Комплексно-целевая программа "Я и право"

Разделы: Внеклассная работа


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы

В последние годы в современном российском обществе происходят глубокие изменения во многих сферах жизни общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система ценностей и приоритетов.

Беспрецедентный динамизм нашего времени, быстрая смена технологий, постоянная потребность в новых знаниях породили новую качественную проблему – воспитание социально активной и социально-адаптивной, ответственной за свои поступки личности.

Наиболее важные задачи системы образования в настоящее время заключаются в том, чтобы предоставить любому обучающемуся широкие возможности выбора своего пути, научить его свободно двигаться в пространстве идей, в мире образов, развить его мышление и эмоциональное восприятие действительности, помочь ему вырабатывать целостный взгляд на мир, формироваться в полноценного гражданина своей страны.

Являясь одним из институтов социализации личности, учреждения дополнительного образования детей играют особую роль в процессе формирования гражданской позиции ребенка. Определение своей гражданской позиции невозможно без начальных правовых знаний, без принципиального признания права реальной социальной силой, без уважения к закону и правопорядку.

Существенными причинами правонарушений среди несовершеннолетних является противоречивость положения, в которое они нередко попадают. С одной стороны, они усваивают требования морали и права, безусловную необходимость их исполнения, с другой, – из средств массовой информации и общения узнают о многочисленных фактах грубого нарушения норм нравственности и закона другими людьми. Это вносит сумятицу в их сознание, ставит под сомнение действительную ценность закона и правовых норм.

Социологические исследования осведомленности несовершеннолетних в области права показывают достаточно низкий уровень знаний. В частности, социологические исследования правосознания несовершеннолетних обнаруживают непонимание ими важности правовой культуры в развитии личности. В этой связи проблема формирования правого сознания и повышение правовой культуры является социально значимой и чрезвычайно актуальной.

Цель программы – формирование правового сознания воспитанников Центра, т.е. воспитание полноценного члена общества, способного действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и поступки.

Задачи программы:

  • формировать основы правовых знаний;
  • развивать умения применять полученные знания в конкретных ситуациях;
  • формировать навыки социально активного поведения личности, проявляющиеся в осознанном правомерном поведении;
  • прививать навыки законопослушного поведения, умения защищать свои права и свободы в установленном порядке;
  • способствовать обогащению содержания и форм общения, раскрытию социальных норм, регулирующих взаимодействие людей.

Адресат программы

Программа адресована воспитанникам Центра в возрасте от 7 до 18 лет и их родителям. Особое внимание уделено детям подросткового возраста, так как подростковый возраст является критическим не только с медицинской и психологических позиций, но и с социальной точки зрения. Именно этот возраст характеризуется неустойчивостью, противоречивостью правового сознания, что объясняется склонностью поддаваться воздействию массовой психологии, законам ложного товарищества и чести. Подросток может пойти на правонарушение за компанию, опасаясь обвинения в предательстве, в трусости или поддавшись случайно возникшему влечению к “романтическому” приключению. Все эти обстоятельства требуют внимательного их учета в правовом воспитании, систематической профилактической работы.

Продолжительность реализации программы – 1 год

Реализация программы основана на принципах:

– гуманизма;
– верховенства права, уважения прав и свобод человека;
– природосообразности, т.е. в ходе реализации программы происходит не “переделка” ребёнка, а развитие имеющегося потенциала;
– деятельностного подхода к воспитанию личности, т.е. воспитание не морализацией, а организацией непосредственной жизнедеятельности ребёнка;
– возрастной целесообразности, т.е. отбора содержания и форм деятельности в соответствии с ведущими потребностями ребёнка;

Методические особенности, формы деятельности

Программа строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых.

Основным педагогическим инструментом в реализации программы станет сотворчество, совместная деятельность в неформальном, партнерском взаимодействии детей, родителей и педагогов ЦТТ. Совместная деятельность может быть не только интересной и увлекательной, она выгодна с точки зрения здоровья, отношений для каждого участника этого процесса.

На каждом из этапов реализации данной программы предусмотрено использование психолого-педагогической диагностики.

