ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы
В последние годы в современном российском обществе происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов.
Беспрецедентный динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили новую качественную проблему – воспитание социально активной и социально-адаптивной, ответственной за свои поступки личности.
Наиболее важные задачи системы образования в настоящее время заключаются в том, чтобы предоставить любому обучающемуся широкие возможности выбора своего пути, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему вырабатывать целостный взгляд на мир, формироваться в полноценного гражданина своей страны.
Являясь одним из институтов социализации личности, учреждения дополнительного образования детей играют особую роль в процессе формирования гражданской позиции ребенка. Определение своей гражданской позиции невозможно без начальных правовых знаний, без принципиального признания права реальной социальной силой, без уважения к закону и правопорядку.
Существенными причинами правонарушений среди несовершеннолетних является противоречивость положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения, с другой, – из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона другими людьми. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм.
Социологические исследования осведомленности несовершеннолетних в области права показывают достаточно низкий уровень знаний. В частности, социологические исследования правосознания несовершеннолетних обнаруживают непонимание ими важности правовой культуры в развитии личности. В этой связи проблема формирования правого сознания и повышение правовой культуры является социально значимой и чрезвычайно актуальной.
Цель программы – формирование правового сознания воспитанников Центра, т.е. воспитание полноценного члена общества, способного действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и поступки.
Задачи программы:
- формировать основы правовых знаний;
- развивать умения применять полученные знания в конкретных ситуациях;
- формировать навыки социально активного поведения личности, проявляющиеся в осознанном правомерном поведении;
- прививать навыки законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
- способствовать обогащению содержания и форм общения, раскрытию социальных норм, регулирующих взаимодействие людей.
Адресат программы
Программа адресована воспитанникам Центра в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено детям подросткового возраста, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологических позиций, но и с социальной точки зрения. Именно этот возраст характеризуется неустойчивостью, противоречивостью правового сознания, что объясняется склонностью поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к “романтическому” приключению. Все эти обстоятельства требуют внимательного их учета в правовом воспитании, систематической профилактической работы.
Продолжительность реализации программы – 1 год
Реализация программы основана на принципах:
– гуманизма;
– верховенства права, уважения прав и свобод
человека;
– природосообразности, т.е. в ходе реализации
программы происходит не “переделка” ребёнка, а
развитие имеющегося потенциала;
– деятельностного подхода к воспитанию
личности, т.е. воспитание не морализацией, а
организацией непосредственной
жизнедеятельности ребёнка;
– возрастной целесообразности, т.е. отбора
содержания и форм деятельности в соответствии с
ведущими потребностями ребёнка;
Методические особенности, формы деятельности
Программа строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.
Основным педагогическим инструментом в реализации программы станет сотворчество, совместная деятельность в неформальном, партнерском взаимодействии детей, родителей и педагогов ЦТТ. Совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья, отношений для каждого участника этого процесса.
На каждом из этапов реализации данной программы предусмотрено использование психолого-педагогической диагностики.
Выбор формы деятельности определяется содержанием и возрастом воспитанников – в работе с воспитанниками младшего школьного возраста преимущественно используются:
– тематические беседы;
– ролевые игры;
– встречи со специалистами;
– станционные игры;
– выставки творческих работ по соответствующим темам;
– викторины;
– игровые программы;
– и т.д.
Для организации работы с воспитанниками среднего школьного возраста:
– тематические беседы;
– ролевые игры;
– встречи со специалистами;
– устные журналы;
– выставки творческих работ по соответствующим темам;
– конкурсные программы;
– работа в пресс-центре (подбор материалов и оформление буклетов, памяток, презентаций);
– и т.д.
Для организации работы с воспитанниками старшего школьного возраста:
– тематические беседы;
– деловые игры;
– круглые столы;
– мозговые штурмы;
– дискуссии;
– встречи со специалистами;
– заседание политического клуба;
– выставки творческих работ по соответствующим темам;
– работа в пресс-центре (подбор материалов и оформление буклетов, памяток, презентаций);
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
- родительское собрание;
- консультация психолога;
- презентация опыта семейного воспитания;
- индивидуальная работа;
- копилка “вопрос – ответ”.
Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:
- познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
- трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
- досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы и т.д).
Методы взаимодействия:
- Убеждение – процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
- Психологическое заражение – воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
- Поощрение/наказание – похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
- Упражнение – опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
- Коррекция – оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
- Ситуация морального успеха – поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.
Ожидаемые результаты
- Овладение элементарными правовыми знаниями.
- Сформированность умения применять полученные знания в конкретных ситуациях.
- Сформированность понимания необходимости законопослушного поведения.
- Развитие устойчивого интереса к знанию и соблюдению прав
- Развитие межличностных отношений, коммуникативных навыков, эмпатии и толерантности.
Формы подведения итогов реализации программы:
– анкетирование;
– выпуск тематических буклетов;
– оформление информационных стендов в учебных кабинетах и общеучрежденческих;
– разработка и защита творческих проектов по соответствующей тематике;
– конкурс-выставка творческих работ по
соответствующей тематике;
– разработка и защита творческих проектов по соответствующей тематике;
– конкурс-выставка творческих работ по соответствующей тематике;
Приложение №1 – план реализации программы
Приложение №2 – информационное обеспечение программы
Нормативно-правовая основа программы
- Декларация прав человека.
- Декларация прав ребенка.
- Конвенция о правах ребенка.
- Конституция Российской Федерации.
- Гражданский кодекс Российской Федерации.
- Трудовой кодекс Российской Федерации.
- Семейный кодекс Российской Федерации.
- Уголовный кодекс.
- Закон об образовании.
- Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования.
- Программа развития образования г. Муравленко до 2010 г.
- Программа развития МАОУДОД Центр технического творчества на 2006 – 2011гг.
- Устав МАОУДОД Центр технического творчества.
Список литературы
- Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. М., 1999.
- Первые шаги. Лондон, 1997.
- Права человека: Книга для чтения (9-11 классы). Березники, 2001.
- Права человека: методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.
- Преподавание прав человека: Книга для учителя (6-8-е классы). Т.1-2. М., 2000.
- Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004.