрушения и расстоянием от эпицентра землетрясения. (Чем ближе к эпицентру располагаются какие-либо постройки, тем они больше страдают от разрушений)
– Сделаем вывод, что такое землетрясение? (Варианты ответов) (слайд 10) (Запись определения в тетрадь)
– А как вы думаете, под водой – в морях и океанах могут наблюдаться подземные толчки? Если да, то почему? (Варианты ответов)
– Могут, ведь дно морей и океанов образовано океанической корой, которая в свою очередь состоит из двигающихся плит. (слайд 11) Над очагом моретрясения наблюдаются колебания воды. Эти небольшие колебания по мере удаления от очага преобразуются в большую волну. А что из себя представляет большая волна, давайте посмотрим. (слайд 12)
– Что же такое цунами?(Варианты ответов) (слайд 13) (Запись определения в тетрадь)
Сообщение учащегося «Землетрясения»
Первое землетрясение было зарегистрировано в 2050 году до н.э., с тех пор землетрясения регистрируются регулярно. Самое сильное землетрясение в истории человечества произошло в 1201 году в районе восточного побережья Средиземного моря; эта катастрофа унесла жизни более 1 миллиона человек, в основном это были жители Египта и Сирии.
Землетрясения сопровождаются грохотом и гулом из недр Земли. По поверхности Земли бегут трещины, их ширина достигает несколько метров. Земля ходит ходуном, образуются и исчезают пропасти, которые поглощают все, что находится на поверхности. Наибольшую опасность землетрясения представляют для строений. Во время подземных толчков жилые дома, промышленные здания, гидротехнические и транспортные сооружения повреждаются частично или полностью. Землетрясения в считанные минуты разрушают города и сёла, меняют облик природы, подрывают экономику государств, травмируют и убивают людей.
– А можно ли заранее предсказать землетрясения, т.е. спрогнозировать их?
Сообщение учащегося «Прогноз землетрясений»
Прогноз землетрясений может быть разный – долгосрочной, краткосрочный и оперативный. Первый дается на ближайшие десятки – сотни лет, второй – годы, месяцы, дни, иногда даже и часы. Предвестников землетрясений очень много и они совершенно разные. Когда речь идет о долгосрочном прогнозе, то в областях сильных землетрясений, происходящих раз в десятки лет, важным показателем является длительное их отсутствие. Чем это время больше, тем вероятность сильного землетрясения возрастает. В некоторых случаях важную роль играет периодичность землетрясений по данным многолетних наблюдений. Перед землетрясением часто изменяется магнитное поле, акустические свойства среды, животные ведут себя необычно.
В настоящее время известно около 70 видов животных, зарекомендовавших себя в качестве прогнозистов землетрясений. Собаки начинают выть, всплывают глубоководные рыбы, приплывают к берегам угри, улетают птицы, кошки покидаю дома, домашние животные отказываются от еды, беспокойно толкаются в загонах, пытаются покинуть помещения. Замечено: симптомы аномального поведения усиливаются за 1-2 часа до землетрясения.
Но, тем не менее, в мире до сих пор гибнет большое количество людей в результате землетрясений, т.к. несмотря на все эти прогнозы, ученые не могут с точностью предсказать где, в каком месте, в который час будут наблюдаться подземные толчки.
(слайд 14) – Еще в Древнем Китае был придуман сейсмограф, состоящий из кувшина и лягушек с открытыми ртами. В кувшине подвешенный груз чутко реагирует на малейшие колебания. По окружности кувшина – головы дракона с шариками в пасти. Груз, двигаясь от колебаний, приводит к тому, что шарики из пасти дракона падают в рот лягушки.
(слайд 15) – Существуют и современные сейсмографы, которые связаны с компьютером и реагируют на изменения в литосфере.
(слайд 16) – Поговорим с вами об огненном дыхании недр – вулканах.