Выбор формы деятельности определяется содержанием и возрастом воспитанников – в работе с воспитанниками младшего школьного возраста преимущественно используются:

– тематические беседы;
– ролевые игры;
– встречи со специалистами;
– станционные игры;
– выставки творческих работ по соответствующим темам;
– викторины;
– игровые программы;
– и т.д.

Для организации работы с воспитанниками среднего школьного возраста:

– тематические беседы;

– ролевые игры;
– встречи со специалистами;
– устные журналы;
– выставки творческих работ по соответствующим темам;
– конкурсные программы;
– работа в пресс-центре (подбор материалов и оформление буклетов, памяток, презентаций);
– и т.д.

Для организации работы с воспитанниками старшего школьного возраста:

– тематические беседы;
– деловые игры;
– круглые столы;
– мозговые штурмы;
– дискуссии;
– встречи со специалистами;
– заседание политического клуба;
– выставки творческих работ по соответствующим темам;
– работа в пресс-центре (подбор материалов и оформление буклетов, памяток, презентаций);

Формы взаимодействия педагогов и родителей:

  • родительское собрание;
  • консультация психолога;
  • презентация опыта семейного воспитания;
  • индивидуальная работа;
  • копилка “вопрос – ответ”.

Формы совместной деятельности педагогов, родителей и воспитанников:

  • познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы и т.д.;
  • трудовая деятельность: оформление кабинетов, благоустройство и озеленение территории, выставка семейных поделок и т.д.;
  • досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы и т.д).

Методы взаимодействия:

  • Убеждение – процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения.
  • Психологическое заражение – воспитание психических состояний, обладающих, как правило, яркой эмоциональной окрашенностью.
  • Поощрение/наказание – похвала, благодарность / общественное порицание, осуждение.
  • Упражнение – опосредованное влияние на воспитанника, их самовоспитание в созданных педагогом воспитательных ситуациях риска, помощи слабым и др.
  • Коррекция – оказание психолого-педагогической помощи в переосмыслении воспитательного процесса как фактора развития личности.
  • Ситуация морального успеха – поддержка воспитанника, закрепление положительного в его развитии.

Ожидаемые результаты

  1. Овладение элементарными правовыми знаниями.
  2. Сформированность умения применять полученные знания в конкретных ситуациях.
  3. Сформированность понимания необходимости законопослушного поведения.
  4. Развитие устойчивого интереса к знанию и соблюдению прав
  5. Развитие межличностных отношений, коммуникативных навыков, эмпатии и толерантности.

Формы подведения итогов реализации программы:

– анкетирование;
– выпуск тематических буклетов;
– оформление информационных стендов в учебных кабинетах и общеучрежденческих;
– разработка и защита творческих проектов по соответствующей тематике;
– конкурс-выставка творческих работ по
соответствующей тематике;
– разработка и защита творческих проектов по соответствующей тематике;
– конкурс-выставка творческих работ по соответствующей тематике;

Приложение №1 – план реализации программы

Приложение №2 – информационное обеспечение программы

Нормативно-правовая основа программы

  1. Декларация прав человека.
  2. Декларация прав ребенка.
  3. Конвенция о правах ребенка.
  4. Конституция Российской Федерации.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  6. Трудовой кодекс Российской Федерации.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации.
  8. Уголовный кодекс.
  9. Закон об образовании.
  10. Федеральный закон № 124-Ф3 от 24 июля 1998 г. “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.
  11. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования.
  12. Программа развития образования г. Муравленко до 2010 г.
  13. Программа развития МАОУДОД Центр технического творчества на 2006 – 2011гг.
  14. Устав МАОУДОД Центр технического творчества.

Список литературы

  1. Лукашева Е.А. Права человека: Учебник для вузов. М., 1999.
  2. Первые шаги. Лондон, 1997.
  3. Права человека: Книга для чтения (9-11 классы). Березники, 2001.
  4. Права человека: методика преподавания в школе (9-11 классы). Пермь, 2004.
  5. Преподавание прав человека: Книга для учителя (6-8-е классы). Т.1-2. М., 2000.
  6. Экштайн К. Основные права и свободы. Учебное пособие для вузов. М., 2004.