В основу предлагаемой системы обогащения словарного запаса учащихся положены следующие наиболее общие положения: соотношение слова и реалии при толковании лексического значения слова; рассмотрение слова в его родовидовых, синонимических и антонимических связях, в его отношении с родственными словами; показ валентных связей; выявление стилистической принадлежности слова; включение слова в контекст. (Основы методики…,1978, с.277).
Стремясь к созданию целостного методического комплекса, я включаю в него все важнейшие этапы работы над словом – от первичной семантизации до использования в речевой практике.
Комплекс упражнений рассчитан на три этапа изучения слова:
1этап подготовительный – получение первичных сведений о значении и функционировании архитектурной лексики,
2 этап усвоения – процесс формирования лексико-грамматических навыков употребления данной группы слов на уровне слова, словосочетания, предложения и текста;
3 этап активизации – применение полученных сведений в самостоятельной речевой деятельности.
Содержательно-структурной единицей, вокруг которой строится работа по обогащению лексики, является система упражнений.
Под системой упражнений обычно понимают “организацию взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учетом последовательности становления речевых умений и навыков и характера реально существующих актов речи” (Н.И.Гез, 1969, с31). Отношения типов упражнений характеризуются отношениями части и целого (М.С.Ильин, 1975, с. 127).
Методическая типология упражнений отражает основные этапы тренировочного процесса, направленного на формирование и развитие речи школьников, включая продуктивную речь, что соответствует основополагающему принципу методики преподавания русского языка в школе – принципу коммуникативной направленности обучения.
Каждый этап характеризуется набором определенных типов упражнений.
На 1 этапе используются следующие виды словарно – семантических упражнений.
- Запись толкования лексического значения слова (или чтение этого толкования по словарю).
- Подбор к данным словам толкований их лексического значения
- Узнавание слова по его толкованию.
- Составление словарной статьи многозначного слова (по данным толкованиям или по контексту) и разных значений многозначного слова.
- Подбор слов, относящихся к одной смысловой теме, лексико – семантической группе. Подбор родственных слов, синонимов, антонимов, родового или видового слов.
2 этап предполагает обучение сочетаемости слов, в зависимости от их значений; составлению контекстов (предложений, связных высказываний), которые позволили бы проявиться определенному значению слова; нахождению и исправлению лексических ошибок и недочетов.
Для реализации этих целей используются следующие виды упражнений:
- составление словосочетаний;
- составление предложений;
- нахождение лексических ошибок и недочетов и их исправление;
- описание отдельных деталей архитектурного памятника по фотографиям и рисункам.
Слова используются как дидактический материал для всех видов работ, выполняемых на уроке (для всех видов разбора слова, для склонения и спряжения, для составления словосочетаний и предложений и т.д.).
Работа над семантикой и актуализацией слов происходит либо до выполнения грамматического задания, если усвоение нового материала основывается на лексике, либо после (как дополнительное задание). При этом вновь семантизированные слова записываются учащимися в специальные тематические словари, которые в дальнейшем используются для справок при подготовке к сочинениям.
3 этап включает подготовку и написание сочинения – описания православной церкви. Для создания речевой ситуации мы предлагаем организовать экскурсию в местную православную церковь и рассмотреть ее архитектурное убранство.
В результате проведенной работы в тетрадях учащихся возникает нижеследующая запись.
План наблюдений | Материалы | Для дополнений |
После чего мы показываем, как следует применять собранные материалы, выступаем с устным описанием, пользуясь имеющими записями.
Ученики понимают, что с обирание материалов требует наблюдательности, внимания к признакам предметов и деталям, которые можно сразу и не заметить, но которые играют подчас большую роль.
Затем в классе ребята обмениваются впечатлениями, совместно составляют план описания и пишут сочинение “Архитектура (название) православной церкви”.
Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана – это и самостоятельная речевая деятельность, это и средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части (подтемы, микротемы ), определения темы и главной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта, оформления плана, соотношения плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.
При составлении плана следует различать план текста и композиционную схему текста типа описания, повествования, рассуждения. Различные функционально – смысловые типы текстов строятся по – разному. Для описания церкви, как архитектурного памятника, мы будем пользоваться композиционной схемой делового (научного) описания.
- Назначение предмета.
- Главные признаки предмета:
а) форма, размер;
б) материал, из которого сделан предмет,
в) устройство.
Учитель обращает внимание учащихся на композицию описания, на последовательность описания отдельных архитектурных элементов церкви. Но задача учащихся – составить содержательный план.
Сопоставление композиционной схемы и плана текста может рассматриваться как особый прием работы, подготавливающий учащихся к самостоятельному составлению плана.