Там, где магма ведет себя наиболее активно образуются трещины и разломы, по которым поднимаются магматические газы и расплавленные породы. Доходя до земной поверхности, они вырываются наружу и, застывая, образуют характерные лавовые поля и отдельно стоящие вулканические конусы, или вулканы. А на вершине вулкана обычно находятся чашеобразные углубления - кратеры (слайд 17).
Сообщение учащегося «Как появилось слово "Вулкан"» (слайд 18)
Слово «вулкан» происходит от латинского слова «вулканус». По древнему преданию, Вулканус – это мифический римский бог огня и кузнечного дела. Он устроил свою кузницу глубоко под горой на острове Вулькано к северу от Сицилии. Дым и огонь, которые порой вырывались из этой горы, свидетельствовали о том, что Вулканус раздувает гигантскими мехами свой горн, а зловещие звуки, дрожание Земли и рокот связывали с нанесением ударов молотком о наковальню.
– «…дым и огонь, вырывались из этой горы…» Давайте посмотрим на это явление. (слайд 19)
– На Земле известно более 600 активных вулканов. А где же расположено их большинство?
– На границе литосферных плит. (слайд 20)
– Правильно. Большинство расположено вдоль побережий Тихого океана – на Камчатке, Курильских, Японских островах, на Аляске, в Андах, Кордильерах. А многие вулканы, поднимаясь со дна океанов образуют вулканические острова (показ по модели «Строение вулкана»). Такими островами являются Гавайские и Кирильские (показать по карте).
– Давайте посмотрим в наши атласы и выясним, каким значком обозначаются вулканы на картах?
– Звездочкой красной и черной. Красным цветом обозначают действующие вулканы, которые извергались хотя бы раз на памяти человека. А черными – потухшие вулканы, ни разу не извергавшиеся на памяти людей.
Сообщение учащегося «Грозные вулканы Этна и Кракатау»
На острове Сицилия в Италии находится вулкан Этна, это самый высокий действующий вулкан в Европе, его высота превышает 3300 метров. У вулкана более 260 кратеров. Извержение Этны 14 марта в 1669 году привело к гибели от 20 до 100 тысяч человек. Уничтожено 50 городов. Несколько раз в месяц Этна подает признаки жизни, привлекая к себе многочисленных туристов. Мощные извержения вулкана зарегистрированы в 1993 и 2002 годах.
В 1883 году в Индонезии произошло катастрофическое извержение вулкана Кракатау. Взрыв огромной мощности разорвал вулкан. Звук взрыва был слышен в радиусе 5 тысяч км. Вулканический пепел поднялся на высоту 15 км и накрыл площадь аж в 800 тысяч км2. Взрыв вызвал высокие волны цунами, которые погубили 40 тысяч человек на островах Ява и Суматра.
Вопросы:
- Где находится вулкан Этна? (показать по карте)
- Где находится вулкан Кракатау? (показать по карте)
– А вы хотели бы издалека посмотреть на действующий вулкан? (Варианты ответов)
– Представьте себе, что ваше желание сбылось! Тогда вам нужно знать правила поведения в районе действующих вулканов. Как же нужно себя вести, если вы оказались недалеко от вулкана? (Варианты ответов)
Во время путешествия по районам действующих вулканов не следует спускаться в кратеры вулканов. Даже на дне кратеров потухших вулканов могут скапливаться тяжелые ядовитые газы.
– Теперь мы с вами поговорим о таких явлениях, которые часто сопровождают землетрясения и извержения. Это обвалы и оползни. (слайд 21)
– Причинами обвалов могут быть землетрясения, разработка карьеров, взрывные работы, выемка грунта при строительстве дорог.
Сообщение учащегося «Самые большие обвалы»
31 мая 1970 года в результате землетрясения с вершины горы Уаскаран отломился кусок льда длиной 1,5 км и шириной 1 км. Под обвалом погибло 20 тысяч человек.
22 сентября 2002 года произошел обвал пульсирующего ледника в Кармадонском ущелье (Республика Северная Осетия – Алания, Россия). Скорость движения была более 100 км/час, длина тела обвала более 30 км, толщина несколько десятков метров. Погибло и без вести пропало более 100 человек.
– Что такое обвал? (Варианты ответов) Запись определения в тетрадь. (слайд 22)
– А чтобы выяснить какое явление называется оползнями, нужно разобрать это слово по составу, получим, корень «полз», который говорит о том, что-то сползает, смещается по склону. (слайд 23)
Основные причины образования оползней:
- Увеличение крутизны склона в результате подмывания основания водой;
- Ослабление прочности пород при их выветривании или переувлажнении;
- Сейсмические толчки;
- Нарушение технологии горных выработок;
- Вырубка леса и уничтожение другой растительности на склонах.
Сообщение учащегося «Оползни»
Оползень – это смещение масс горных пород по склону под воздействием собственной силы тяжести. В 1654 году в Китае оползень унес жизни 12 тысяч человек. Трагедия гораздо большего масштаба обрушилась на эту страну в 1920 году. Серия оползней в провинции Ганьсу погубила 180 тысяч человек.
В 1966 году в Рио-де-Жанейро в Бразилии грязевые оползни стали причиной гибели 239 человек, тысячи получили ранения. Подобная беда повторилась через год. Причиной оползней стала бесконтрольная вырубка лесов на склонах, окружающих город.
– Что такое оползень? (Варианты ответов) Запись определения в тетрадь. (слайд 24)
Оползни чаще всего возникают в горах после сильных и продолжительных дождей, многоснежных зим, а так же в городах, которые расположены на обрывистых берегах рек и морей. В нашей стране оползнеопасными районами считаются Черноморское побережье Кавказа, крутые берега Волги, Енисея и других крупных рек.
– Каким же должно быть наше поведение, если мы находимся в районе обвала или оползня? (Варианты ответов)
Не следует копать углубления в нижних частях обрывов. Опасно стоять у самого края обрывов, т.к. ваш вес может увеличить нагрузку на грунт и вызвать обвал или оползень.
4. Выводы по уроку.
– Мы рассмотрели стихии литосферы. Какой вывод мы можем сделать? Какие бывают стихии литосферы по качеству, по силе и как себя нужно вести при этом? (Варианты ответов)
Вывод: Стихии литосферы – самые катастрофические и часто непредсказуемые. В зонах возможных землетрясений, извержений вулканов, сползания грунта следует быть очень бдительным! (слайд 25)
– Ребята, вспомните, какой вопрос мы с вами ставили в начале урока? (слайд 26) Мы ответили на него?
- Быть бдительным.
- Не поддаваться панике в случае возникновения стихийного бедствия.
- По возможности помогать пострадавшим.
У каждого из вас после нашего урока останется памятка «Это важно знать!» с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях. (Приложение 1)
5. Закрепление изученного материала
1) Задача: (слайд 27) В октябре 1994 г наблюдалось интенсивное извержение Ключевская Сопка на Камчатке. В районе островов Хоккайдо и Южных Курил произошли землетрясения. Как объяснить факт появления этих явлений в данном районе?
Ответ: Полуостров Камчатка, острова Хоккайдо и Курилы располагаются на границе литосферных плит. Вероятно, в это время происходило интенсивное движение плит, что повлекло за собой извержение вулкана и землетрясения. (слайд 28)
Если останется время, можно рассмотреть следующее задание.
2) Задача: (слайды 29–30) В каких произведениях искусства рассказывается о стихиях литосферы и их последствиях? Приведите примеры.
6. Д.З.
Прочитать §18.
Используемая литература
- Кошевой В.А., Душина И.В., Лобжанидзе А.А. География (Мир Земли). Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. – М.: Баласс, 2007. – 272 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
- Герасимова Т. П. География. Начальный курс / Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.
- За страницами учебника географии. – М.: Дрофа, 2005.
- Электронные уроки Кирилла и Мефодия. География. 6-7 класс, 2004 г.
- Н.А.Никитина. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: «ВАКО», 2005. – 288с.– (в помощь школьному учителю)
- Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника. М., 2004, 400 с.